ИМЯ И СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ далеких времен
Первое имя — Адам. Значит просто: человек. Некоторые «исследователи» происхождения человеческого рода видят в этом имени собирательность. Мол, это следует понимать как «люди». Не могло быть одного, совсем одного человека (и жены его Евы). Были люди, которые как-то «появились». Тут уже недоверие к Св. Писанию и прямой путь к Дарвину, а от него к обезьяне и червяку.
«Ева» — означает «жизнь». Имя ей дал Адам. В Книге Бытия сказано: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
А Например, у жены Авраама первоначально тоже в имени не было удвоения согласного — она называлась Сарой («Сара» — «госпожа моя»). Но от Бога получила новое имя — Сарра («госпожа множества»), после того как Ангел возвестил ей, что она, несмотря на преклонный возраст, родит сына, которого они с Авраамом уже и не чаяли иметь. Так и случилось, и сын их, Исаак, родился тогда, когда Аврааму было 100, а Сарре 90 лет. Умерла же она в возрасте 127-ми.
Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что в Исааке наречется Аврааму семья, т.е. что от Исаака должен произойти в своё время Спаситель мира. Именно Исаака, по повелению Божию, Авраам, показав беспримерное послушание, готов был принести в жертву Богу на горе Мориа, почему и получил его в предзнаменование?. Исаак по-еврейски означает «смех», что, по-видимому, отражает ту необычайную и долгожданную радость, какую принёс он родителям своим появлением на свет.
В книгах Нового Завета в нескольких эпизодах мы видим, как имена связываются с переменой назначения человека и обновлённым образом его жизни. Так, например, одного из 12-ти Апостолов первоначально звали Симон. Второе имя его, или прозвание, было Пётр.
Но далее у Петра уже только одно имя, а основное, данное ему от рождения, больше не упоминается. Итак, дело Петра с этого времени (впрочем, как и других Апостолов), быть основанием Церкви, её фундаментом, её камнем. («Пётр» значит «камень»).
Имя же Самого Христа — Иисус, что означает «Спаситель».
Итак, мы понимаем, как возникли первые имена. С одной стороны, они были неразрывно связаны с надеждой на Божественное предназначение и имели целью приблизить человека к Богу. С другой, мы видим, что избранные Божии получали свои имена не без участия Его благой воли.
В ЧЁМ СМЫСЛ НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНЕМ СВЯТОГО?
«Святые, имена которых мы носим, называются нашими ангелами, и день именин — днем Ангела. Мы называем их ангелами потому, что они, со времени наречения нам их имени, делаются особыми нашими покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за нас перед Богом и, таким образом, после бесплотных ангелов-хранителей являются нашими новыми Ангелами Хранителями. К их покровительству мы должны прибегать и быть уверены в их предстательстве за нас перед Богом.
Наконец, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в жизни.
Знание жизни и подвигов святых поможет и в выборе имени. Поэтому родители новорождённого должны ближе познакомиться с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка...
Велико действие имени!
Итак, имя показывает нам, что это не пустой звук. Оно обладает воздействием на строй нашей души — ввиду его наполнения: реальной жизнью человека, жизнью его предков, житиями святых. И как бы заключает в себе человека, срастается с ним. Уже сказано, что оно и само должно святиться благочестивой жизнью. И тогда и оно — свято.
Поэтому Церковь не благословляет наделять человеческими именами домашних животных. Небрежность и бездумность в отношении имени привели к тому, что не одних только кошек, собак, птиц или хомяков стали называть как людей, но и смертоносные ураганы, которые порой уносят десятки жизней, — такие, например, как «Катрин».
Совершенно иное, когда имена заслуженных людей, уже почивших, присваивают, например, кораблям. Это прекрасная традиция, ибо по морям и рекам судно несёт над вспененной волной не просто буквенную вязь, но образец и память.
В ДРЕВНЕЙ РУСИ
В языческие времена детей называли по расположению сердца, либо по обстоятельствам жизни, в которых они появились: девочек называли Любава, Купава, Милана, Лада и проч.; мальчиков, например, — Первая, Друган, Третьяк (по мере появления на свет), Ждан (долгожданный ребёнок), Неждан и т.д.
На Руси людям почти обязательно давали прозвища или клички — по их человеческим качествам, внешнему виду, роду занятий, сословной принадлежности, месту жительства или по тому, что с ними в какой-то момент приключилось яркого и запоминающегося. Из этих прозвищ потом нередко образовывались фамилии, а поскольку общерусский язык складывался на фоне многих племенных, то теперь иногда бывает невозможно понять, что означает та или другая фамилия, какой смысл имело слово, из которого они выросли.
Но и в средневековье, когда Русь уже можно было считать Русью, наряду с подавляющим количеством имён еврейского и греческого происхождения (даваемых при крещении) некоторые русские по какой-то причине так и оставались только с кличками (например: Бражник, Кропотка, Длинная Сабля, Козля, Кречет, Щука,Кольцо, Немир, Злоба, Бурнаш, Истома и т.п.)
«Чисто русских» и славянских имён в нашем языке осталось не так уж много. Это: Игорь, Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Такими именами нередко называют у нас детей, тем более что их носили исторические лица — святые и праведные люди. Эти имена есть в церковных святцах.
ВЫБОР И НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ
Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые. В связи с этим в выбор имени, о важнейшем духовном смысле которого говорилось выше, привносится немало суетного и житейского.
Как же правильно и богоугодно выбирать имя ребёнку?
«Даруя родителям дитя и устанавливая день его рождения, — пишет о. А.Лоргус, — Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по «Православному месяцеслову», в который включены имена святых, прославленных Церковью.
Наречение христианского имени, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка.
Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.
Согласно указанию Требника, имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).
Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рождении, не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самый день рождения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатлённым святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется.
Рождение младенца — столь великое и знаменательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остаётся только благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением которого он родился.
Кроме того, также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения. Это обосновывалось тем, что по церковному уставу наименование дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, празднуемого в этот день.
Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.
При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.
Были ещё случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определённого святого, которого избирали заранее и молились ему ещё до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году — то в день, ближайший ко дню рождения.
Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.
По общеустановившейся церковной практике выбор имени новорождённому принадлежал родителям ребенка; взрослые же сами выбирали себе имя.
Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для этого имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорождённому или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.
Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорождённого, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это ещё не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя.
В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения;Аграфена— Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерья — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Аким — Иоаким; Корней — Корнелий; Леон — Лев; Томас — Фома; Лилия — Лия; Илона — Елена, имя Мария даётся в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.
В том случае, когда не удаётся установить подобного соответствия (например Эдуард, Эльвира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
Как правило, имя новорожденному в соответствии с русской православной традицией выбирается среди тех имен угодников Божиих, память которых совершается в период сорока дней после дня рождения ребенка. Следует заметить, что данное правило не является абсолютно обязательным и может быть изменено в соответствии с индивидуальными уважительными обстоятельствами. Окончательное решение как правило принимают родители новорожденного...
Относительно перемены имени уже крещённому человеку нет общецерковных правил.
Например, для мальчика, родившегося 4 июня, могут быть выбраны имена: Феодора, Никиты (их память 4 июня), Василия (его память 5 июня), Аретмия, Антония (их память 6 июня), Иоанна, Иакова (их память 7 июня), Сергия, Германа (их память И июня), и т.д.
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл...»
В ИМЕНИ - ПАМЯТЬ РОДА
Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей семейной традицией, скажем, старшего сына в семье нарекать определённым именем, традицией, связывающей человека с его предками.
Имя отца может быть славным для следующего поколения или, напротив, бросить на него тень. Фамилия также, в известной степени, может считаться именем, тем более что исторически фамилии образовывались, как правило, на основе имён. Поэтому родители должны заботиться о том, чтобы не опорочить своего имени. Дети радуются доброму имени отца и тому, что носят фамилию достойного человека. Если же их родитель жил нечестиво и имя его было синонимом беды, распутства, жестокости, если он не только творил зло в своей семье, но и прослыл своей низостью за её кругом, тогда дети и даже внуки чувствуют гнёт самого его имени и иногда живут под другой (например материнской) фамилией.
Они будут чувствовать себя неловко и тогда, когда имя их отца не было выбрано в соответствии с православной традицией, а было выдумано или взято откуда- нибудь из другого языка и теперь, став отчеством, плохо или вообще никак не сочетается с их именами. Например, отцу дано было имя Гарри. Сына назвали Иваном. Получается Иван Гарриевич. Согласитесь — нелепо. Не лучше ли — Игоревич. Кстати, история эта реальна. И хорошо, что отец сам потом принял имя Игорь.
И всё-таки отраден тот факт, что наша традиция давать в основном исторически бытовавшие на Руси христианские имена, главенствует. Поэтому и справочники по именам рекомендуют главным образом наше, русское.
Можем ли мы отказаться от отца или матери потому, что они были безнравственны или грешны?
Нужно со стойкостью переносить неблаговоление Божие, возможно и Его наказание роду- племени. А, может быть, и проклятие. И если мы несём тяжёлое бремя рода, то в наших силах облегчить его — если не для себя и нашей семьи, то, во всяком случае, для более отдалённых ветвей родового древа.
О «МОДЕ» НА ИМЕНА
Существует своеобразная мода на имена, время от времени меняющаяся. То это Эдуарды, Модесты и Аркадии, то Иваны да Марьи, то Елены и Ольги и т.д. Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в подъездах домов было уже по 10-15 Леночек!
И нынче тоже есть «мода». Не располагая возможностью охватить все «модные» сейчас имена, остановились на семи. Это — Дарья, Анастасия, Георгий, Ксения, Даниил, Никита, Варвара.
Итак:
Имя Дарья для христиан тесно связано с именем мученика Хрисанфа. Ибо Господь определил им быть вместе, стать мужем и женой и принять мученическую смерть во имя Его. Хрисанф был сыном знаменитого в Александрии Полемия. Отец, когда сын подрос, переселился с мальчиком в Рим, чтобы дать ему наилучшее образование. Хрисанф был одарён, прилежен и любознателен. Однажды среди книг он нашёл Новый Завет и был так пленён им, что навсегда отдал своё сердце Христу.
Отец-язычник заключил его в темницу, томил там голодом и холодом, но заставить сына отречься от христовой веры не смог. Тогда он выбрал другой метод: выпустив юношу из узилища, он окружил его красавицами. Но Хрисанф не поддался обольщению, столь сильному для молодых людей. После чего Полемий нашёл ему жену: умную, образованную и прекрасную Дарью, в то время бывшую ревностной язычницей. Однако она под влиянием мужа и сама возлюбила Христа и оставила язычество. Кроме того, Хрисанф убедил её сохранить девство.
Оба они, девственники и исповедники, приняли мученический венец: были зарыты в землю заживо.
«Дарья» в переводе с греческого означает «побеждающая».
Итак: вот стимул, вот знамя, вот зелёная ветвь для той, кто получит имя
Дарьи — победа. Но не та «победа» о которой стараются многие девушки, по невежеству, одурманенные духом века сего и побуждаемые греховным естеством, — не победа и не победы над «поклонниками», а преодоление самоё себя, всего тёмного и плотоугодного в себе.
Церковь чтит несколько святых жен с именем Анастасия. Та из них, чья память совершается 22-го декабря ст. ст., стяжала память среди людей и угодила Богу своим милосердием. Она обходила казематы Рима и утешала заключённых, несла им радость, кормила и поила их, омывала им раны.
Сама — бодрая и светлая, каким же сердцем обладала она! В конце концов она получила прозвание Узорешительницы. Должны ли мы потому думать, что она осуждённых физическим образом выводила на свободу, что чудесным образом снимала с них железные кандалы и верёвочные путы? Нет! Но она своей любовью снимала с них путы духовные и тяжесть душевную, она разрешала их от чувства безнадёжности, которая так давит человека за решёткой, она окрыляла их, несла им веру в Бога, а это и есть свобода.
Трудясь день и ночь ради любви к отверженным, Анастасия совершенно не брала в расчёт, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в тюрьму, она обнаружила камеру пустой: все её насельники были накануне казнены.
Горько плача, стала она повторять: «Где же мои друзья-узники?». А были они из христиан. Отсюда было решено, что и она христианка. Анастасию схватили, привязали к четырём столбам и вознамерились сжечь. Но она, прежде чем палачи могли торжествовать, предала свою душу Господу.
«Анастасия» по-гречески значит «воскресение».
Воскресение! Это ли не поприще для тех, кто получит подобное имя? Это должно стать их будущим делом: заботой, любовью, кротостью и нежностью воскрешать унылых, отчаявшихся, заблудившихся, связанных цепями страстей, ложью мира!
Анастасия и сама должна заботиться о собственном воскресении для жизни небесной. Анастасия — огонь Христов!
Память Георгия великомученика празднуется Церковью 23-го апреля. Он был римским воином. Его высокие достоинства обратили на него внимание императора Диоклитиана, который приблизил его к себе, предполагая в будущем сделать себе помощником на троне и, возможно, даже преемником.
Каковы же были разочарование и гнев цезаря, когда он узнал, что его наречённый сын исповедует веру Христову. Мало того, и его собственная жена, Александра, сделалась христианкой. Конечно, их обоих стали убеждать отречься от веры, но — тщетно.
Император пришёл в совершенную ярость и повелел пытать Георгия, которого терзали крючьями, крутили в колесе над торчащими острыми зубьями и т.п. Георгий остался непреклонен. Ему и царице Александре отрубили головы. Великомученику Георгию было всего 30 лет.
Св. Геогрий получил прозвание Победоносца. Его изображают на белом коне. Он пронзает копьём извивающегося змея. И как же не Победоносец? Ведь он преодолел не только обычную человеческую тягу к возвышению (а ему обещался ни много, ни мало — трон. И трон римский, то есть возможное владычество в будущем над всем миром!). Георгий отверг и своего благодетеля, как только увидел в нём врага Христова, ибо Христос для мученика был превыше всего. Древний змей — отец греха, клеветник-дьявол. Отсюда — победить змея означает умертвить в себе грех, всегда готовый многими кольцами обвить человеческую душу.
По-гречески «Георгий» — «земледелец».
Значит, тот, кто получит это имя, обязан возделывать тёмную, тощую землю своего сердца, прилагая много трудов и пота.
Под именем Ксения нам знакомы две святые женщины, память обеих празднуется 24-го января. Ксения блаженная Петербургская в России известна более, поэтому мы предложим читателю несколько строк из жития другой Ксении, преподобной, жившей в V веке.
Она была дочерью богатых и знатных родителей, которые хотели выдать её замуж за юношу одного с ними по положению и состоятельности круга. Ксения, с детства возлюбившая Христа, ни о чём таком даже помышлять не могла. Поэтому, избегая упорной воли родителей и решив, что «несправедливо слушаться людей более, чем Бога», она ночью, тайно, в сопровождении двух верных ей рабынь бежала, взяв только немного лёгких, но ценных собственных вещей.
Морем они добрались до почти безлюдного острова близ г.Галикарнаса, где, по молодости и непривычности жить им было трудно. Но Господь послал им встречу с игуменом монастыря, подвижником Павлом, который посоветовал им переселиться в г. Миласу, в Карии. Там Ксения (в миру Евсевия) и приняла своё имя, постригшись в монахини. Со временем она устроила монастырь и стала диакониссой. Прославилась подвижнической жизнью, необычайно строгой. Преставилась в 450-м году. Две верные её прислужницы вскоре тоже скончались и были погребены у ног госпожи.
