Найти в Дзене
Мой мир в стиле бохо

Узкая тропинка между двух пропастей- мода 20-х годов XX века.

Доброго времени суток!

20-е интересны по многим причинам. В том числе и в моде. Во-первых, это -как и 30-е, кстати- годы между Первой и Второй мировыми войнами, и, собственно, послевоенные годы, мода которых всегда несёт на себе отпечаток недавних страшных событий, во-вторых- как никак- это "ревущие 20-е",- время эмансипации, освобождения от корсетов, изменения роли женщины в обществе, в-третьих, это время технического рывка, который, как ни странно, отражается и на моде, и, наконец- у нас с вами за окном тоже 20-е. Только сто лет спустя.

После окончания Первой мировой войны и до 1929 года, начала Великой депрессии, страны-победители (за исключением СССР, где ситуация была другая из-за революции)  вступили в эру экономического и политического процветания. Первая мировая война привела к радикальным переменам практически во всех сферах жизни, в том числе и моде. Ведь мода- как любое искусство-отражение эпохи.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Важнейшим явлением того периода является эмансипация женщин, к которой привела не только многолетняя борьба за неё, но и тяжёлые демографические последствиям войны и эпидемии "испанки". Женщины политические права и возможность получить профессию и обеспечивать себя самостоятельно, вследствие этого женская мода претерпевает радикальные изменения, чтобы соответствовать новому образу жизни.

Навсегда уходят в прошлое корсеты, кринолины, неудобные юбки.

В женском гардеробе появляются брючные костюмы, платья становятся короче, каблук-ниже, шляпы всё чаще "вспоминают" для чего они нужны- вовсе не только для украшения и обозначения статуса носительницы.

Также повлияло на моду развитие технологий, появились и стали массово доступны новые искусственные ткани. Развитие методов производства тканей сделали их более доступными по цене, благодаря чему к моде начал приобщаться рабочий класс.

С одной стороны мода стала "проще", с другой... Уставшие от трагедий войны и лишений люди, не зная, что скоро опять наступит чёрная полоса великой депрессии, хотели радоваться жизни, веселиться, наверстать упущенное и наслаждаться сегодняшним днём. Мода, доступная теперь простой труженице завода, может, даже в большей степени, нежели разорившейся аристократке, обретает совсем новую, небывалую форму.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

При простом, лаконичном силуэте- чуть вытянутом, прямоугольном, с заниженной линией талии-использовались дорогие ткани, такие как шёлк, бархат и атлас, наряду с новыми-вискозой, например, вышивка металлической нитью, бисером и стеклярусом. После нескольких тяжёлых лет женщины, почувствовавшие, наконец, себя в безопасности хотели сиять! Наравне с мужчинами женщины 20-х годов осваивают новые виды профессий, занимаются ответственной работой, проявляют себя в новых видах досуга, и это, прежде всего, касается спорта. Кроме коньков и верховой езды, которые женщинам были ранее доступны, прибавляются велосипед и теннис. А ещё, танцы, танцы и танцы! Нет, не те- в огромных залах, доступные лишь избранным, где мужчины чинно ведут своих дам, кланяясь им. Теперь время ресторанов и баров, где вечерами собирается публика – мужчины и женщины после трудового дня- звучит ритмичная музыка чарльстона, и юные леди- и не только леди, но и простые девчонки-с удовольствием танцуют в своих прелестных и -о ужас!- коротких платьях.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Конечно, эмансипация сделала ещё одно дело- в моду входит совсем новая женщина- она немного угловата, её фигура похожа на мальчишескую- женщина-тростинка, "женщина- дощечка"-женщина-мальчик с короткой стрижкой, стройная, тоненькая.

Силуэт 20-х – прямой, слегка вытянутый, с заниженной линией талии, либо без неё.

Этот силуэт был практически для всех видов одежды. Упрощённость силуэта вынуждала модельеров придумывать для своих моделей самые фантазийные декоративные элементы, чтобы украсить наряд.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Возможно благодаря изощрённой фантазии в области декорирования, стиль 20-х всегда заслуживал внимание и повторялся неоднократно.

