Безусловно, еще очень рано подводить черту под историей одинокого наемного убийцы, ищущего справедливость и умиротворение – четвертая часть с успехом идет в кинотеатрах по всему миру (и в России? – и в России!) прямо сейчас, причем устанавливает рекорды и открывает двери для возможных спин-оффов, приквелов и перезапусков. Именно эти кассовые достижения и феноменальная любовь публики и заставляет задуматься, а что за феномен появился прямо на наших глазах. "Джон Уик" начинался как самый заурядный боевик, который публика должна была забыть через час после выхода из кинозала – так что же создатели этой серии фильмов сделали такое, что через девять лет история стала еще более увлекательной, чем была? Что это за каскадерский трюк такой? Давайте разбираться.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Отмотаем пленку на 2014-й – о, волшебные времена! – чтобы в полной мере оценить масштаб роста "Джона Уика" нам стоит вспомнить контекст и атмосферу того времени, когда вышел первый фильм. Сложно в это поверить, но в начале 2010-х Киану Ривз находился на краю пропасти. За последние пять лет он снялся в двух крупных студийных картинах, но обе оказались провальными – ни "День, когда Земля остановилась", ни "47 ронинов" не снискали признания. Между этими проектами актер демонстрировал таланты в скромных авторских постановках вроде "Криминальной фишки от Генри", но ни денег, ни славы, ни удовлетворения такое кино не приносило. В отчаянии, почти одновременно с "Джоном Уиком", Киану снялся сразу в нескольких слабеньких лентах, которым путь был прямиком на видео – вроде "Кто там" или "Дочь Бога" – рассчитывая, что хоть где-то какой-то фильм выстрелит.
Отнюдь не на коне была и продюсерская компания Thunder Road Films, привлекшая Ривза к работе над "Джоном Уиком" – прежде этим ребятам удавалось лишь пару раз послужить младшими партнерами на фильмах Warner Bros., но похвастать собственным шумным проектом пока не приходилось. Учитывая шаткое положение Киану, Тандеры и с "Уиком" предпочитали не заглядывать слишком далеко – многим казалось, что зрителя ждет еще один "Защитник" или "Глубокая паутина". Интересно, что даже сняв фильм, с готовой картиной в руках продюсерам не удавалось найти дистрибьютора – только одну студию заинтересовала история в которой бывший киллер мстит бандитам за убитую собаку. Этой студией оказалась Lionsgate.
Данная компания в начале и середине 2010-х успешно эксплуатировала молодежную аудиторию, выпуская романтические приключения вроде "Голодных игр" и "Тепла наших тел", но на ниве боевиков всё было более чем грустно. Был удачный, но нишевый опыт с "Неудержимыми". Был обласканный фанатами, но провалившийся в прокате "Дредд". Не взлетели "Возвращение героя" и "Я, Алекс Кросс". Позорным получился "Геракл: Начало легенды". В общем – стрельба, драки и погони не были сильной стороной Lionsgate, в то время как Ривз отчаянно нуждался хоть в какой-то поддержке. Из этого тандема по всем правилам экономики не должно было получиться ничего путного. Так что же случилось?
Иногда такое случается как-то само собой – ты едва пробиваешься через ураган, стихия готова сбить тебя с ног, ударить, унести, но внезапно перед тобой открывается так называемый "глаз бури", место, где тысячи проблем взаимно уравновесились и позволили перевести дух. Для Джона Уика этот счастливый час наступил в августе 2014-го, когда Lionsgate и Summit договорились о запуске фильма в прокат в октябре того же года. Два месяца – катастрофически сжатые сроки для рекламной кампании, но здесь-то фильму и помогло чудо. Даже несколько.
Сперва обнаружилось, что публика отчаянно хочет видеть Киану Ривза в современном классическом боевике. "Ронины" – это хорошо, "Матрицы" – великолепно, но аудитория тосковала по "Скорости" и "На гребне волны". Опросы и фокус группы показали, что ожидания от "Джона Уика" просто зашкаливают. Второе – вы не поверите – неожиданным плюсом для прогрева интереса к новинке стала утечка сюжетного поворота с собакой. Как только потенциальным зрителям стало известно, что Джон Уик мстит злодеям за убитого щеночка, количество желающих посмотреть ленту выросло кратно. Начало 2010-х было временем бума собак в интернете – вспомните всех этих Доджи, Мопса Дага и прочую хвостатую живность, которой умилялись миллионы. Уик с псом оказался на волне.
