Найти в Дзене
Киновед в штатском

Путь самурая: Как "Джон Уик" из малобюджетного боевика трансформировался в мегафраншизу

Безусловно, еще очень рано подводить черту под историей одинокого наемного убийцы, ищущего справедливость и умиротворение – четвертая часть с успехом идет в кинотеатрах по всему миру (и в России? – и в России!) прямо сейчас, причем устанавливает рекорды и открывает двери для возможных спин-оффов, приквелов и перезапусков. Именно эти кассовые достижения и феноменальная любовь публики и заставляет задуматься, а что за феномен появился прямо на наших глазах. "Джон Уик" начинался как самый заурядный боевик, который публика должна была забыть через час после выхода из кинозала – так что же создатели этой серии фильмов сделали такое, что через девять лет история стала еще более увлекательной, чем была? Что это за каскадерский трюк такой? Давайте разбираться.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Отмотаем пленку на 2014-й – о, волшебные времена! – чтобы в полной мере оценить масштаб роста "Джона Уика" нам стоит вспомнить контекст и атмосферу того времени, когда вышел первый фильм. Сложно в это поверить, но в начале 2010-х Киану Ривз находился на краю пропасти. За последние пять лет он снялся в двух крупных студийных картинах, но обе оказались провальными – ни "День, когда Земля остановилась", ни "47 ронинов" не снискали признания. Между этими проектами актер демонстрировал таланты в скромных авторских постановках вроде "Криминальной фишки от Генри", но ни денег, ни славы, ни удовлетворения такое кино не приносило. В отчаянии, почти одновременно с "Джоном Уиком", Киану снялся сразу в нескольких слабеньких лентах, которым путь был прямиком на видео – вроде "Кто там" или "Дочь Бога" – рассчитывая, что хоть где-то какой-то фильм выстрелит.

-3

Отнюдь не на коне была и продюсерская компания Thunder Road Films, привлекшая Ривза к работе над "Джоном Уиком" – прежде этим ребятам удавалось лишь пару раз послужить младшими партнерами на фильмах Warner Bros., но похвастать собственным шумным проектом пока не приходилось. Учитывая шаткое положение Киану, Тандеры и с "Уиком" предпочитали не заглядывать слишком далеко – многим казалось, что зрителя ждет еще один "Защитник" или "Глубокая паутина". Интересно, что даже сняв фильм, с готовой картиной в руках продюсерам не удавалось найти дистрибьютора – только одну студию заинтересовала история в которой бывший киллер мстит бандитам за убитую собаку. Этой студией оказалась Lionsgate.

-4

Данная компания в начале и середине 2010-х успешно эксплуатировала молодежную аудиторию, выпуская романтические приключения вроде "Голодных игр" и "Тепла наших тел", но на ниве боевиков всё было более чем грустно. Был удачный, но нишевый опыт с "Неудержимыми". Был обласканный фанатами, но провалившийся в прокате "Дредд". Не взлетели "Возвращение героя" и "Я, Алекс Кросс". Позорным получился "Геракл: Начало легенды". В общем – стрельба, драки и погони не были сильной стороной Lionsgate, в то время как Ривз отчаянно нуждался хоть в какой-то поддержке. Из этого тандема по всем правилам экономики не должно было получиться ничего путного. Так что же случилось?

-5

Иногда такое случается как-то само собой – ты едва пробиваешься через ураган, стихия готова сбить тебя с ног, ударить, унести, но внезапно перед тобой открывается так называемый "глаз бури", место, где тысячи проблем взаимно уравновесились и позволили перевести дух. Для Джона Уика этот счастливый час наступил в августе 2014-го, когда Lionsgate и Summit договорились о запуске фильма в прокат в октябре того же года. Два месяца – катастрофически сжатые сроки для рекламной кампании, но здесь-то фильму и помогло чудо. Даже несколько.

-6

Сперва обнаружилось, что публика отчаянно хочет видеть Киану Ривза в современном классическом боевике. "Ронины" – это хорошо, "Матрицы" – великолепно, но аудитория тосковала по "Скорости" и "На гребне волны". Опросы и фокус группы показали, что ожидания от "Джона Уика" просто зашкаливают. Второе – вы не поверите – неожиданным плюсом для прогрева интереса к новинке стала утечка сюжетного поворота с собакой. Как только потенциальным зрителям стало известно, что Джон Уик мстит злодеям за убитого щеночка, количество желающих посмотреть ленту выросло кратно. Начало 2010-х было временем бума собак в интернете – вспомните всех этих Доджи, Мопса Дага и прочую хвостатую живность, которой умилялись миллионы. Уик с псом оказался на волне.