Имя Ксения в переводе с греческого — «странница».
Итак, получившая это имя будет знать, что ей делать, вдумавшись в значение его. Странница — значит чужая земле и мирской суете, устремлённая к небесному блаженству. Она должна подражать преподобной Ксении чистотой и богоугодной жизнью. Она должна стать «странной» для людей, отвергающих Бога, и презирать то, без чего они не могут себе представить существования: карьерный успех, погоню за модой и прочую шелуху. Иначе зачем и носить тогда имя «Ксения»?
Под именем Даниил святая Церковь прославляет нескольких замечательных подвижников. Мы же кратко расскажем о Данииле Столпнике. Был в прежние времена такой немыслимо тяжкий подвиг во имя Христово — столпничество, к которому и устремился, после многих трудов и испытаний, преподобный Даниил.
Он родился в 409-м году в Марафе, в Месопотамии, и в 12 лет стал послушником одной из обителей. Сердце Даниила горело мыслью о великом подвиге столпничества. В конце концов близ Константинополя он устроил столп и восшёл на него для молитвенного стояния, где и провёл 33 года, порою окружаемый грозою и молниями, терзаемый бурными ветрами, ливнями и палимый солнечным жаром. Но был неколебим, точно и сам был из камня.
К нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары и простолюдины. И даже императоры Зенон и Лев. Лев так полюбил подвижника, что не раз посещал его, прося его молитв, благословения и утешения.
«Даниил» в переводе с еврейского означает «судья», то и судьёй должен стать. Однако да не подумает кто, что судьёй для других, но — собственным судьёй, прокурором своих желаний и поступков, обвинителем своих грехов. Защитником же, или адвокатом, — чужих слабостей, незнания и промахов.
Святитель Никита Печерский ещё юным удалился в затвор. Но подвиг этот предпринят был им не по силам и не по разуму. И дьявол не замедлил прельстить его. Он явился ему в виде ангела и сказал: «Ты только молись, читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». И Никита поверил! Трудно сказать, чем кончилось бы дело, кабы не печорские подвижники, которые прогнали завистника-беса и вывели Никиту из затвора.
Урок не прошёл для Никиты бесследно, и последующей жизнью он стяжал благодать Божию, ибо современники были свидетелями, что он получил от Бога дар чудотворений.
С греческого «Никита» переводится как «победитель». Следовательно, названный этим именем должен ревновать о победе над тёмными силами зла, о преодолении в себе тщеславия, превозношения и прочих втесняемых бесами пороков. Заботиться же о соблюдении заповедей Божиих, любить праведность и святость.
Святая великомученица Варвара родом была из греческого города Илиополя. Её отец, язычник Диоскор, желая уберечь Варвару от дурного сообщества, поселил её в башне, откуда открывался великолепный вид на окрестности.
И она полюбила природу, на которой лежит печать Божией премудрости. От рассмотрения природного дива она умом и сердцем приблизилась к Богу и возлюбила Его. Так она познала Творца — высочайшее Существо.
Её отец, конечно, узнал об этом и воспылал гневом. Его попытки вернуть её к идолопоклонству оказались напрасны. То было время гонения на христиан, и когда Варвара отвергла языческих идолов, то обрекла себя мучениям и смерти. Она спокойно и смело шла на казнь и только молила Бога о тех, которые будут вспоминать её, дабы Господь избавил их от внезапной смерти. И был ей голос с неба, обещавший исполнить её прошение. Она стойко перенесла невообразимые пытки, пока собственный её отец безжалостной рукой не отсёк ей голову. По молитвам св.Варвары верующим посылаются врачевания, ей также молятся о детях, о помощи в унынии и грусти.
