Найти в Дзене
AstroАленка

КАК ВЫБРАТЬ ИМЯ НОВОРОЖДЕННОМУ, ОТ ИСТОКОВ

Оглавление

ИМЯ И СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ далеких времен

Первое имя — Адам. Значит просто: че­ловек. Некоторые «исследователи» проис­хождения человеческого рода видят в этом имени собирательность. Мол, это следует понимать как «люди». Не могло быть одного, совсем одного человека (и жены его Евы). Были люди, которые как-то «появились». Тут уже недоверие к Св. Писанию и прямой путь к Дарвину, а от него к обезьяне и червяку.

«Ева» — означает «жизнь». Имя ей дал Адам. В Книге Бытия сказано: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

А Например, у жены Авраама первоначально тоже в имени не было удвоения согласного — она называлась Сарой («Сара» — «госпо­жа моя»). Но от Бога получила новое имя — Сарра («госпожа множества»), по­сле того как Ангел возвестил ей, что она, несмотря на преклонный возраст, родит сына, которого они с Авраамом уже и не чаяли иметь. Так и случилось, и сын их, Исаак, родился тогда, когда Аврааму бы­ло 100, а Сарре 90 лет. Умерла же она в возрасте 127-ми.

Авраам и Сарра. Сын Исаак
Авраам и Сарра. Сын Исаак

Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что в Исааке наречется Аврааму семья, т.е. что от Исаака должен произойти в своё время Спаситель мира. Именно Исаака, по повелению Божию, Авраам, показав беспримерное послушание, готов был принести в жертву Богу на горе Мориа, почему и получил его в предзнаменование?. Исаак по-еврейски означает «смех», что, по-видимому, отражает ту необычайную и долгожданную радость, какую принёс он родителям своим появлением на свет.

-3

В книгах Нового Завета в нескольких эпизодах мы видим, как имена связыва­ются с переменой назначения человека и обновлённым образом его жизни. Так, например, одного из 12-ти Апостолов первоначально звали Симон. Второе имя его, или прозвание, было Пётр.

Но далее у Петра уже только одно имя, а основное, данное ему от рождения, больше не упоминается. Итак, дело Петра с этого времени (впрочем, как и других Апостолов), быть основанием Церкви, её фундаментом, её камнем. («Пётр» значит «камень»).

Иисус
Иисус

Имя же Самого Христа — Иисус, что означает «Спаситель».

Итак, мы понимаем, как возникли пер­вые имена. С одной стороны, они были неразрывно связаны с надеждой на Боже­ственное предназначение и имели целью приблизить человека к Богу. С другой, мы видим, что из­бранные Божии получали свои имена не без участия Его благой воли.

В ЧЁМ СМЫСЛ НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНЕМ СВЯТОГО?

«Святые, имена которых мы носим, на­зываются нашими ангелами, и день име­нин — днем Ангела. Мы называем их ан­гелами потому, что они, со времени наре­чения нам их имени, делаются особыми нашими покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвен­никами за нас перед Богом и, таким обра­зом, после бесплотных ангелов-храните­лей являются нашими новыми Ангелами Хранителями. К их покровительству мы должны прибегать и быть уверены в их предстательстве за нас перед Богом.

Наконец, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в жизни.

Знание жизни и подвигов святых поможет и в выборе имени. Поэтому родители но­ворождённого должны ближе познакомиться с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка...

Велико действие имени!

Итак, имя показывает нам, что это не пустой звук. Оно обладает воздействием на строй нашей души — ввиду его напол­нения: реальной жизнью человека, жиз­нью его предков, житиями святых. И как бы заключает в себе человека, срастается с ним. Уже сказано, что оно и само долж­но святиться благочестивой жизнью. И тогда и оно — свято.

Поэтому Церковь не благословляет на­делять человеческими именами домашних животных. Небрежность и бездумность в отношении имени привели к тому, что не одних только кошек, собак, птиц или хомяков стали называть как людей, но и смертоносные ураганы, которые по­рой уносят десятки жизней, — такие, на­пример, как «Катрин».

