Сегодня по плану должна была выйти другая статья. Про цели в жизни. Но почитав комментарии к предыдущей, мне захотелось еще немного посвятить время теме "планирования".
Почему? В школе я понятия не имел о том, что знаю сейчас. И я очень часто ловлю себя на мысли, а что если бы я знал об этом тогда? Был ли я более эффективен и продуктивен?
Возможно. А возможно и нет. Никто не знает!
В общем, хочу поделиться со школьниками через мам и пап, бабушек и дедушек одной хитростью. Это не мое изобретение. Но это не запрещает мне его использовать.
Матрица Эйзенхауэра.
Такое простое деление текущих дел на 4 квадранта по срочности и важности очень простое действие. Оно поможет юношам и девушкам не допускать завала и образования "снежного кома".
Подходит всем людям и применима ко всем делам.
Как это работает?
Смысл этой таблички в сортировке задач по срочности и важности. С помощью этой таблички можно ответить себе на вопросы:
Чем мне заниматься здесь и сейчас? Что мне отложить на потом? А потом это когда? Завтра или послезавтра? Или через неделю? Что будет, если я это не сделаю сейчас?
Что бы начать пользоваться матрицей, нужно на листе бумаги, в ежедневнике, в каком-то приложении создать 4 квадранта.
2 верхних будут с пометкой ВАЖНОЕ
2 нижних НЕВАЖНОЕ
2 левых СРОЧНОЕ
2 правых НЕСРОЧНОЕ
Что бы распределить свои дела по квадрантам, нужно задать себе 2 вопроса:
- Это важно?
ДА/НЕТ
- Это срочно?
ДА/НЕТ
Когда ответили на эти вопросы, можно вписать задачи в квадранты.
Важное и срочное.
К первой ячейке относятся дела, невыполнение которых ставит под угрозу всю работу. Сюда же можно отнести вопросы здоровья. Эти задачи необходимо решить здесь и сейчас.
Например (школьник/взрослый).
Подготовиться к завтрашней контрольной работе/подготовить отчет к завтрашнему экстренному совещанию. Отвезти питомца к ветеринару/родственника в больницу.
Важное и несрочное.
Во второй ячейке будут располагаться плановые дела. Текущая работа. Это основная масса дел. Основная ячейка при грамотном планировании.
Например.
Ежедневная подготовка к урокам на завтра. Выполнение домашнего задания/выполнение подзадачи для реализации проекта. Посещение спортивной секции, репетитора, театрального кружка/закуп продуктов на неделю, поездка на дачу, занятие фитнесом.
Неважное и срочное.
Третья ячейка самая опасная. Эти задачи тоже требуют внимания здесь и сейчас, но не влияют на успешность какого-то масштабного дела. Эту ячейку можно обозначить кодовой фразой: ОТВЛЕКАЮЩИЕ ФАКТОРЫ. Выполняя эти дела, можно забыть о главном.
Сюда можно отнести:
Помощь школьному товарищу на контрольной работе/помощь коллеге по работе в его делах. Ответы на вопросы в чатах/ответы на почтовые рассылки.
Неважное и несрочное.
Это дела без пользы для дела. Часто, наши любимые занятия. Все это не продвигает нас к завершению наших текущих дел. Участие мозга не требуется. Этакое расслабление и отвлечение.
Например:
Серфинг в интернете, просмотр видосиков, общение в соц сетях, прослушивание музыки, просмотр фильмов для настроения или от нечего делать.
Как это применять?
Есть несколько вариантов. Предлагаю 2 самых жизненных.
Последовательная модель.
Сначала делаем дела из квадрата 1 (срочное и важное). Потом уделяем внимание квадрату 2 (важное и несрочное). Потом все остальное.
Экстренная модель.
Сначала выполняем дела из квадрата 1, потом 3 (срочное и неважное). Потом все остальное.
Задачи можно переносить из одной ячейки в другую. Допустим дело висело во второй ячейке и постоянно откладывалось или не было доведено до конца. Подошли сроки и оно из несрочных уже стало срочным. И перемещается в ячейку 1.
Например, получил ученик "двойку". Учительница сказала, что можно исправить до конца четверти. ВАЖНО И НЕСРОЧНО. Время идет. На это дело не находится желания, возможности. Подходит конец четверти. Оценка напрямую влияет на четвертную. Нужно исправлять здесь и сейчас, а то уже потом будет поздно. Задача из НЕСРОЧНОЙ превратилась в СРОЧНУЮ. Так происходит движение дел внутри квадрантов.
Визуализация
Для начала можно матрицу начертить на листе бумаги или в ежедневнике. Нужно обязательно видеть свои дела, что бы не забыть.
Можно повесить этот лист перед собой на рабочем месте. Тогда ни одно дело не уйдет из вашего внимания.
Определенный кайф есть в том, когда вычеркиваешь дело из списка. Чувство удовлетворения посещает в этот момент. И от этого на душе становится хорошо.
Главное:
- Таблица помогает расставлять приоритеты в делах.
- Удобство и легкость применения. Справится даже школьник.
- Приоритет нужно отдавать квадранту 2. В идеале не допускать перехода дел из ячейки 2 в ячейку 1.
- Также нужно понимать сколько времени в день вы можете тратить на плановые дела и экстренные.
- Удобство совмещения личных и рабочих дел в одной таблице.
Наверняка каждый найдет еще плюсы для себя. Возможно будут и минусы. Напишите пожалуйста в комментариях плюсы, которые я не указал или минусы, которые вас беспокоят при использовании этого метода планирования.
Спасибо, что дочитали! Лайк дружеский на статью совершенно не повредит автору))) Буду рад этому. А от комментария по теме совсем будет хорошо на душе!
Всем спасибо.
С уважением, Тургенев Денис.