Найти тему
РГСУ LIFE

Научный полк: Михаил Данилович Ругаль

Михаил Данилович Ругаль - герой Прибалтийской стратегической операции и битвы за Кёнигсберг

В годы Великой Отечественной войны бывало так, что человек находился на фронте с первого года войны, прошел множество сражений, в том числе тяжелых и ожесточенных – тот же Сталинград, - но награды получал только в самом конце и в связи с операциями в одном районе. Но зато каком – Восточной Пруссии! К таким относится Михаил Данилович Ругаль. Он родился в 1905 году, член ВКП(б) с 1926 года. Окончил Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова: прибыл в него как инструктор райкома города Плещеница (Белоруссия), а по окончании был распределен инструктором обкома по пропаганде.

В Красной Армии с 1941 года, однако несмотря на долгое пребывание на фронте, свой первый орден получил только в октябре 1944 года. На тот момент Михаил Данилович Ругаль в звании гвардии подполковника служил заместителем командира 84-го гвардейского стрелкового полка по политической части. Полк входил в состав 33-й гвардейской стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии. Помимо другой работы, он был ответственным за то, чтобы коммунисты и комсомольцы на фронте были в первых рядах борьбы с врагом. Ведь руководящая роль партии на то и называлась руководящей, чтобы ее члены несли на своих плечах весь груз ответственности, были в самой гуще событий. В условиях боевых действий «эта гуща» и есть передовая. В представлении Михаила Ругаля к государственной награде, ордену Отечественной войны II степени, говорится: «В период боевых действий полка в Прибалтике проявил мужество и отвагу. Благодаря правильной расстановке партийных сил коммунисты возглавили личный состав в ожесточенных боях и обеспечили высокий наступательный порыв, а также стойкость в обороне. В результате хорошей организации политико-воспитательной работы среди личного состава, полк с 16 по 24 августа 1944 года уничтожил 27 танков, 18 бронетранспортеров, свыше 200 солдат и офицеров противника. 2 октября 1944 года в результате решительного наступления полк перешел государственную границу на нашем фронте и овладел рядом населенных пунктов и городов в Восточной Пруссии».

Эти события относятся как к завершающей части операции «Багратион» (август 1944 года), когда войска 1-го Прибалтийского фронта развивали достигнутый в Белоруссии успех и начали освобождение Литвы, так и к Мемельской операции (октябрь 1944 года). Ее смысл состоял в том, чтобы мощным ударом на север выйти к немецкому городу-порту Мемель (переданному потом Литве под названием Клайпеда) на берегу Балтийского моря. Тем самым Красная Армия разрезала надвое обороняющуюся вдоль южного побережья Балтийского моря группировку противника – значительные силы попадали в фактическое окружение. Наступление под командованием генерала Ивана Христофоровича Баграмяна (1-й Прибалтийский фронт) прошло успешно. Согласно архивным документам, в октябре 1944 г. 84-й гвардейский стрелковый полк находился в авангарде своей дивизии. 5 октября немцы оказали сопротивление на реке Дубисса, однако красноармейцы сумели ее форсировать и заставили противника – 7-ю танковую дивизию и 268-й охранный полк – бежать. С 7 по 14 октября полк преодолел 100 км, очистив от противника до 150 населенных пунктов, включая город Шиббэн. Нашими трофеями стали 800 исправных автомашин, 43 пушки, 31 пулемет и много другого имущества.

В конце 1944 года 33-ю гвардейскую стрелковую дивизию вместе со всей 2-й гвардейской армии передали 3-му Белорусскому фронта генерала Ивана Даниловича Черняховского. С середины января 1945 года она участвовала в наступлении в Восточной Пруссии. Если войска маршала Константина Константиновича Рокоссовского мощным наступлением на север отрезали располагавшуюся здесь группировку противника от основной Германии, то добивать ее пришлось уже солдатам Черняховского (после его гибели на фронте пост занял маршал Александр Михайлович Василевский). Немцы создали эшелонированную оборону, дрались чуть ли не за каждую деревню. Постепенно красноармейцы продвигались вперед, выйдя к марту к столице провинции Кёнигсбергу.

Это была мощнейшая крепость, которую обороняли до 100 тыс. немцев и еще примерно столько же мирных жителей не были эвакуированы и оставались в городе. Им противостояла советская группировка примерно в 106 тыс. человек. Другими словами, фактическое численное равенство, а ведь немцы опирались серьезную инженерную оборону. Советские войска имели превосходство в артиллерии и авиации. Тут надо напомнить, что в военной науке считается, что обороняться легче, чем наступать. Для успешного штурма позиций врага желательно иметь тройное численное превосходство, которое, конечно, можно компенсировать моральным духом и огневыми средствами, но для этого надо уметь ими правильно распорядиться.          Штурм Кёнигсберга вылился в четырёхдневную операцию (с 6 по 9 апреля 1945 года включительно), операцию героическую, тяжелую, но исключительно важную, поскольку по ее итогу окончательно была уничтожена крупная группировка противника в Восточной Пруссии. Гитлер в свою очередь объявил Кёнигсберг «неприступной крепостью», что означало: драться за нее надо до последнего солдата. Многие выпускники нашего Университета принимали участие в штурме этой Крепости, о чём написано в нескольких очерках этой книги.

В боях за Кёнигсберг участвовал и Михаил Даниилович Ругаль. За них он был представлен к награждению орденом Красного Знамени: «В период боевых действий полка в районе населенных пунктов Гросс-Фридрихсбург, Вильки, кирпичный завод, в самом центре города Кенигсберга, гвардии подполковник Ругаль непосредственно находясь в боевых порядках стрелковых рот личным примером воодушевлял коммунистов, комсомольцев и несоюзную молодежь на ратные подвиги во имя Родины. Благодаря умелой организации выполнения приказов командования полк только за три дня боев уничтожил 706 немецких солдат и офицеров, 19 станковых и 27 ручных пулеметов, подавил огонь 1 минометной и 1 артиллерийской батареи, уничтожил 3 бронетранспортера и взял в плен 189 немецких солдат и офицеров».

Согласно боевым документам, к моменту штурма в дивизии было менее 4 тыс. бойцов, 1,5 тыс. из которых прибыли в ее состав в качестве пополнения буквально накануне штурма. Как отмечалось в отчете: «Политико-моральное состояние пополнения было вполне здоровое, дышало ненавистью и рвалось в бой – решительный бой по уничтожению гитлеровцев в их берлоге». Для преодоления укрепленных позиций врага были созданы 2 штурмовых батальона 84-го и 91-го гвардейского стрелковых полков. Они находились в первой линии. Следом должны были идти остальные части, включая 4 штурмовых роты. Правда, в первый день штурма – 6 апреля – план был скорректирован: пришлось навалиться на врага всеми силами и только после этого удалось прорвать позиции немцев. 8 апреля 1945 года дивизия вышла на окраины самого города, и у реки Прегель, в районе Амалиенау, встретилась с частями 43-й армии. Эта «трогательная встреча» (цитата из боевых документов) означала окружение немецкого гарнизона. Всего за время боев части дивизии уничтожили более 3,5 тыс. солдат противника, 2,5 тыс. взяли в плен и освободили почти 10 тыс. военнопленных и угнанных мирных граждан из разных стран Европы, находившихся в городских концлагерях.

Город Калининград, западный форпост России, - бывший Кёнигсберг. Классикой военной науки стала операция по взятию этого города. Михаил Даниилович Ругаль, наш выпускник, - из тех воинов, кто с передовыми частями Красной Армии ворвался в одну из самых хорошо укреплённых крепостей Третьего рейха. Мы помним о нём, мы помним о миллионах других наших сограждан, кровью и потом заслуживших, добившихся Великой Победы. Они - наша гордость и слава!