-5

Совершенно иное, когда имена заслу­женных людей, уже почивших, присваи­вают, например, кораблям. Это прекрас­ная традиция, ибо по морям и рекам суд­но несёт над вспененной волной не про­сто буквенную вязь, но образец и память.

В ДРЕВНЕЙ РУСИ

В языческие времена детей называли по расположению сердца, либо по обсто­ятельствам жизни, в которых они появи­лись: девочек называли Любава, Купава, Милана, Лада и проч.; мальчиков, напри­мер, — Первая, Друган, Третьяк (по мере появления на свет), Ждан (долгожданный ребёнок), Неждан и т.д.

На Руси людям почти обязательно давали прозвища или клички — по их человеческим качествам, внешнему виду, роду занятий, сословной принадлежности, месту жительства или по тому, что с ними в какой-то момент при­ключилось яркого и запоминающегося. Из этих прозвищ потом нередко образо­вывались фамилии, а поскольку общерус­ский язык складывался на фоне многих племенных, то теперь иногда бывает не­возможно понять, что означает та или другая фамилия, какой смысл имело сло­во, из которого они выросли.

Но и в средневековье, когда Русь уже можно было считать Русью, наряду с по­давляющим количеством имён еврейского и греческого происхождения (даваемых при крещении) некоторые русские по ка­кой-то причине так и оставались только с кличками (например: Бражник, Кропотка, Длинная Сабля, Козля, Кречет, Щука,Кольцо, Немир, Злоба, Бурнаш, Истома и т.п.)

«Чисто русских» и славянских имён в нашем языке осталось не так уж много. Это: Игорь, Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Такими именами нередко называют у нас детей, тем более что их носили историче­ские лица — святые и праведные люди. Эти имена есть в церковных святцах.

ВЫБОР И НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно вклю­чаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые. В связи с этим в выбор име­ни, о важнейшем духовном смысле кото­рого говорилось выше, привносится не­мало суетного и житейского.

Как же правильно и богоугодно выби­рать имя ребёнку?

«Даруя родителям дитя и устанавливая день его рождения, — пишет о. А.Лоргус, — Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по «Православному месяцесло­ву», в который включены имена святых, прославленных Церковью.

Наречение христианского имени, совершается до креще­ния и составляет одно из первых подгото­вительных к нему действий. В старые вре­мена имя нарекали задолго до дня креще­ния ребенка.

Теперь же наречение имени происхо­дит обычно в день крещения, перед чи­ном оглашения.

-6

Согласно указанию Требника, имена христианские должны быть нарека­емы младенцам в восьмой день по рожде­нии, по примеру Спасителя Христа, при­нявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и на­именования (Быт. 17, 4-15).

Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в вось­мой день по рождении, не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самый день рождения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатлённым святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется.

Рождение младен­ца — столь великое и знаменательное со­бытие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остаётся толь­ко благодарить Бога за эту милость наре­чением новорожденному имени святого, под осенением которого он родился.

Кроме того, также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения. Это обосновывалось тем, что по церков­ному уставу наименование дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рож­дении, а так как в этот день в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от свя­того, празднуемого в этот день.

Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходи­лась на день рождения или день нарече­ния имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколь­ко дней, если не было памяти святых жен.

Православный женский день, День Жен-мироносиц: 30 апреля в 2023 году    В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь празднует день святых жен-мироносиц.
Православный женский день, День Жен-мироносиц: 30 апреля в 2023 году В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь празднует день святых жен-мироносиц.

При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в со­знании сливались воедино. До сих пор на­зывают именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.

Были ещё случаи, когда ребенка назы­вали по обету, в честь определённого свя­того, которого избирали заранее и моли­лись ему ещё до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздно­валась несколько раз в году — то в день, ближайший ко дню рождения.

Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из не­скольких правил.

По общеустановившейся церковной практике выбор имени ново­рождённому принадлежал родителям ре­бенка; взрослые же сами выбирали себе имя.

Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его име­нем по собственному усмотрению, обыч­но избирая для этого имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорождённому или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.

Теперь крещению предшествует граж­данская регистрация новорождённого, и родители всегда сами выбирают имя ре­бенку, которое вписывается в свидетель­ство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это ещё не значит, что следует менять его при креще­нии. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку право­славное имя.

В таком случае священник обычно пере­водит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предвари­тельно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения;Аг­рафена— Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерья — Гликерия; Егор — Ге­оргий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина или Фотиния; Мар­та — Марфа; Аким — Иоаким; Корней — Корнелий; Леон — Лев; Томас — Фома; Лилия — Лия; Илона — Елена, имя Мария даётся в честь одной из святых, чья память пра­зднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

В том случае, когда не удаётся устано­вить подобного соответствия (например Эдуард, Эльвира, Карл), священник реко­мендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь бу­дет его церковным именем.

Как правило, имя новорожденному в соответствии с русской православной традицией выбирается среди тех имен угодников Божиих, память которых со­вершается в период сорока дней после дня рождения ребенка. Следует заметить, что данное правило не является абсолют­но обязательным и может быть изменено в соответствии с индивидуальными ува­жительными обстоятельствами. Оконча­тельное решение как правило принимают родители новорожденного...

Относительно перемены имени уже крещённому человеку нет общецерковных правил.

Например, для мальчика, родившегося 4 июня, могут быть выбраны имена: Феодора, Никиты (их память 4 июня), Ва­силия (его память 5 июня), Аретмия, Ан­тония (их память 6 июня), Иоанна, Иако­ва (их память 7 июня), Сергия, Германа (их память И июня), и т.д.

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младен­цу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенно­му чину. Опускать этот чин во всех ос­тальных случаях, а тем более при Креще­нии взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл...»

В ИМЕНИ - ПАМЯТЬ РОДА

Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей се­мейной традицией, скажем, старшего сы­на в семье нарекать определённым име­нем, традицией, связывающей человека с его предками.

Имя отца может быть славным для сле­дующего поколения или, напротив, бро­сить на него тень. Фамилия также, в изве­стной степени, может считаться именем, тем более что исторически фамилии обра­зовывались, как правило, на основе имён. Поэтому родители должны заботиться о том, чтобы не опорочить своего имени. Дети радуются доброму имени отца и то­му, что носят фамилию достойного чело­века. Если же их родитель жил нечестиво и имя его было синонимом беды, распут­ства, жестокости, если он не только тво­рил зло в своей семье, но и прослыл сво­ей низостью за её кругом, тогда дети и да­же внуки чувствуют гнёт самого его име­ни и иногда живут под другой (например материнской) фамилией.

Они будут чувствовать себя неловко и тогда, когда имя их отца не было выбра­но в соответствии с православной тради­цией, а было выдумано или взято откуда- нибудь из другого языка и теперь, став от­чеством, плохо или вообще никак не со­четается с их именами. Например, отцу дано было имя Гарри. Сына назвали Ива­ном. Получается Иван Гарриевич. Согла­ситесь — нелепо. Не лучше ли — Игоре­вич. Кстати, история эта реальна. И хоро­шо, что отец сам потом принял имя Игорь.

И всё-таки отраден тот факт, что наша традиция давать в основном исторически бытовавшие на Руси христианские имена, главенствует. Поэтому и справочники по именам рекомендуют главным образом наше, русское.

Можем ли мы отка­заться от отца или матери потому, что они были безнравственны или грешны?

Нужно со стойкостью переносить неблаговоление Божие, возможно и Его наказание роду- племени. А, может быть, и проклятие. И если мы несём тяжёлое бремя рода, то в наших силах облегчить его — если не для себя и нашей семьи, то, во всяком случае, для более отдалённых ветвей ро­дового древа.

О «МОДЕ» НА ИМЕНА

Существует своеобразная мода на име­на, время от времени меняющаяся. То это Эдуарды, Модесты и Аркадии, то Иваны да Марьи, то Елены и Ольги и т.д. Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в подъездах домов бы­ло уже по 10-15 Леночек!

И нынче тоже есть «мода». Не располагая возможностью охватить все «модные» сейчас имена, останови­лись на семи. Это — Дарья, Анастасия, Георгий, Ксения, Даниил, Никита, Варва­ра.

Итак:

Имя Дарья для христиан тесно связано с именем мученика Хрисанфа. Ибо Гос­подь определил им быть вместе, стать му­жем и женой и принять мученическую смерть во имя Его. Хрисанф был сыном знаменитого в Александрии Полемия. Отец, когда сын подрос, переселился с мальчиком в Рим, чтобы дать ему наи­лучшее образование. Хрисанф был ода­рён, прилежен и любознателен. Однажды среди книг он нашёл Новый Завет и был так пленён им, что навсегда отдал своё сердце Христу.

Хрисанф и Дарья Римские
Хрисанф и Дарья Римские

Отец-язычник заключил его в темницу, томил там голодом и холо­дом, но заставить сына отречься от хрис­товой веры не смог. Тогда он выбрал дру­гой метод: выпустив юношу из узилища, он окружил его красавицами. Но Хрисанф не поддался обольщению, столь сильному для молодых людей. После чего Полемий нашёл ему жену: умную, образованную и прекрасную Дарью, в то время бывшую ревностной язычницей. Однако она под влиянием мужа и сама возлюбила Христа и оставила язычество. Кроме того, Хрисанф убедил её сохранить девство.

Оба они, девственники и исповедники, приняли мученический венец: были зары­ты в землю заживо.

«Дарья» в переводе с греческого озна­чает «побеждающая».

Итак: вот стимул, вот знамя, вот зелё­ная ветвь для той, кто получит имя

Дарьипобеда. Но не та «победа» о кото­рой стараются многие девушки, по неве­жеству, одурманенные духом века сего и побуждаемые греховным естеством, — не победа и не победы над «поклонника­ми», а преодоление самоё себя, всего тём­ного и плотоугодного в себе.

Анастасия  Святая
Анастасия Святая

Церковь чтит несколько святых жен с именем Анастасия. Та из них, чья память совершается 22-го декабря ст. ст., стяжала память среди людей и угодила Богу своим милосердием. Она обходи­ла казематы Рима и утешала заключён­ных, несла им радость, кормила и поила их, омывала им раны.

Сама — бод­рая и светлая, каким же сердцем обладала она! В конце концов она получила про­звание Узорешительницы. Должны ли мы потому думать, что она осуждённых физи­ческим образом выводила на свободу, что чудесным образом снимала с них желез­ные кандалы и верёвочные путы? Нет! Но она своей любовью снимала с них путы духовные и тяжесть душевную, она разре­шала их от чувства безнадёжности, кото­рая так давит человека за решёткой, она окрыляла их, несла им веру в Бога, а это и есть свобода.

Трудясь день и ночь ради любви к отверженным, Анастасия совершенно не брала в расчёт, что и сама может подвергнуться преследованию. Од­нажды, придя в тюрьму, она обнаружила камеру пустой: все её насельники были накануне казнены.

-10

Горько плача, стала она повторять: «Где же мои друзья-узни­ки?». А были они из христиан. Отсюда было решено, что и она христианка. Ана­стасию схватили, привязали к четырём столбам и вознамерились сжечь. Но она, прежде чем палачи могли торжествовать, предала свою душу Господу.

«Анастасия» по-гречески значит «вос­кресение».

Воскресение! Это ли не поприще для тех, кто получит подобное имя? Это должно стать их будущим делом: заботой, любовью, кротостью и нежностью воскре­шать унылых, отчаявшихся, заблудивших­ся, связанных цепями страстей, ложью мира!

Анастасия и сама должна заботиться о собственном воскресении для жизни не­бесной. Анастасия — огонь Христов!

Память Георгия великомученика празд­нуется Церковью 23-го апреля. Он был римским воином. Его высокие достоинства обратили на него внимание императора Диоклитиана, кото­рый приблизил его к себе, предполагая в будущем сделать себе помощником на троне и, возможно, даже преемником.

Георгий Победоносец Святой
Георгий Победоносец Святой

Ка­ковы же были разочарование и гнев цеза­ря, когда он узнал, что его наречённый сын исповедует веру Христову. Мало того, и его собственная жена, Александра, сде­лалась христианкой. Конечно, их обоих стали убеждать отречься от веры, но — тщетно.

Император пришёл в совершен­ную ярость и повелел пытать Георгия, ко­торого терзали крючьями, крутили в коле­се над торчащими острыми зубьями и т.п. Георгий остался непреклонен. Ему и ца­рице Александре отрубили головы. Вели­комученику Георгию было всего 30 лет.

Св. Геогрий получил прозвание Победоносца. Его изображают на белом коне. Он пронзает копьём извивающегося змея. И как же не Победоносец? Ведь он преодолел не только обычную человечес­кую тягу к возвышению (а ему обещался ни много, ни мало — трон. И трон рим­ский, то есть возможное владычество в будущем над всем миром!). Георгий от­верг и своего благодетеля, как только уви­дел в нём врага Христова, ибо Христос для мученика был превыше всего. Древ­ний змей — отец греха, клеветник-дьявол. Отсюда — победить змея означает умерт­вить в себе грех, всегда готовый многими кольцами обвить человеческую душу.

-12

По-гречески «Георгий» — «земледе­лец».

Значит, тот, кто получит это имя, обя­зан возделывать тёмную, тощую землю своего сердца, прилагая много трудов и пота.

Под именем Ксения нам знакомы две святые женщины, память обеих праздну­ется 24-го января. Ксения блаженная Пе­тербургская в России известна более, по­этому мы предложим читателю несколько строк из жития другой Ксении, преподоб­ной, жившей в V веке.

Ксения Петербургская Российская святая
Ксения Петербургская Российская святая

Она была дочерью богатых и знатных родителей, которые хотели выдать её за­муж за юношу одного с ними по положе­нию и состоятельности круга. Ксения, с детства возлюбившая Христа, ни о чём таком даже помышлять не могла. Поэто­му, избегая упорной воли родителей и ре­шив, что «несправедливо слушаться лю­дей более, чем Бога», она ночью, тайно, в сопровождении двух верных ей рабынь бежала, взяв только немного лёгких, но ценных собственных вещей.

Морем они добрались до почти без­людного острова близ г.Галикарнаса, где, по молодости и непривычности жить им было трудно. Но Господь послал им встречу с игуменом монастыря, подвиж­ником Павлом, который по­советовал им переселиться в г. Миласу, в Карии. Там Ксения (в миру Евсевия) и приняла своё имя, постригшись в мона­хини. Со временем она устроила монас­тырь и стала диакониссой. Прославилась подвижнической жизнью, необычайно строгой. Преставилась в 450-м году. Две верные её прислужницы вскоре тоже скончались и были погребены у ног гос­пожи.

Имя Ксения в переводе с греческого — «странница».

Итак, получившая это имя будет знать, что ей делать, вдумавшись в значение его. Странница — значит чужая земле и мир­ской суете, устремлённая к небесному блаженству. Она должна подражать пре­подобной Ксении чистотой и богоугодной жизнью. Она должна стать «странной» для людей, отвергающих Бога, и презирать то, без чего они не могут себе представить су­ществования: карьерный успех, погоню за модой и прочую шелуху. Иначе зачем и носить тогда имя «Ксения»?

Под именем Даниил святая Церковь прославляет нескольких замечательных подвижников. Мы же кратко расскажем о Данииле Столпнике. Был в прежние времена такой немыслимо тяжкий подвиг во имя Христово — столпничество, к ко­торому и устремился, после многих тру­дов и испытаний, преподобный Даниил.

Даниил Столпник
Даниил Столпник

Он родился в 409-м году в Марафе, в Месопотамии, и в 12 лет стал послуш­ником одной из обителей. Сердце Даниила го­рело мыслью о великом подвиге столпни­чества. В конце концов близ Константи­нополя он устроил столп и восшёл на не­го для молитвенного стояния, где и про­вёл 33 года, порою окружаемый грозою и молниями, терзаемый бурными ветра­ми, ливнями и палимый солнечным жа­ром. Но был неколебим, точно и сам был из камня.

К нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары и простолюди­ны. И даже императоры Зенон и Лев. Лев так полюбил подвижника, что не раз по­сещал его, прося его молитв, благослове­ния и утешения.

«Даниил» в переводе с ев­рейского означает «судья», то и судьёй должен стать. Однако да не подумает кто, что судьёй для других, но — собственным судьёй, прокурором своих желаний и по­ступков, обвинителем своих грехов. За­щитником же, или адвокатом, — чужих слабостей, незнания и промахов.

Святитель Никита Печерский
Святитель Никита Печерский

Святитель Никита Печерский ещё юным удалился в затвор. Но подвиг этот предпринят был им не по силам и не по разуму. И дьявол не замедлил прельстить его. Он явился ему в виде ангела и сказал: «Ты только молись, читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». И Ники­та поверил! Трудно сказать, чем кончи­лось бы дело, кабы не пе­чорские подвижники, которые прогнали завистника-беса и вывели Никиту из за­твора.

Урок не прошёл для Никиты бесследно, и последующей жиз­нью он стяжал благодать Божию, ибо со­временники были свидетелями, что он получил от Бога дар чудотворений.

-16

С греческого «Никита» переводится как «победитель». Следовательно, назван­ный этим именем должен ревновать о по­беде над тёмными силами зла, о преодо­лении в себе тщеславия, превозношения и прочих втесняемых бесами пороков. За­ботиться же о соблюдении заповедей Бо­жиих, любить праведность и святость.

Святая великомученица Варвара родом была из греческого города Илиополя. Её отец, язычник Диоскор, желая уберечь Варвару от дурного сообщества, поселил её в башне, откуда открывался великолеп­ный вид на окрестности.

-17

И она полюбила природу, на которой лежит печать Божи­ей премудрости. От рассмотрения природ­ного дива она умом и сердцем приблизи­лась к Богу и возлюбила Его. Так она по­знала Творца — высочайшее Существо.

Её отец, конечно, узнал об этом и вос­пылал гневом. Его попытки вернуть её к идолопоклонству оказались напрасны. То было время гонения на христиан, и когда Варвара отвергла языческих идо­лов, то обрекла себя мучениям и смерти. Она спокойно и смело шла на казнь и только молила Бога о тех, которые бу­дут вспоминать её, дабы Господь избавил их от внезапной смерти. И был ей голос с неба, обещавший исполнить её проше­ние. Она стойко перенесла невообрази­мые пытки, пока собственный её отец безжалостной рукой не отсёк ей голову. По молитвам св.Варвары верующим по­сылаются врачевания, ей также молятся о детях, о помощи в унынии и грусти.

Имя Варвара означает «чужеземка». Истинно, она была чужой земле, где ца­рят насилие, алчность и безумие безбожества. Такою и должна быть наречённая Варварой, вся — мужество, вся — свет и любовь

Память Варвары — 4-го декабря.

-18

НУЖНО ли «ИЗОБРЕТАТЬ» ИМЕНА?

Наречение имени ребёнку не должно быть случайным, ведь имя человеку при­дётся носить всю жизнь. Оно не должно быть пустым звуком, необходимо, чтобы в нём был смысл: намерение сохранить добрую преемственность рода, а также выразить почтение и уважение к тому, ра­ди кого имя даётся — выдающийся ли то человек или, что ещё гораздо лучше, — святой и праведный.

И, конечно же, надо, чтобы получивший славное имя потом оправдывал такую честь всей своей жиз­нью. Желательно понимать и конкретное значение имени, если оно пришло от дру­гих народов, из глубин истории, то — как оно переводится на русский.

К несчастью, здесь у нас преобладает невежество. Так, напри­мер, многие простодушно считают, что имя Иван — «чисто русское». Ваня, Вань­ка — ну, конечно же! Так по-свойски зву­чит! Между тем, Иван — это древнееврей­ское Иоанн, имя, которое носили многие святые люди, среди них Иоанн Крести­тель, Иоанн Богослов, св.праведный Иоанн Кронштадтский, прозорливец и чудотворец.

Переводится имя Иоанн как «благодать Божия». Поду­маем, какая ответственность для родите­лей так назвать сына! Они должны потру­диться изо всех сил, чтобы их Ванечка сделался со временем достойным гражданином и благодатью для людей.

Марлен Хуциев Кинорежиссёр
Марлен Хуциев Кинорежиссёр

В раннесоветские времена по стране гуляло поветрие имена выдумывать, а работники загсов их охот­но регистрировали. Детей называли: Ваг­ранка, Трактор, Электростанция, Интер­национал и т.п. Были и сложносоставные, такие как Марлен (Маркс-Ленин), или даже аббревиатуры, например Лори- кэрик, что расшифровывается, как Ле­нин... Организация... Индустриализация... Коллективизация... Электрификация... Революция И Коммунизм.

И ныне родители не так уж редко зани­маются изобретением имён для своих де­тей: Ракета, Космос, и «красивых» — Эли­ана, Магнолия (по цветку) и проч. При­том, гоняясь за звучностью, не берут в расчёт, как имя будет сочетаться с фа­милией. Скажем, «Элиана Бугрова» в этом смысле никуда не годится.

-20

Склоняются некоторые и к именам иностранным: Альфред, например, или Илона (вместо Елена), Джордж (вм. Геор­гий). И тут, в смысле звучания, тоже мож­но встретить нечто абсурдное, вроде: Аль­фред Капустин. Стремление назвать ре­бёнка «по-иностранному» говорит, скорее всего, о том, что люди не умеют ценить своего, а взоры обращают на запад, где, по-видимому, рай.

И хотя некоторые — можно допус­тить — ищут имя покрасивее ради чистой эстетики, всё же это, как правило, прояв­ление гордости в человеке.

Ребёнок будет ходить в сад, учиться в школе, и труднопроизносимое или неблагозвучное для русского уха имя непременно станет поводом для насме­шек, а то и для издевательств, ведь дети бывают безжалостны.

Увы, верно никогда не получат у нас распространения такие имена, как Дросида или Епихария, а ведь первое означает «роса», а вторая — «радующаяся». Или — Евсхимон, что переводится как «благооб­разный».

-21

А вот монахи, отвергшиеся мира, с кротостью принимают новые имена при пострижении или когда облекаются в схи­му. Какие бы ни были! Нет для них пус­той оболочки, а есть смысл, суть; нет «красивости» или «некрасивости», а есть задача соответствовать своему святому имени.

Итак, какое имя ни получил бы чело­век, он должен возвеличить его своей жизнью, но не внешним блеском, не тем, что оно будет «притчей на устах у всех», а, напротив: тишиной, скромностью, смире­нием.

Бог хочет от нас одного, чтобы мы имели много любви к ближ­нему. От этого произрастают все доброде­тели. Этой любовью и следует облагора­живать своё имя, даваемое людьми.

-22