"Капитан Волконогов бежал" снят еще в 2021 году, но я его посмотрел только в 2023. В ходе просмотра я ловил себя на мысли: "Зачем я это смотрю?". А если честно зачем было снято это кино? Хотя и так понятно зачем. Вернее будет оставить вопрос почему?
Опять кино по плохой СССР, злое НКВД, тоталитарный диктат и "Молись и кайся". На данную тематику и так снято очень много. И фильмы и сериалы. Среди всего разнообразия можно найти как откровенную антисоветчину и русофобию, так и вполне достойные образцы. Но все же чернухи было гораздо больше.
Так зачем же плевать в свое прошлое? Особенно сейчас, когда надо совсем не каяться, а гордиться своей Родиной и её историей.
О чем данное кино?
На дворе 1938 год. Серый, мрачный Ленинград угнетает и наводит на плохие мысли. Главный персонаж (героем его язык не поворачивается назвать) Федор Волконогов живет полной жизнью. Занимается спортом и самодеятельностью, встречается с девушкой и ретиво выполняет свою работу. А работает он в сфере услуг, в основном с людьми общается. Но не добрым словом, а в основном кулаками и ногами, обутыми в высокие ботинки. И обычно общение с этими людьми заканчивается признаниями последних в совершении страшных преступлений и последующей утилизацией "врагов народа".
Но "Жернова НКВД" страшные и не разбирают кто свой, а кто чужой. Принцип "Бей своих, что бы чужие боялись" работает по полной.
Вот и наш Федя в один из дней чувствует, что сегодня его повяжут и расстреляют. За что? Да за то! Ту даже не объясняют причину. Он просто так стал предателем и врагом народа. При чем не он один, а весь отдел, где он служил. Как выяснится позже причина все же была. Веская. В Управлении не успевали выполнить план по утилизации "врагов народа". А тут возникла такая возможность поднять показатели и почистить кадры.
Бред? Да ладно. Все же так и было. Все по секретным документам снято.
Ведь к истории подошли с любовью. Вы посмотрите как тщательно и бережно воссоздали Ленинград 1938 года! Грязный и мрачный. И одежда простых людей какая аутентичная. Серая, невзрачная. Все же так и было! А какие костюмы у НКВДшников! Красные, революционные, спортивные. Я все смотрел и думал кого же мне лысые, крепкие парни одетые в данные костюмы и высокие берцы напоминают? Не хватает только подтяжек болтающихся по бокам. Точно. Скинхеды. Чувствуете с кем сравнили коммунистов? Да даже не сравнили, а в лицо тыкнули. Кушайте, не обляпайтесь.
Но мы немного отвлеклись. Федя то не дурак и чувствуя опасность бежит со всех ног. При этом он предает своего лучшего друга. Друга пытают и расстреливают. Д и что жалеть то грешника. Все одно в ад попадет. Но другом останется и придет к Волконогову и скажет, что если тот вымолит хоть одно прощение, то его возьмут в рай.
А что остается Феде? Правильно он бегает по Ленинграду и ищет родственников репрессированных и неловко просит простить его. Его естественно никто не прощает. Бесполезное занятие как выяснилось.
Похоже и создатели этого шедевра поняли это и как то коряво придумали выход из сложившейся ситуации. Но что в конечном итоге? Да ничего, пустой пшик и полет вниз с крыши дома. Зато Федя покаялся и благополучно выпилился из этого мира.
Что не понравилось? Вторичность данного фильма. Все это было в фильме "Чекист" снятого в 1992 году Александром Рогожкиным. Там ак же поднимали вопрос репрессий и плохих кровавых чекистах пачками казнивших людей.
Кроме того в "Волконогове..." режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов так и не смогли договориться что они снимают. Это историческая драма, аллегория, памфлет, гротеск? Вот только снято все на серьезных щах. Добавить к этому пафоса, гротеска, убрать привязку к году и стране, добавить абсурда и черного юмора получилось бы отличное сюрреалистичное кино. И любой бы понял его по своему.
Тема вымаливания прощения уже и вовсе достала. Мне не за что каяться. Я горжусь своими предками. Были ли репрессии? Однозначно были. Виновны ли в этом коммунисты? И да и нет. Во-первых в любом преступлении виновен конкретный человек, во вторых репрессии прекратили сами коммунисты. И историю хорошо было бы знать. А в истории других государств все хорошо? Ни индейцев не истребляли, ни гугенотов не резали, ни еврейских погромов не учиняли? Может нам пример стоит брать? А то что комуто выгодно наше покаяние, при чем безостановочное, понятно и без данного фильма.
Визуализация насилия. Его тут с избытком. И издевательства над арестантами, реалистично показанные казни, горы трупов. Насилия и так хватает, а насилие показанное с извращенным наслаждением не вызывает положительных чувств.
Что в данном кино хорошего? Как ни страно но хорошее в этом найти можно. В первую очередь это игра актеров. Юра Борисов в роли Феди и Тимофей Трибунцев в роли чекиста-волкодава играют убедительно. Где надо кривляются, где надо истерят и строят покерфейсы. Только как их в это затащили? Или деньги не пахнут?
Второе-это визуальный ряд. Снято все мрачно красиво. На фоне вечной серости мелькают яркие пятна. Кадры выверены и по эстетски завораживают.
Так какие выводы по данному фильму?
Смотреть как в очередной раз испражняются на историю Родины нет никакого желания. И Вам не советую.