Имя Варвара означает «чужеземка». Истинно, она была чужой земле, где царят насилие, алчность и безумие безбожества. Такою и должна быть наречённая Варварой, вся — мужество, вся — свет и любовь
Память Варвары — 4-го декабря.
НУЖНО ли «ИЗОБРЕТАТЬ» ИМЕНА?
Наречение имени ребёнку не должно быть случайным, ведь имя человеку придётся носить всю жизнь. Оно не должно быть пустым звуком, необходимо, чтобы в нём был смысл: намерение сохранить добрую преемственность рода, а также выразить почтение и уважение к тому, ради кого имя даётся — выдающийся ли то человек или, что ещё гораздо лучше, — святой и праведный.
И, конечно же, надо, чтобы получивший славное имя потом оправдывал такую честь всей своей жизнью. Желательно понимать и конкретное значение имени, если оно пришло от других народов, из глубин истории, то — как оно переводится на русский.
К несчастью, здесь у нас преобладает невежество. Так, например, многие простодушно считают, что имя Иван — «чисто русское». Ваня, Ванька — ну, конечно же! Так по-свойски звучит! Между тем, Иван — это древнееврейское Иоанн, имя, которое носили многие святые люди, среди них Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, св.праведный Иоанн Кронштадтский, прозорливец и чудотворец.
Переводится имя Иоанн как «благодать Божия». Подумаем, какая ответственность для родителей так назвать сына! Они должны потрудиться изо всех сил, чтобы их Ванечка сделался со временем достойным гражданином и благодатью для людей.
В раннесоветские времена по стране гуляло поветрие имена выдумывать, а работники загсов их охотно регистрировали. Детей называли: Вагранка, Трактор, Электростанция, Интернационал и т.п. Были и сложносоставные, такие как Марлен (Маркс-Ленин), или даже аббревиатуры, например Лори- кэрик, что расшифровывается, как Ленин... Организация... Индустриализация... Коллективизация... Электрификация... Революция И Коммунизм.
И ныне родители не так уж редко занимаются изобретением имён для своих детей: Ракета, Космос, и «красивых» — Элиана, Магнолия (по цветку) и проч. Притом, гоняясь за звучностью, не берут в расчёт, как имя будет сочетаться с фамилией. Скажем, «Элиана Бугрова» в этом смысле никуда не годится.
Склоняются некоторые и к именам иностранным: Альфред, например, или Илона (вместо Елена), Джордж (вм. Георгий). И тут, в смысле звучания, тоже можно встретить нечто абсурдное, вроде: Альфред Капустин. Стремление назвать ребёнка «по-иностранному» говорит, скорее всего, о том, что люди не умеют ценить своего, а взоры обращают на запад, где, по-видимому, рай.
И хотя некоторые — можно допустить — ищут имя покрасивее ради чистой эстетики, всё же это, как правило, проявление гордости в человеке.
Ребёнок будет ходить в сад, учиться в школе, и труднопроизносимое или неблагозвучное для русского уха имя непременно станет поводом для насмешек, а то и для издевательств, ведь дети бывают безжалостны.
Увы, верно никогда не получат у нас распространения такие имена, как Дросида или Епихария, а ведь первое означает «роса», а вторая — «радующаяся». Или — Евсхимон, что переводится как «благообразный».
А вот монахи, отвергшиеся мира, с кротостью принимают новые имена при пострижении или когда облекаются в схиму. Какие бы ни были! Нет для них пустой оболочки, а есть смысл, суть; нет «красивости» или «некрасивости», а есть задача соответствовать своему святому имени.
Итак, какое имя ни получил бы человек, он должен возвеличить его своей жизнью, но не внешним блеском, не тем, что оно будет «притчей на устах у всех», а, напротив: тишиной, скромностью, смирением.
Бог хочет от нас одного, чтобы мы имели много любви к ближнему. От этого произрастают все добродетели. Этой любовью и следует облагораживать своё имя, даваемое людьми.