Очередную киносказку Леонид Нечаев снимал, можно сказать, по своему классическому рецепту. Первый шаг — взять хорошую литературную основу. Причем такую, чтобы главными героями истории в очередной раз стали дети. Сказочная повесть шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.» для этого отлично подошла. Несколько слов о жанровой принадлежности этой сказки. На некоторых сайтах ее ошибочно определяют, как фэнтези, но в фэнтези обязательно есть магия, а здесь — классический вариант сказки о животных. В качестве примера такой сказки можно вспомнить «Маугли».
Шаг второй — попросить сценариста несколько изменить сюжет первоисточника. Георгий Полонский добавил в мир сказки Экхольма новых персонажей. Несколько слов об этом будет сказано ниже, но сначала — разбор песен, которых в этом фильме всего семь. Тексты к ним тоже написал Полонский, а музыку — Игорь Ефремов. Сразу же скажем, что шаг третий — сказка должна быть поучительной. В данном случае нам рассказывают историю о честности, обмане, дружбе и любви. Мораль раскрывается не только через сюжет, но и через дополняющие его песни. О них и поговорим подробнее.
Первая же песня отлично раскрывает зрителям характер главного героя — лисенка Людвига, который «из школы врунов сам себя исключил». Он не хочет получать пятерки за вранье и предпочитает ходить с честным колом и есть честно взятую у друзей капусту, чем индейку, которую хитростью добыл отец. Однако в начале истории Людвиг все же сомневается в правильности своих поступков:
Старший брат главного героя Лабан — его полная противоположность. Он «не видит стыда, если дельце сработано чисто». Этот хитрый плут призывает уважать его талант. Что ж, ему бы познакомиться с лисой Алисой из другой нечаевской сказки. Отрицательным персонажем его считать нельзя. Он не злой. Он просто Лис, воспитанный в традициях семьи:
Лисички-сестрички и старшие братья называют Людвига «ошибкой родителей», предлагают «сдать в музей» и всячески издеваются. Для них младший брат — изгой, не соблюдающий традиции. Пожалуй, их нечего комментировать:
Примечательно, что и песня Лабана, и общая песня лисов не имеют такой яркой мелодии, как песни других персонажей: первая больше похожа на рэп, вторая — на выяснение отношений под музыку.
Следующую песню поет старая сова Илона. Она могла бы защитить Людвига, подтвердить его правоту, но, точно зная, что он прав, предпочитает не вмешиваться. Ей хочется только опустить непроницаемые шторы и жить спокойно, а правду — пусть ищут другие. Однако Илона сама признает, что «не живет, а выживает, не при сороках говоря». Она еще помнит, что «когда-то на эту музыку были совсем другие слова, но со временем слова меняются, а музыка — остается та же». Автору подумалось, что если бы черепаха Тортила разочаровалась в жизни, то стала бы такой, как Илона:
Людвигу остается сбежать из дома. Он совсем один. И как многие дети придумывает себе воображаемого друга, то есть эхо. К нему и обращена следующая, очень грустная песня. По сути, это уже вторая песня Людвига. Что нового она говорит о его характере? То, что даже в самой сложной ситуации, которая кажется безвыходной, он дает себе слово не трусить:
Пес Максимилиан в экранизации превратился в меланхоличного поэта. Играет на гитаре и сам поет песни собственного сочинения. Этакий добродушный вахтер с непризнанными талантами. На текст его песни о собачьей жизни и о нелегком труде не стоит обращать внимания, ведь Максимилиан сам признает, что многое присочинил. Этот постаревший пес вызывает грустную улыбку:
Ну, и последнюю песню в фильме снова поет Людвиг. Он влюблен, сочиняет стихи о Тутте и просит свою маму не сердиться:
Кстати, маму Лору сыграла Екатерина Васильева, которая ранее сыграла мачеху Тима Талера. А псом Максимилианом стал Николай Трофимов (Толстый волк из «Красной Шапочки»).
Жаль, что многим персонажам не досталось песен. Не спели родители Людвига, еж Нильс, странным образом не досталось песни петуху Певуну, а ведь это — запоминающиеся второстепенные персонажи, которых можно было дополнительно раскрыть. Не спела по какой-то причине даже Тутта.
Георгий Полонский расширил мир первоисточника, добавив новых персонажей, например, фру Алису и сову Илону. С ними история стала еще интереснее. Честно говоря, автор с удовольствием посмотрел бы еще несколько серий этой сказки, если бы они были. Хотелось бы увидеть на экране гиену Берту, росомаху Дагни, бобра Вальтера, доктора-Сыча и многих других. Впрочем, фильм в любом случае вышел интересным, добрым и честным. Пожалуй, именно слово «честный» — главное в его названии.
И, конечно же, лучше всего слушать песни в контексте всего фильма:
~~~~~
Автор Александр Томаров (для проекта «Музыкальные сказки», 2023)
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал)
А о других музыкальных сказках Леонида Нечаева можно прочитать здесь: