Пора разобрать очередную сказку Леонида Нечаева — «Питер Пэн». Перед нами снова классический нечаевский фильм, то есть поучительная музыкальная сказка с детьми в главной роли. Первоисточник, пожалуй, известнее, чем в случае со Звездным мальчиком или с «Рыжим, честным, влюбленным».
Сразу скажу, что в детстве очень любил эту историю в первоисточнике, но ни разу не видел фильм. Книгу решил не перечитывать, чтобы разбор не свелся к банальному аргументу «книга лучше». Поэтому эта статья — субъективное мнение исключительно о фильме. И по уже сложившейся традиции, рассказ пойдет в основном о песнях в нем.
Музыку к фильму написал Игорь Ефремов (он же пел за мистера Дарлинга), тексты песен — Леонид Дербенев. За Питера и за Венди пела Светлана Степченко, за миссис Дарлинг — Елена Камбурова, за Джона — Елена Делибаш.
Фильм начинается с того, что вся семья Дарлинг поет новогоднюю песню. В ней упоминается, что детям Дед Мороз желает детям приключений. Что ж, в сказке приключения обязательно будут.
Следующая музыкальная композиция — диалог между Венди и Джоном, которые играют в «папу и маму». Они рассуждают о том, что же такое дети: цветы жизни или «удар по бюджету»? Если бы это пели взрослые, то звучала бы песня грустно, но в детском исполнении получается трагикомично:
Еще более комичные переживания мистера Дарлинга о том, что он никак не завяжет галстук и «что-то страшное может случиться». Что ж, пожалуй, это достаточно говорит о его характере:
Следующую песню поет миссис Дарлинг. Перед уходом в гости она укладывает детей спать и рассказывает им сказку о Питере Пэне, которому хотелось, «мальчишкой быть вечно, и желание его почему-то сбылось»:
Стоит родителям уйти в гости, как появляется сам Питер Пэн. Их знакомство с Венди — не столько песня, сколько диалог под музыку:
Все перечисленные песни звучат в первые 20 минут фильма, а дальше начинается сам сюжет и приключения. Дети летят вслед за Питером в Волшебную страну к индейцам и пиратам. И следующую песню поют именно индейцы, выходящие на тропу войны с пиратами:
Что же пираты? Они тоже поют. Этакий пиратский шансон, в котором каждый из них понемногу рассказывает о себе, но при этом каждый превозносит капитана Джеймса Крюка. Пожалуй, это лучшая песня фильма в плане раскрытия героев:
Дальше — снова песня-диалог. Мальчишки строят дом и рассуждают о том, с чего он должен начинаться:
Несмотря на то, что в фильме много песен-диалогов, основные сюжетные повороты происходят все же не во время пения. поэтому разбор музыкальных номеров практически не содержит спойлеров. Некоторые из песен и вовсе никак напрямую не связаны с происходящим. Например, русалки просто поют для Венди веселую песню. На этом их роль заканчивается:
При просмотре у меня несколько раз возникало ощущение, что некоторые песни вставлены в фильм исключительно с целью увеличения его продолжительности. Например, Венди под музыку рассказывает мальчишкам сказку про них самих. Без этого эпизода смысл фильма, пожалуй, никак не поменялся бы. Что ж, зрители лишний раз насладятся хорошей музыкой:
Мы уже говорили в предыдущих статьях, что все сказки Нечаева — поучительные и воспитательные. «Питер Пэн» — притча о детстве, неизбежном взрослении, взаимоотношениях детей и родителей. Именно об миссис Дарлинг поет свою грустную песню:
Еще одно наблюдение. Отрицательные герои оказались интереснее положительных. И песни у них тоже интересные, дополняющие созданные образы. Например, Крюк поет о себе, что всегда «играет в одну большую игру, и игра эта пахнет смертью». Он признает, что его ненависть к Питеру Пэну напоминает психическую болезнь, но прямо заявляет, что не желает от нее лечиться:
Пираты поют две песни. О первой уже сказано выше, а во второй — они признаются, что совершают все свои злодейства исключительно ради золота. Дайте им золота — они тут же прекратят. Но и сами не знают, сколько денег им требуется:
Решающая битва Питера и Крюка — снова песня-диалог. Это одновременно обмен колкими репликами и ударами шпаг.
Финальную песню поет уже повзрослевшая Венди. Она просит зрителей не забывать свое детство. А в это время ее дочь улетает с Питером Пэном, который так и не повзрослел. Поет за нее Ирина Понаровская:
Почему же фильм не стал таким популярным? Сложно сказать наверняка. Мне он показался интересным, однако не увлекающим. Большинство песен так или иначе возвращали к проблеме взаимоотношений отцов и детей, а вот приключений — на удивление не хватило. Вроде индейцы есть, пираты на месте, но после предыдущих фильмов очевидно, что чего-то не хватает. Исключением стал сыгравший Крюка Александр Трофимов. Большинству зрителей он наиболее известен по роли кардинала Ришельё из совсем другой музыкальной истории, поэтому следить за его перевоплощением в пирата было особенно интересно.
Стать хитом на все времена у фильма не вышло, но все же советую посмотреть его хотя бы один раз. И оставайтесь в любом возрасте немного детьми. Например, не прекращайте любить сказки.
~~~~~
Автор Александр Томаров (для проекта «Музыкальные сказки», 2023)
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал)
А о других музыкальных сказках Леонида Нечаева можно прочитать здесь: