В Сибири около 390 разных видов птиц. А вот специалистов, которые занимаются их лечением, можно пересчитать по пальцам. Тех, кто разработал собственную методику, еще меньше. Точнее, всего одна — орнитолог Тайгана Мочек. Эта сибирская девушка из небольшого таежного города Шагонар в Туве только за последние два года вылечила около 200 разных птиц, а первую птицу она спасла в семь лет. Постепенно, еще в юности она научилась понимать их язык, и это очень помогает ей в ее работе
Бабушкины травы
Тайгана — молодой орнитолог, это если судить по тому, что ей 32 года, и по задорному смеху и энергии, которую невозможно не заметить. Пока мы беседовали, она успела рассказать про свою работу, параллельно отвечала на звонки и время от времени обсуждала что-то на тувинском с мужем Леонидом. Однако по "стажу" общения с птицами Тайгану можно считать опытным специалистом — она уже четверть века не только наблюдает за жизнью пернатых, но и лечит их.
"Моя мама мне рассказывала, что буквально с трех лет я бегала за птичками во дворе и даже любила залезать на крышу нашего дома в селе, чтобы лучше разглядеть пернатых. А я помню свои мысли — мне казалось, что еще чуть-чуть, и я тоже смогу взлететь, как воробьи, голуби или ласточки", — улыбается девушка.
В семилетнем возрасте Тайгана вылечила свою первую птицу. Сейчас она, смеясь, называет эту историю "Спасение рядового чибиса". Но тогда для нее это целым приключением: "Чибис очень красивая птица. У него переливающиеся крылья, белая грудка, а на голове необычный хохолок. Такого красавца ни с кем не спутаешь. Я нашла его у реки Енисей, где любила гулять. Птица сидела на берегу, не могла взлететь. У нее было повреждено крыло. Уже сейчас я понимаю, что чибису оставалось жить немного — птичка совсем обессилела. Я взяла его и принесла домой к бабушке".
К делу сразу подключилась бабушка Тайганы Галина Ондаровна. Она чабанка с многолетним стажем, сталкивалась с разными животными, поэтому знала, как помочь птенцу. "Бабушка моя знает много разных лекарственных трав, которые растут у нас в Туве. Увидев птицу, она стала готовить травяные растворы из волчьего лыка, шиповника, полыни. Весь этот процесс я наблюдала — словно волшебство какое-то. Баба брала травы, промывала их, ставила на водяную баню или просто заливала кипятком, и вот снадобье готово", — вспоминает Тайгана.
Чибиса лечили около двух месяцев, пока он окончательно не оправился и не улетел обратно в тайгу, от чего девочка немного расстроилась. Тайгана говорит, это чувство осталось до сих пор: когда ее пернатые подопечные выздоравливают и улетают, ей всегда грустно, "как-будто близкого друга теряешь".
После спасения чибиса девочка решила, что теперь ходить в лес будет постоянно. Даже запланировала: завтра буду наблюдать за вороной, а послезавтра за сорокой. Особенно интересно ей было вести такие дневники весной.
Весенняя сила тувинской тайги
Тувинская тайга весной преображается. У шаманов (шаманизм и буддизм — основные верования в Туве) даже считается, что птичье многоголосие в тувинском лесу пробуждает всю природу и несет добрые вести. В республику в это время года с зимовки возвращаются десятки птиц. Среди них певчий дрозд, славка-завирушка, пустельга. Бывают тут и иноземные гости-кочевники. Через местное озеро Хадын проходит континентальный путь птиц. Например, краснокнижные лебеди мигрируют через республику в юго-восточную Азию. Они могут остановиться на озере — отдохнуть, искупаться. Кроме перелетных, есть здесь и свои, оседлые птички — малиновка, грач, коршун, крапивница. Всего в Туве встречается около 200 видов разных птиц, многие из них певчие.
"Другую профессию я выбрать не могла. Само место, где я родилась и выросла, заставляет не просто полюбить природу, но и быть ей полезной", — говорит девушка.
Родные места Тайганы — это два отдаленных района Тувы — Улуг-Хемский и Тандинский. В небольшом городе Шагонар она родилась, а училась в селе Кызыл-Арыг. Места эти среди тувинцев считаются одними из самых красивых в республике. В Шагонаре скалистые горы, лес и степи соединяются вместе. В селе Кызыл-Арыг природа другая — небольшая речка и тайга. Очень любила девушка проводить время еще в одном заповедном месте Тувы — Дургенском каньоне. Это настоящая природная достопримечательность Сибири — горная река, водопад, лес и, конечно птицы.
Сыграло свою роль в выборе будущей профессии и окружение Тайганы. По материнской линии почти все женщины из семьи Мочек — чабанки, много десятилетий в дальних селах Тувы они пасли овец, коров, лошадей. Тетя Тайганы — Людмила — учитель биологии и химии в сельской школе.
"Когда я училась в школе, то жила у тети дома. До школы было рукой подать — всего метров 200, поэтому меня к ней и отправили. Именно тетя одна из первых заметила мою тягу к птицам. Она часто покупала мне разные книги о пернатых — энциклопедии, словари, сказки. День мой строился так: с утра в школу, потом бегу домой, бросаю портфель и пока мои сверстники идут гонять в футбол или кататься на велосипеде, я — в лесу — наблюдаю за птицами, внимательно их рассматриваю, прислушиваюсь к голосу. А потом, дома, ищу в книге, что это была за птичка, как ведет себя, что ест, где обитает и чем может болеть", — делится Тайгана.
Таким образом, уже к 16 годам девушка знала почти всех птиц тувинской тайги. Гуляя в лесу, Тайгана понимала — в какое время и где может появиться обычный воробей или хищный коршун с ястребом. За годы наблюдений девушка на слух научилась определять птиц по пению.
"У меня неплохой слух. В детстве я даже в разных песенных конкурсах участвовала. Поэтому очень хорошо улавливала, как звучит каждая птица. Например, малиновка поет очень сочно и заливисто, у пустельги голос необычный, надрывистый, а колпица практически бесшумная", — поясняет орнитолог. К своему поступлению в вуз девушка научилась распознавать и даже имитировать голоса около 200 птиц.
Метод Мочек
С подачи тети Тайгана подала документы в Пермский университет на биологический факультет, на специализацию "зоология позвоночных животных". В университете на первом курсе у студентов преподавал орнитолог. "Сейчас я и не вспомню, как звали этого преподавателя, но занятия у него проходили очень интересно, особенно для меня. Ведь к тому времени я знала многих птиц, понимала, где они обитают и с какими трудностями в природе могут столкнуться. А тут уже появилась конкретика о том, каким болезням они подвержены", — вспоминает Тайгана.
Важной и самой любимой частью обучения для девушки стали летние практики, проходившие в разных частях России — на границе с Казахстаном, в Бурятии, на Урале, Байкале. Был даже опыт работы в екатеринбургском зоопарке. Именно на студенческой практике ей стало понятно, насколько многообразен птичий мир Тувы:"практически всех птиц, что встречались мне в разных регионах России, можно увидеть в Туве. Разве что на юге не так, там певчие гораздо разнообразнее. Птицам всегда лучше там, где тепло".
Впервые самостоятельно Тайгана вылечила птицу дома, на каникулах, а после окончания вуза, когда она вернулась в родной город, пернатых пациентов появилось столько, что редкий день обходился без спасения птицы.
Сама Тайгана не считает свой метод лечения птиц чем-то особенным и очень стесняется, когда журналисты или коллеги по цеху называют его "методом Мочек". "Это, конечно, не метод. Я бы сказала, что это мой подход к лечению птиц. Главное относиться к ним, как к людям — очень ответственно и вкладывать в свою работу частичку души", — говорит Тайгана.
У Тайганы есть и "птичья клиника" — к дому она пристроила флигель, а ее муж соорудил рядом отдельные вольеры. Тайгана живет в своем доме, на земле — говорит, что никогда бы не смогла жить в квартире, там ей не хватает воздуха. Эта конструкция совсем не похожа на больничную палату — большая площадка на открытом воздухе, где для птиц предусмотрены кормушки, приделаны специальные дощечки-подставки, чтобы обитатели "палаты" могли выбрать, где им посидеть.
"Первое, что я делаю, когда птица попадает ко мне, внимательно ее осматриваю. Это только кажется очевидным шагом, но на самом деле, у пернатых визуальный осмотр, пожалуй, самый трудный этап лечения. Птицы ко мне попадают дикие, из тайги, осмотреть их сложно — они боятся, не идут в руки, царапаются, клюются. С большими хищными особями вообще трудно — попробуй удержи орла или беркута. Плюс к этому, почти все птицы густо оперенные. Одна из первых задач — посмотреть, было ли кровотечение, под перьями сделать это непросто. Поэтому, чтобы первый осмотр прошел с пользой, надо наладить с птицей контакт", — поясняет Тайгана.
Успокаивает девушка пернатых с помощью имитации их голоса. Процесс выглядит необычно: Тайгана, набрав воздух, начинает то ли петь, то ли щебетать, повторяя характерные для конкретной птицы звуки. В это время интересно наблюдать за пациентом. "Обычно птицы очень удивляются. На несколько секунд замирают, прислушиваются, будто думают: она ведь человек, почему говорит по-нашему? А для меня этот момент лучший для осмотра — можно спокойно ощупать пернатого", — говорит девушка.
После осмотра Тайгана решает, чем лечить больного — в ее распоряжении тувинские травы и настои на их основе. Используются и обычные лекарства. Если у птицы открытая травма, то ее перевязывают бинтом. Хотя сама Тайгана признается, что пернатые этого не любят подобные манипуляции и всеми силами стараются снять повязку.
Дальше Тайгана вместе с мужем (он ее основной помощник) внимательно следит за больными. "Тут и питание особое, с учетом специфики птицы: кто-то зернами питается, а кому-то кузнечиков подавай. Если надо, в случае сотрясения мозга или сломанного крыла, мы делаем перевязки и пока птица полностью не оправится, на волю не выпускаем. Бывает, что живут они у нас дома по несколько месяцев", — делится девушка.
Летом пациентов в "больнице" больше, чем осенью и зимой — до 40−50 птиц. Кто-то из пернатых остается у Тайганы навсегда. Сейчас в семье Мочек пять птиц — филин, два коршуна, балобан и тетерев. Это те, кто уже не сможет вернуться в дикую природу. "У кого-то сломано крыло или проблемы с лапами. В тайге в таком состоянии они погибнут", — объясняет птичий доктор.
Попадают пернатые к Тайгане через друзей, знакомых, соседей и случайно услышавших о девушке Айболите из Тувы. Привозят раненных и больных птиц со всей республики, иногда даже из соседней Хакасии. Самый частый случай: птицу на дороге сбила машина, подобрали и отдали Тайгане на лечение и реабилитацию.
Но бывают совсем детективные истории. Однажды позвонили незнакомые люди и рассказали, что у них живет балобан (редкая хищная краснокнижная птица), который заболел и нужен совет, что делать. Тайгана еле уговорила хозяев показать ей хищника. Оказалось, что птицу держат в плохих условиях — в темном сарае, почти без свежего воздуха. Девушка попросила отдать ей балобана на лечение, но ей было жестко отказано. Тайгана не растерялась, обратилась в лесохрану и вместе с инспекторами пернатого удалось изъять. Зачем людям нужен был дома такой хищник, остается только гадать. Однако известно, что балобанов нелегально отлавливают и переправляют в арабские страны, где их используют для соколиной охоты.
"Я даю им вторую жизнь"
За последние два года Тайгана вылечила около 200 птиц, из них примерно треть — краснокнижные. Было и такое, что спасти птиц не удавалось. Этот момент девушка всегда переживает очень сильно, признается, что может ночь не спать, думая о своих подопечных.
Возможно, желание дать птице вечную жизнь и привело Тайгану ко второй ее профессии — таксидермист. С 13 лет она увлекается искусством изготовления чучел животных. "В 7 классе я участвовала в школьном, экологическом конкурсе. Там были разные этапы — мы знакомились с растительным и живым миром. На конкурсе я впервые увидела чучела двух птиц — вороны и грача. Глаз от них оторвать не могла. Захотелось самой делать что-то подобное. Рассказала об этом своей тете и она отвела меня в наш национальный музей, где представлена целая экспозиция разных животных и птиц. Тогда я поняла, что обязательно выучусь на таксидермиста", — вспоминает Тайгана.
Азы этой науки Тайгана постигала на студенческой практике в Екатеринбурге и вот уже 10 лет она профессиональный таксидермист, именно эта профессия приносит ей доход. В месяц девушка на заказ делает одно-два чучела, в том числе и для выставок в Национальном музее Республики Тыва. С ним она сотрудничает давно еще и как волонтер-экскурсовод — рассказывает школьникам о птицах.
Шкуры животных ей иногда привозят местные шаманы, чтобы Тайгана особым образом их выделала, подготовила для проведения обрядов. Кроме того, тувинские охотники приносят Тайгане добытых по лицензии белок, зайцев, волков, просят изготовить из них чучела, чтобы при случае продемонстрировать результаты охотничьих трудов. Иногда к ней обращаются сотрудники музея с просьбой изготовить чучела для экспозиции. Девушка не берется за редких, краснокнижных животных и птиц, полученных браконьерами. Да и они сами к ней никогда не обратятся, потому что Тайгана Мочек известна в республике как спасатель и главный защитник птиц.
Вопрос: почему, с одной стороны, девушка спасает птиц, а с другой, делает чучел из шкурок, сначала ставит Тайгану в тупик, но она быстро находится: "Наверное, я даю им вторую жизнь после смерти". Для Тувы, где развит буддизм и люди верят в переселение душ, ее ответ логичен. Сама Тайгана не исключает, что в прошлой жизни была птицей. Ее имя по-тувински означает "тайга", так что, если подойти к вопросу романтически, получается, она была не просто птицей, а птицей из тувинской тайги.
Виктория Мельникова