Найти тему
Срезы времени

Два контура рабства

Продолжая тему связи долга и денег или денег и рабства, что точнее, но категоричнее, можно усмотреть два контура порабощения деньгами. Внешний контур очевиден, хотя и отрицаем большинством сограждан и соземельцев (жителей Земли). Посредством продуманной системы управления владельцы денег берут в рабство конкретных людей, компании, целые страны. Одно время остро стояла проблема закредитованности регионов России, а в США так даже уже были регионы-банкроты. Управление это включает множественные компоненты: эпистемологическое управление (на уровне разрешений объектов для изучения), онтологическое управление (создается определенная картина мира, и лишь она верна, остальные демонизируются), стратегическое управление (на уровне постановки целей) и так далее. Самым ярким примером является изменения современного ландшафта общества, связанные с отношением к собственности. Не нужно недвижимости и движимости, всё можно взять напрокат. Интересная форма кредита, когда несмотря на то, что потребитель платит регулярно, к нему никогда не переходит право собственности.

Привычная форма кредитования – есть рабство, создание облака потребностей – рабство, создание образа желаемого – рабство. Государственные институты, через мощную структуру контроля и ограничений с одной стороны, и через выделение «плюшек» различным слоям общества – с другой, обеспечивают полный контроль над личностью, что является рабством даже больше, чем рабство «по найму». Гербер считает, что работа по найму – разновидность рабства. Возможно это и так, но любой гражданин - больший раб государства, чем наемный работник, причём за меньшие деньги. Более того, есть довольно существенный пласт людей, который платит за своё рабство. Например, предприниматели. Работают сами, что-то производят сами, платят налоги, но абсолютно зависимы от государства, в любой момент их может раздавить любой клерк на должности. Есть и более забавные примеры. Покупая коттедж в дорогом посёлке человек обрекает себя на серьёзные платежи за какие-то мифические услуги. И попробуй не заплати! В Подмосковье и в Ленинградской области полно примеров, когда администрация посёлков принуждает своих вассалов к оплате через методы устрашения.

В ответ на эти тезисы найдётся огромное число людей, которые скажут – какое же это рабство, я за счёт чужих денег достигаю своих желаний? Пара вопросов. А кто вам эти желания создал? Рабы в средневековье тоже достигали своих целей – жили, ели, создавали семьи, а Эпиктет так и философствовал. Не смущает? Хозяин Эпиктета посещал лекции по философии и брал с собой раба. Многие современники с трудом опишут что такое философия, но постоянно летают в Турцию, прости господи, считая себя свободными.

Идём дальше. Пока фрустрация, дорогие читатели, происходит на уровне внешнего контура, многие осознают своё дифференцированное рабство, кто-то даже пытается как-то изменить положение дел.

На мой взгляд, значительно опаснее внутренний контур рабства. Зависимость от определенных социальных требований, оформленных в предложения и приобретаемых за деньги – один из вариантов внутреннего контура рабства. Потребность в айфоне. Безумно завышенная цена, явное пренебрежение от владельцев компании к тем, кто не может купить новую модель (сегодня буквально прошло сообщение, что прекращается поддержка 11-й модели), перманентное слежение, вскрытие яблочных облачных хранилищ – ничего не смущает людей в стремлении обладания предметом вожделения. Внутренний контур хитрый, он принимает очертания акторства («это мой выбор!»), мимикрирует под социальную среду, но сила зависимости там, во многих случаях, значительно сильнее, чем у внешнего.

По большому счёту, мы все болтаемся на внутреннем контуре рабства, разве что интенсивность и глубина погружения различается. Предположу, что максимально свободны от внутреннего рабства монахи, далее идут сельские жители, которые живут «с земли». В этом смысле, между прочим, не платить налоги – проявление сопротивления внешнему управлению, а отказаться от подачек государства – проявление внутренней свободы. У меня не получается, но я, как и любой человек, нахожу себе оправдание – моя деятельность не позволяет не платить налоги (я в рабстве у государства), так возьму же я от него хоть какой-то клочок благ. Понятно, что берёт оно от меня больше. Это же рабство в чистом виде.

Но есть и ещё один контур, а скорее мета уровень. По своей мерзости он значительно превышает оба описанных по одной причине – купленный раб выполняет функции господина по отношению к более свободным рабам.

Как выглядит конструкция? Мы все прекрасно знаем о сюзерено-вассальной модели отношений внутри властных группировок. Вассал – абсолютный раб своего сюзерена не только в рамках властной композиции, его зависимость абсолютна. Но зависимость эта, можно сказать ярмо, берётся осознанно, с прицелом на то, что в будущем может быть вариант, когда вассал станет сюзереном. Это разновидность внешнего контура. Но если сюзерено-вассальные отношения возникают через прямую покупку политика, управленца, то конструкция приобретает иную форму. Понятно, что все эти рассуждения умозрительны и могут быть раскритикованы, но задача не написать кандидатскую диссертацию, а обозначить рамки проблемы.

На внешнем уровне всё вперемешку – рабы, господа, деньги. Господин для одного, есть раб для другого, деньги работают как инструменты и связующие элементы. Купленные и продавшиеся политики переходят в категорию абсолютного зла, слуги сатаны – это про них. Эта категория вырожденцев постоянно находится в амбивалентности. Они не субъектны в принятии решений, но субъектны в реализации целей. Они манифестируют идеальную картину, пусть даже с их точки зрения, но ведут свои страны к увяданию. Они постоянны в зависимости от денег, но пытаются эту зависимость спрятать. Совершенно не понятно, что они понимают, а что нет, причём непонятно, в первую очередь, им самим. Например, очевидно, что вся гомосячья повестка ведёт к вырождению социума, но некоторые общества туда зачем-то стремятся.

Именно поэтому я определяю этот уровень как мета. Проданные и абсолютно зависимые рабы (политические гинекологи) управляют относительно свободными людьми. Продавшие душу, а зачастую и тело особи принуждают делать тоже самое тех, кто пока удерживает себя от беспросветного рабства, хотя бы ментально, осознавая порочность сложившейся системы и избавляясь от привязанностей по мере возможностей.

Было бы здорово, если бы те кто дочитали до финала, оставили бы какое-то замечание на тему, подметили ошибки логики или что-то в этом роде. Высказывать эмоциональное состояние от фрустрации фактами может и стоит, но не сильно продвинет нас к пониманию проблемы.

Все тексты - на блоге www.eventstreetwear.ru