19 апреля исполняется 240 лет со дня подписания Высочайшего манифеста Екатерины II о принятии Крымского полуострова, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Державу Российскую. Документ положил конец разбойничьим набегам крымских татар на наши южные провинции, а главное - закрепил выход России к берегам Черного моря.
Спустя четыре года, состоялось знаменитое путешествие Екатерины II в Крым (Таврическую губернию), продлившееся более полугода. Санный экипаж императрицы выехал из Царского села 7 января 1787 года. Маршрут движения к берегам Крыма лежал через Смоленск, Киев, Кременчуг, Херсон. Целями грандиозной поездки были не только осмотр территорий, но и утверждение господства Российской империи на новые земли, демонстрация крепнущей силы русской армии и флота на юге страны. Свита императрицы состояла из трёх тысяч человек, среди них были высокие чиновники и именитые иностранцы. Специально для поездки был составлен путеводитель с краткими сведениями о селениях, по котором пройдет царственный кортеж. (Путешествие ея императорскаго величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году.)
Поездке сопутствовала масштабная подготовка, начатая в 1784 г. графом Григорием Потемкиным. Она велась по различным направлениям: шло строительство дорог, благоустраивались населенные пункты и возводились новые, многое делалось для хозяйственного освоения территорий. Одновременно на южных границах России шел процесс формирования крепкой армии и флота.
В расходах на это путешествие участвовала вся Россия: ближайшие губернии поставляли лошадей, а более отдаленные – платили за это особый сбор. Для поездки были изготовлены около 200 экипажей. Особенно поражали роскошью две шестиместные кареты для императрицы. Изнутри они были обиты войлоком, зеленым сукном и тисненой желтой кожей и также имели герб империи с вензелем Екатерины II.
Для строительства новых дорог по всему маршруту раскапывались горы, расставлялись верстовые столбы и каменные мили, сажались деревья. Каждая верста будущего путешествия обозначалась специальным треугольным обелиском «из дикого камня», а через каждые десять верст ставились каменные «екатерининские мили». Белились и покрывались новой краской фасады домов, некоторые и вовсе сносились. Поля вдоль дорог, где должна была проехать Екатерина II, срочно засевались хлебом. Некогда безлюдные степи оживали.
В городах и на станциях строились дворцы с приемными и столовыми. Полы застилались коврами малинового или зеленого сукна, а стены обвивались парчой или голубой тафтой. Из Москвы в Крым шли целые обозы с мебелью, зеркалами, провизией. Заранее набиралась прислуга, к примеру, для императрицы и ее свиты для проживания во дворце Бахчисарая требовалось 188 слуг.
В 1786 г. Потемкин сам прибыл на юг и руководил всеми деталями будущей поездки. Он побывал во всех местах, по которым должна двигаться свита с Государыней, собственноручно написал приветственную речь одному из местных архиереев. Итальянскому композитору Сарти поручалось создать торжественную ораторию к приезду императрицы в Крым.
Помимо с царским размахом устроенного быта до мелочей продумывались церемония встречи и культурная программа. Каждый город по-своему старался угодить императрице и сделать ее пребывание незабываемым. Императорский кортеж встречал и провожал до границ следующей губернии губернатор и местные чиновники.
От Алма-Кермена до Бахчисарая, бывшей столицы крымских ханов, императрицу провожала конница татар, составленная из родовитых мурз, богато одетых и вооруженных. Таково было пожелание самой императрицы. Вечером весь Бахчисарай был иллюминирован и расположенные на косогорах строения представляли, как утверждали очевидцы, «приятные виды».
Вот как описывает пребывание Ее Величества в Карасу-Базаре (современный Белогорск) один из участников путешествия Храповицкий А.В., статс-секретарь императрицы.
Главный сюрприз для Екатерины и ее многочисленной свиты ждал в Севастополе. Во время обеда под звуки прекрасной музыки перед присутствующими неожиданно раскрылись двери большого балкона, и все увидели Ахтиарскую бухту, в которой в боевом порядке были выстроены корабли русской флотилии. Это был новый флот России, появившийся здесь за два года. Государыню приветствовали залпом пушек. Изумление всех присутствующих вызвали и виды нового города - Севастополя.
Из воспоминаний Сегюря, французского дипломата, одного из участников Крымского вояжа Екатерины.
«Несколько зданий для складки товаров, адмиралтейство, городские укрепления, 400 домов, толпы рабочих, сильный гарнизон, госпиталь верфи, пристани, торговая и карантинная, - все придавало Севастополю вид довольно значительного города. Нам казалось непостижимым, каким образом в 2 тысячах верст от столицы, в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот, утвердить порт и поселить столько жителей: это действительно был подвиг необыкновенной деятельности». (Коваленский М.Н. Путешествие Екатерины II в Крым. 1916)
Когда сама императрица спросила мнение Сегюра об увиденном, то получила в ответ следующий вывод:
«основанием Севастополя вы довершили на юге то, что Петр начал на севере. Вам остается один только славный подвиг – одержать победу над природой, населить и оживить эти завоеванные земли и обширные степи, через которые мы недавно проезжали».
При посещении Феодосии на бывшем ханском монетном дворе на память о поездке для императрицы в ее присутствии были изготовлены две золотые медали «Путь на пользу».
Императрица пребывала в Крыму всего 12 дней. Всем увиденным она осталась довольна. Об этом свидетельствует следующие строки.
Путешествие Екатерины Великой в южные провинции явилось ярким эпизодом в жизни ее подданных. Жители отдаленных от северной столицы мест получили уникальную возможность увидеть собственными глазами матушку-императрицу, а кому особо повезло – получить милости или награды из ее рук.
Интересные факты о поездке Екатерины в Таврическую губернию России расскажут источники нашей библиотеки а также электронного собрания Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.