Поль Пуаре, 20-е годы. Фото в галерее из открытых источников
Поль Пуаре, 20-е годы. Фото в галерее из открытых источников

Кстати. Именно в 1920-е годы в модной индустрии стали широко использоваться манекены, демонстрирующие покупателям предпочтительное сочетание нарядов и аксессуаров.

На смену изысканному Полю Пуаре приходит новое поколение модельеров.

В 1926 году Коко Шанель создала своё легендарное маленькое чёрное платье.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

До того момента чёрный цвет, ассоциировавшийся с трауром, не пользовался успехом, но с приходом маленького чёрного платья стал весьма популярен. Платье, созданное Шанель, прикрывало колени, поскольку она считала колени самой некрасивой частью женского тела. Его также отличали простой полукруглый вырез, длинные узкие рукава и отсутствие излишеств, таких как бахрома, пуговицы, оборки. Кроме того, Шанель сделала трикотаж "модным" материалом. Она ввела в моду брюки, элементы формы моряков и "перекроила" мужские элементы одежды в женские.

В 1927 году в моду вошёл вязаный трикотаж от Эльзы Скиапарелли.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Прямые силуэты пальто в 20-х выполнялись с асимметричными застёжками, были варианты на одной застёжке или же пальто с запахом. В 20-е годы пальто было иногда короче платья, тогда такое пальто называли троакаром.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

В моделях 20-х можно было увидеть отделку мехом, имитирующим леопардовый.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Распространились плащи, которые были удобны для езды в автомобиле или для железнодорожных путешествий. Были даже вечерние плащи, слегка расширенные книзу и отделанные мехом песца. В конце 1920-х годов стали популярны пелерины. Они тоже были простого кроя, их носили иногда вместо плаща или же в ансамбле с костюмом. Пелерины иногда заменяли рукава в плаще или же просто нашивались поверх рукавов.

Важным нововведением моды 20-х был отказ от корсета как обязательного элемента женского костюма. Однако, новая эпоха диктовала и новый предпочтительный силуэт; на смену доминирующему в "прекрасную эпоху" силуэту «песочные часы» приходит мода на андрогинность — худоба, плоская фигура, отсутствие изгибов и выпуклостей. На груди платье актуального фасона должно было лежать абсолютно прямо, для чего женщины "с формами" были вынуждены перетягивать бюст- подумать только, снова, снова дамы нашли себе рамки, в которые нужно себя непременно втиснуть... На смену корсету приходят специальные пояса, напоминающие корсеты и формирующие "новый тип фигуры". В отличие от обычного корсета, корсет-пояс прикрывал и стягивал не грудь (или не только грудь), а бедра женщины...

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Мне кажется, этот ужас придумали компании-производители корсетов чтобы не обанкротиться.

Что касается обуви, то форма туфель 1920-х в целом соответствовала моде предшествующих лет. Новаторский дух выражался в выборе цветов и отделки: преобладали яркие, контрастные цвета и геометрический дизайн в стиле ар-деко.

Тут нельзя не упомянуть легендарного Андре Перуджа

Каблуки вечерних туфель украшались стразами, нередко таким образом, чтобы образовывать сложный рисунок или геометрический узор.

Кроме того, в 20-х годах женщины начинают носить оксфорды

в них удобнее и заниматься спортом, и ездить на велосипеде, и водить машину.

Шляпки 1920-х были преимущественно небольшими, с маленькими полями или вовсе без них. Самым популярным женским головным убором была шляпка-клош («колокол»). Эту модель изобрела французская шляпница Каролина Ребу.

Они были удобны, компактны и чётко исполняли функции шляпы, хотя не были лишены, порой, и декоративных элементов.

Дух свободы в 20-х годах практически не коснулся перчаток- они по-прежнему были обязательны при выходе "в свет". Длинные- для торжественных случаев, короткие- для всех остальных.

