128,9K подписчиков

«Крик отчаяния»: почему женщины в Южной Корее отказываются от секса, замужества и детей

101K прочитали
Многие женщины в Южной Корее в последние годы заняли радикальную позицию: они отказываются ходить на свидания, заниматься сексом, выходить замуж и рожать детей.

Многие женщины в Южной Корее в последние годы заняли радикальную позицию: они отказываются ходить на свидания, заниматься сексом, выходить замуж и рожать детей. Это движение, известное как «четыре нет», зародилось в 2019 году и с тех пор распространилось в надежде, что консервативное правительство Юн Сок Ёля примет меры, способствующие гендерному равенству.

Согласно исследованию Statista, гендерный разрыв в оплате труда в Южной Корее вопиющий: мужчины зарабатывают на 30% больше, чем женщины. По оценкам Korean Herald, страна является самой гендерно-неравной в ОЭСР.

К этому следует добавить плохой баланс между работой и личной жизнью, а также неравномерное распределение домашних обязанностей. Женщины часто берут на себя ответственность за воспитание детей, что заставляет их выбирать между карьерой и материнством. Поскольку максимально допустимая рабочая неделя в Южной Корее длится 52 часа, совмещать оба занятия практически нереально.

Радикализация разочарования

© meteors.ru
© meteors.ru

«Четыре нет» — это крик отчаяния, который раздался после того, как действующий президент Южной Кореи начал свой срок. Он заявил о намерении упразднить Министерство по вопросам гендерного равенства и семьи.

Последствия так называемой «забастовки рождаемости» были тяжелыми для страны. В течение трех лет подряд там был самый низкий коэффициент рождаемости в мире — в среднем 0,78 ребенка на одну женщину (для воспроизведения населения необходимо в среднем 2,1 ребенка на женщину). В 2020 году в Южной Корее смертность превысила рождаемость. Многим городам грозит исчезновение в ближайшие годы.

«Жизнь многих молодых людей складывается не очень хорошо, для них вступление в брак или рождение детей уже не является естественным», — сказал The New York Times демограф из Корейского института здравоохранения и социальных дел Ли Санлим.

Как рассказала El País автор книги «Огненные цветы: внутренняя история феминистского движения Южной Кореи» Хавон Юнг, движение возникло из-за политики правительства в стране, которую она считает очень консервативной.

«Матери-одиночки подвергаются стигматизации, врачи отказываются проводить ЭКО женщинам без партнера-мужчины, хотя это и не является незаконным, а внебрачные роды составляют всего 2% от общего числа по сравнению со средним показателем в 41% для женщин в ОЭСР. Брак и рождение детей тесно переплетены; женщин заставляют жертвовать своей карьерой после рождения ребенка или замужества», — сокрушается эксперт.

Юнг видит источник проблемы в роли женщин со времен конфуцианства — господствовавшей идеологии до реформ ХХ века. Философия выступала за покорных дочерей, целомудренных жен и самоотверженных матерей. Эти убеждения поддерживались из-за милитаризованного общества, где на протяжении всей истории преобладала концепция агрессивной мужественности.

При этом государства, где родители более склонны к сотрудничеству, такие как Швеция, или страны, признающие разнообразие пар, такие как Франция, более успешно стабилизировали или даже увеличили уровень рождаемости, указывает эксперт.

Она поясняет, что движение «четырех нет» отражает радикализацию разочарования, которое заставило женщин отказаться даже от секса, поскольку они не видят смысла тратить свое время и энергию на отношения и утомительный поиск мужчины, который не следует патриархальным нормам.

Вода камень точит

© unsplash.com
© unsplash.com

Феминистские движения в Корее уже показали свою эффективность. Им удалось добиться декриминализации абортов в 2021 году и изменить представления о женской красоте. Так движение «побег от корсета» отвергает жесткие стереотипы, согласно которым у женщин должны быть длинные волосы, или следование концепции красоты K-pop — фарфоровая кожа, идеальный макияж, пластические операции. Все чаще можно увидеть южнокорейских женщин и девушек с короткими волосами или осмеливающихся носить очки вместо контактных линз.

Для Южной Кореи это была настоящая революция. Но впереди еще долгий путь в стране, где гендерное насилие не всегда приводит к обвинению или разводу. Согласно опросу, опубликованному Корейским институтом криминологии и правосудия, восемь из десяти мужчин признались, что применяли насилие по отношению к своей партнерше.

Для решения проблем, связанных с гендерным разрывом в Южной Корее, необходимо признать и преследовать гендерное насилие как таковое, считает профессор корейской истории в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Дженнифер Юнг-Ким. Также, по ее мнению, важны внутренние изменения южнокорейских мужчин, чтобы они согласились в равной степени брать на себя домашние дела и уход за детьми, и поддерживать своих жен в выборе профессии.

Движение «четыре нет» — это приглашение к перестройке общества, отмечает профессор и заместитель председателя по вопросам бакалавриата Департамента гендерных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джуди Хан. И этот подход мог бы работать во многих других демократических странах, где гендерное неравенство влияет на уровень рождаемости.

Столкнувшись с очевидно непобедимой патриархальной системой, все больше и больше женщин во всем мире отказываются от рождения детей, потому что не могут совместить личную и профессиональную жизнь. Последствия могут подтолкнуть правительства к более активным действиям по улучшению их положения.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»