Результат превзошел все самые смелые ожидания – фильм стартовал в прокате так, словно это не мертвый для боевиков конец осени, а разгар летней битвы блокбастеров. В США "Джон Уик" собрал больше, чем "47 ронинов", а те – на минутку – стоили на 150 миллионов дороже! Также легко фильм с Киану Ривзом обошел другие недавние боевики Lionsgate вроде "Плана побега". Такие истории успеха крайне ценят в Голливуде, а потому одиночный, ни на что не претендующий незатейливый боевик продюсеры и студийные боссы решили превратить в полноценную франшизу.
Несмотря на то, что американский кинематограф ориентирован на франшизы и редкая успешная лента здесь обходится без сиквела, до сих пор никто не может гарантировать успеха продолжения даже самой хорошей истории. Всё дело в том, что вторая часть, как ни крути, опирается на предыдущую ленту, использует ее наработки и обращается к поклонникам оригинала. В этом таится опасная ловушка – если сиквел не дает ничего нового, он обречен замкнуться на лояльную аудиторию и не получить прироста зрителей. Так было с "Сумерками" – как ни бились авторы продолжений, на них ходили только фанаты. Или вспомните обвал после первого уикенда сборов недавней "Смертельной битвы" – все поклонники посмотрели кино в первую неделю, а больше она никому не была нужна.
"Джон Уик" на этом фоне показал крайне нестандартный подход. Прежде всего, это изначально была оригинальная история, а значит, зритель не должен был знать, из какого комикса кто пришел, за какой колдовской факультет кто играет, кто кому приходится каким родственником. Наоборот, авторы новой франшизы сами активно включились в игру и принялись придумывать большую Вселенную с Домами, Судами, Векселями и Отелями. Вселенная оказалась больше, чем создатели оригинального фильма могли себе представить, а зрители с удовольствием погрузились в эти упражнения с замысловатыми словами вроде "экскомьюникадо". Но самое удивительное и важное – мир Джона Уика оказался безграничным и легко масштабируемым.
Благодаря фантазии всех причастных "Джон Уик" нарушил все индустриальные правила, законы и традиции – вопреки нормам, франшиза от фильма к фильму стремительно прибавляла и в масштабности, и в числе занятых звезд, и в кассовых сборах, конечно. Четвертая часть истории оказалась вдвое больше по хронометражу, чем оригинальная лента, но и денег она приносит столько, что резать эту золотую курицу будет большой ошибкой. Наоборот, пока публика питает к этому интерес ее можно накачивать новыми картинами и сериалами. В работе находятся спин-офф о таинственной балерине, сериал о нью-йоркском "Континентале", не исключено, что и Ривз вернется в пятую серию или приквел.
Сейчас "Джон Уик" находится всё в том же уникальном удивительном состоянии – серия картин абсолютно обособлена, поэтому ее легко пересматривать. Ее фанатская база растет, так как создатели наращивают темп и объем экшена. Немаловажно и то, что Уик стал своим парнем для нового поколения поклонников боевиков, прежде с завистью смотревших на Рокки, Рэмбо, Терминатора, Крепкого орешка – героев из прошлого века, за развитием которых можно было следить в реальном времени. Джон же теперь растет на наших глазах – он прямо перед нами поднимается по той самой чертовой парижской лестнице, на каждой ступени которой по противнику и препятствию.
Что ждет франшизу? Конечно, угасание. Закат в итоге ожидает любое начинание, даже самое яркое. Но прежде чем окончательно утратить сияние Джон Уик еще способен нас удивить и порадовать. Впрочем, главную мысль создатели ленты о парне, который просто хотел тосковать по умершей жене, до всех уже донесли – оригинальные концепты всё еще могут работать в большом Голливуде. Да, это риск. Да, с никому не известным героем можно вылететь в трубу, а сюжет может не захватить аудиторию. Но мы видим и иной пример – пример взлета из инди-кино в высшую лигу блокбастеров, от которого кружится голова.
Думаю, у меня еще появится повод что-то написать о "Джоне Уике" – наверное, когда четвертый фильм выйдет в цифре – но пока приторможу. У нас ведь полно иных информационных поводов, а идей в моей голове еще больше. В ближайшие дни постараюсь вас удивить и порадовать интересными и нетривиальными текстами о кино и сериалах. Просто заглядывайте на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – будет занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не обижайте собак, и...
Увидимся в кино!