Найти в Дзене

"Дело техники" Резиножгутовая подвеска

В сегодняшнем выпуске постоянной рубрики речь пойдет о самой распространенной подвеске для прицепов - торсионной резино-жгутовой. Внешне, резино-жгутовая подвеска представляет собой трубу квадратного или сложного сечения, из которой торчат два изогнутых рычага. На деле же это сложная конструкция. Внутри внешней трубы располагаются два отрезка труб потоньше, выполняющих роль «пальцев» для маятниковых рычагов с колесными ступицами. Полное проворачивание внутренних труб относительно внешней исключают резиновые жгуты, расположенные между их стенками. В то же время «резинки» позволяют слегка крутиться пальцам рычагов внутри трубы, амортизируя на неровностях. На плавность хода прицепа с такой подвеской влияет... профиль трубы. Если он квадратный, то внутри четыре жгута, а подвеска жесткая, хотя и энергоемкая. Конструкция с шестигранной трубой и тремя жгутами практически не уступает ей в способности переносить удары судьбы, но работает заметно мягче. Преимущества: - Недорогая. Прицепы с тако

В сегодняшнем выпуске постоянной рубрики речь пойдет о самой распространенной подвеске для прицепов - торсионной резино-жгутовой.

Внешне, резино-жгутовая подвеска представляет собой трубу квадратного или сложного сечения, из которой торчат два изогнутых рычага. На деле же это сложная конструкция. Внутри внешней трубы располагаются два отрезка труб потоньше, выполняющих роль «пальцев» для маятниковых рычагов с колесными ступицами. Полное проворачивание внутренних труб относительно внешней исключают резиновые жгуты, расположенные между их стенками. В то же время «резинки» позволяют слегка крутиться пальцам рычагов внутри трубы, амортизируя на неровностях. На плавность хода прицепа с такой подвеской влияет... профиль трубы. Если он квадратный, то внутри четыре жгута, а подвеска жесткая, хотя и энергоемкая. Конструкция с шестигранной трубой и тремя жгутами практически не уступает ей в способности переносить удары судьбы, но работает заметно мягче.

конструкция шестигранной оси с тремя жгутами
конструкция шестигранной оси с тремя жгутами

Преимущества:

- Недорогая. Прицепы с такой подвеской наиболее доступные по цене.

- Независимая. Левый и правый рычаги имеют подвижность относительно друг друга и подвеска может отрабатывать дорожные неровности по отдельности, не передавая паразитную раскачку на другое колесо и весь прицеп.

- Не требует обслуживания в процессе эксплуатации, за исключением стандартного обслуживания ступиц.

- В нормальных условиях эксплуатации беспроблемна и надежна.

- Компактна и прицепы на ней имеют, как правило, меньшую погрузочную высоту.

Недостатки:

- Ограничено ремонтопригодна. В случае проворота торсиона (при перегрузке или очень сильном ударе) ее нельзя разобрать и восстановить, а только лишь заменить весь узел целиком.

- Меньшая, по сравнению с рессорной, максимальная грузоподъемность.

- Склонна к раскачке без нагрузки и на плохой дороге. В резино-жгутовой подвеске торсион одновременно выполняет и амортизирующую функцию, но не настолько же эффективно, насколько классические амортизаторы, применяющиеся в рессорной и пружинной подвесках.

- Со временем, на практике около 10 лет, резиновые жгуты внутри торсиона высыхают и разрушаются, что приводит к потере упругости и "проседанию" подвески.

Поэтому не стоит увлекаться быстрой ездой. Ведь при превышении скорости производитель ответственности за поломку не несет. А между тем на больших скоростях достаточно небольшой ямки, чтобы повредить подвеску. Кстати, безопасная скорость для наших дорог с асфальтовым покрытием, по мнению производителей, от 80 до 100 км/ч, а по требованиям ПДД с прицепом на любых дорогах нельзя разгоняться быстрее 70 км/ч. Но на дорогах без покрытия, чтобы исключить незапланированный ремонт, лучше не превышать 30-40 км/ч, а глубокие ямы переезжать вообще со скоростью пешехода.

Варианты резиножгутовых подвесок
Варианты резиножгутовых подвесок

Выбор типа подвески прицепа напрямую зависит от условий его эксплуатации. Преимущество резино-жгутовой конструкции – простота и лучшая управляемость, однако для плохих дорог подвеска должным образом не приспособлена.

Пример запрессовки рычага в ось с заменой жгутов
Пример запрессовки рычага в ось с заменой жгутов

Ремкомплект резиножгутовой подвески
Ремкомплект резиножгутовой подвески
Пример квадратной оси
Пример квадратной оси

Практика показывает, что в наших условиях перепрессовка резиножгута гарантии нормальной работы подвески не дает.

Как определить работоспособность резиножгутовой подвески на караване? Для этого есть специальное окно в раме прицепа за осью в которое входит тормозной трос. При нормальном состоянии подвески (на загруженном согласно инструкции по эксплуатации прицепе) трос тормоза должен располагаться в нижней трети окна в раме.

Всем Добра и поменьше заморочек с эксплуатацией прицепов!