-7

Результат превзошел все самые смелые ожидания – фильм стартовал в прокате так, словно это не мертвый для боевиков конец осени, а разгар летней битвы блокбастеров. В США "Джон Уик" собрал больше, чем "47 ронинов", а те – на минутку – стоили на 150 миллионов дороже! Также легко фильм с Киану Ривзом обошел другие недавние боевики Lionsgate вроде "Плана побега". Такие истории успеха крайне ценят в Голливуде, а потому одиночный, ни на что не претендующий незатейливый боевик продюсеры и студийные боссы решили превратить в полноценную франшизу.

-8

Несмотря на то, что американский кинематограф ориентирован на франшизы и редкая успешная лента здесь обходится без сиквела, до сих пор никто не может гарантировать успеха продолжения даже самой хорошей истории. Всё дело в том, что вторая часть, как ни крути, опирается на предыдущую ленту, использует ее наработки и обращается к поклонникам оригинала. В этом таится опасная ловушка – если сиквел не дает ничего нового, он обречен замкнуться на лояльную аудиторию и не получить прироста зрителей. Так было с "Сумерками" – как ни бились авторы продолжений, на них ходили только фанаты. Или вспомните обвал после первого уикенда сборов недавней "Смертельной битвы" – все поклонники посмотрели кино в первую неделю, а больше она никому не была нужна.

-9

"Джон Уик" на этом фоне показал крайне нестандартный подход. Прежде всего, это изначально была оригинальная история, а значит, зритель не должен был знать, из какого комикса кто пришел, за какой колдовской факультет кто играет, кто кому приходится каким родственником. Наоборот, авторы новой франшизы сами активно включились в игру и принялись придумывать большую Вселенную с Домами, Судами, Векселями и Отелями. Вселенная оказалась больше, чем создатели оригинального фильма могли себе представить, а зрители с удовольствием погрузились в эти упражнения с замысловатыми словами вроде "экскомьюникадо". Но самое удивительное и важное – мир Джона Уика оказался безграничным и легко масштабируемым.

-10

Благодаря фантазии всех причастных "Джон Уик" нарушил все индустриальные правила, законы и традиции – вопреки нормам, франшиза от фильма к фильму стремительно прибавляла и в масштабности, и в числе занятых звезд, и в кассовых сборах, конечно. Четвертая часть истории оказалась вдвое больше по хронометражу, чем оригинальная лента, но и денег она приносит столько, что резать эту золотую курицу будет большой ошибкой. Наоборот, пока публика питает к этому интерес ее можно накачивать новыми картинами и сериалами. В работе находятся спин-офф о таинственной балерине, сериал о нью-йоркском "Континентале", не исключено, что и Ривз вернется в пятую серию или приквел.

-11

Сейчас "Джон Уик" находится всё в том же уникальном удивительном состоянии – серия картин абсолютно обособлена, поэтому ее легко пересматривать. Ее фанатская база растет, так как создатели наращивают темп и объем экшена. Немаловажно и то, что Уик стал своим парнем для нового поколения поклонников боевиков, прежде с завистью смотревших на Рокки, Рэмбо, Терминатора, Крепкого орешка – героев из прошлого века, за развитием которых можно было следить в реальном времени. Джон же теперь растет на наших глазах – он прямо перед нами поднимается по той самой чертовой парижской лестнице, на каждой ступени которой по противнику и препятствию.

-12

Что ждет франшизу? Конечно, угасание. Закат в итоге ожидает любое начинание, даже самое яркое. Но прежде чем окончательно утратить сияние Джон Уик еще способен нас удивить и порадовать. Впрочем, главную мысль создатели ленты о парне, который просто хотел тосковать по умершей жене, до всех уже донесли – оригинальные концепты всё еще могут работать в большом Голливуде. Да, это риск. Да, с никому не известным героем можно вылететь в трубу, а сюжет может не захватить аудиторию. Но мы видим и иной пример – пример взлета из инди-кино в высшую лигу блокбастеров, от которого кружится голова.

-13

Думаю, у меня еще появится повод что-то написать о "Джоне Уике" – наверное, когда четвертый фильм выйдет в цифре – но пока приторможу. У нас ведь полно иных информационных поводов, а идей в моей голове еще больше. В ближайшие дни постараюсь вас удивить и порадовать интересными и нетривиальными текстами о кино и сериалах. Просто заглядывайте на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – будет занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не обижайте собак, и...

-14

Увидимся в кино!