Сумочки- маленькие и изящные- всё ещё в моде

но наряду с ними в очень популярны становятся более функциональные экземпляры.

В связи с модой на макияж женщины стали носить с собой dance purse — сумочки-косметички на цепочке.

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Ювелирные украшения 1920-х годов в основном следуют стилю ар-деко, отчасти пришедшему на смену ар-нуво после Первой мировой войны. Для украшений в стиле ар-деко характерны лаконичные, геометрические формы, яркие цвета. Для ар-деко, в отличие от ар-нуво, не характерно использование растительных мотивов; доминируют чёткие геометрические орнаменты и прямые линии.

Ар-нуво

Советская мода начала формироваться сразу после революции и сильно зависела от идеологии, политической ситуации в стране, а также от экономики и развития лёгкой промышленности

Текстильная промышленность, разрушенная в годы революции и гражданской войны, начала восстанавливаться в начале 1920-х. В 1917 году при Центральном комитете текстильной промышленности был создан Отдел готового платья и белья.

Создавая единую одежду для работающих советских граждан, художники следовали стилю конструктивизма — доминировал простой крой, прямые линии, геометрические орнаменты. Однако готовая одежда из мастерских пользовалась популярностью далеко не у всех слоёв населения, и ателье по-прежнему были популярны- именно там можно было сшить одежду на заказ. Однако существовала так называемая богема, которая сильно выделялась на общем фоне, а так же так называемые нэпманы (Нэпманы — предприниматели и частные торговцы периода НЭПа. Нэпманы были лишены избирательных прав так же, как и другие представители «эксплуататорского класса», использующие наёмный труд, получающие нетрудовые доходы, например, с капитала или имущества, торговцы, священнослужители, бывшие служащие полиции и царской армии.)

Всё это порицалось, что отражено в творчестве поэтов и художников того времени.

Антинэпмановская агитка. Фото из открытых источников
Антинэпмановская агитка. Фото из открытых источников

В целом, для советской городской моды 1920-х были характерны те же черты, что и для общеевропейской: женщины носили платья с заниженной талией, чулки, шляпки-клош, шарфы и накидки.

Как выше уже отмечала- существовала богема и так называемые нэпманы. Тут немного иная ситуация

Сегодня даже появилось такое понятие, как "стиль НЭП". Звучит ужасно, но такое явление в моде сегодня существует

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Нельзя не упомянуть так называемый "агиттекстиль"

Агитационный текстиль (агиттекстиль) — ткани с рисунками на агитационную тематику, выпускавшиеся советской лёгкой промышленностью во второй половине 20-х - начале 30-х годов XX века.

Из него действительно шили одежду. Она была, если так можно сказать, модной, популярной

Вспоминается фрагмент стихотворения одного из главных певцов пропаганды- Владимира Маяковского.

"«Товарищ Надя!

К празднику прибавка —

24 тыщи.

Тариф.

Эх,

и заведу я себе

тихоокеанские галифища,

чтоб из штанов

выглядывать

как коралловый риф!»

А Надя:

«И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем

сегодня

буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!»" ("О дряни" В.Маяковский[1920—1921]).

Маяковский с упоением высмеивал "притаившихся буржуев", нэпманов и прочих "антиидеологических элементов", которые носили агиттекстиль без уважения и пиетета перед идеологией, однако, его любимая муза- Лиля Брик- не скрывала своей страсти к французским шелкам, которые ей привозили из Европы друзья и знакомые, да и других своих антиидеологических наклонностей не скрывала. Вот такой двойной стандарт...

Фото в галерее из открытых источников
Фото в галерее из открытых источников

Собственно, у советских женщин был гораздо более сложный период, нежели у европейских. Их тропинка между двух пропастей- между двух Мировых войн-была более тернистой по вполне понятным причинам.

Да, советским женщинам было сложнее, но говорить, что моды в СССР в 20-х годах не было- крайне несправедливо.

Всем Добра!

Поддержать нашу "чёртову дюжину" +два кота 2204120112878091