Найти тему
66.RU

«Тысячи предпринимателей попадут в тюрьму». Сеть e-сигарет — о неочевидных последствиях запрета вейпов

Число точек продажи вейпов в России достигает 150–200 тыс. (включая неспециализированные). Общий оборот отрасли доходит до 200 млрд рублей за 2022 год с тенденцией к быстрому росту. Такие данные привел 66.RU представитель федеральной сети розничных магазинов электронных сигарет Zenmod Василий Соколов.

На фоне появляющихся новостей о возможном введении запрета вейпов в России он отмечает, что если его введут немедленно или с короткой отсрочкой, которая не позволит распродать товары, тысячи предпринимателей, соблюдающих все требования и исправно платящих налоги, могут лишиться всего имущества, остаться с долгами и оказаться в тюрьме.

Такой исход возможен, по словам Соколова, по нескольким причинам:

  • В последние годы правительство представило дорожную карту, описав, что будет происходить в отрасли: маркировка, лицензирование, обязательное декларирование, ГОСТ и ТР ТС. Эта работа по регулированию сферы показала участникам легального рынка никотинсодержащей продукции (НСП), что они могут безопасно инвестировать в отрасль. Предприниматели используют банковские кредиты для финансирования развития бизнеса. Если запрет введут слишком резко, предприниматели не смогут выплатить часть кредитов, а это приведет к их банкротству, субсидиарной ответственности учредителей и директоров организаций — к конфискации всего личного имущества.
  • Производство и импорт НСП облагается НДС, поэтому все крупные участники рынка (импортеры, производители и дистрибьюторы) обязаны находиться на ОСНО (общая система налогообложения). Оплата НДС за квартал производится в следующем квартале равными долями каждый месяц. Чтобы выплатить НДС за товар, проданный в прошлом квартале, бизнесмен должен иметь возможность продавать товар и получать выручку еще три месяца. Если товар не удается реализовать, потому что он запрещен, то НДС выплатить не получится, что повлечет уголовную ответственность по статьям 198 или 199 УК РФ, предусматривающим реальные сроки до пяти лет за неуплату налогов.
  • Товар в основном везут из Китая, срок его поступления на склады может достигать трех месяцев с момента оплаты и до таможенного оформления. Когда товар приходит, импортер также платит НДС 20%, акциз и таможенные платежи. Чтобы выплатить банковский кредит или погасить кредиторскую задолженность по предоплате, импортеру необходимо реализовать товар заказчику, заложив в его стоимость все налоги, пошлины, акцизы и проценты по кредитам. Это требует три месяца до того момента, когда розничные продавцы смогут начать распродажу этого товара (которая потребует еще три месяца).
  • При резком запрете продажи НСП организации обязаны выплачивать зарплаты еще два месяца. Такой срок установлен Трудовым кодексом. Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации они предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения. В случае неисполнения обязательств перед работниками предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности со сроком до пяти лет лишения свободы по ст. 145.1 и 199 УК РФ. В случае внезапного запрета до 400 тыс. бывших работников отрасли потеряют источник дохода.
  • В случае резкого запрета предприниматель теряет все, остается с долгами и не имеет практической возможности переориентироваться на другой товарный рынок, сохранив рабочие места и свой доход. Это повлечет волну банкротств и заметное увеличение безработицы.
  • Последует взрывное увеличение объемов черного рынка, ведь бизнесу ничего не останется, кроме как на свой страх и риск продавать товарный запас альтернативными методами, чтобы выполнить свои обязательства перед банками и перед государством по налогам для избежания уголовного наказания.

Чтобы предотвратить такие последствия, срок введения полного запрета на продажу вейпов должен составить не менее шести месяцев, считает Соколов. За это время представители бизнеса успеют получить уже заказанный ранее легальный импортный товар и реализовать его, обеспечив выполнение своих обязательств перед банками, контрагентами, сотрудниками и налоговой службой, тем самым исключив волну банкротств.

При этом Василий Соколов отмечает, что сам по себе запрет вейпов не решит проблему потребления никотинсодержащей продукции среди школьников.

«Невозможно оградить детей от товара, который их привлекает, кроме как воспитанием. Уже много лет ни один крупный магазин не продает вейпы несовершеннолетним, но у них всегда есть кого отправить в магазин как за вейпом, так и за бутылкой пива: старшего брата, друга, бомжа-алкоголика с улицы за символическую плату и т. п. Просто потребление школьниками алкоголя и сигарет не является чем-то новым и поэтому не привлекает внимания», — говорит предприниматель.

Соколов утверждает, что в случае запрета легальной торговли вейпами школьникам, наоборот, станет легче приобретать электронные устройства.

«Расцветут группы и телеграм-каналы по продаже такого товара с доставкой, которых сейчас очень мало из-за сложной конкуренции с легальным бизнесом, т. к. кроме детей они никому не интересны. В случае запрета ожидается, что вейпов у детей станет больше, т. к. они станут на черном рынке в разы дешевле: ведь нелегальные продавцы не несут никаких издержек на налоги, аренды, зарплаты», — заключил представитель сети.

Ранее подобные опасения высказывал представитель другой крупной федеральной сети магазинов электронных сигарет.

Главная новость по теме

«Начнется ажиотаж, цены сильно вырастут». Владельцы магазинов электронных сигарет — о запрете вейпов