Судмедэксперт - профессия, мягко говоря, необычная, со своей “изюминкой”. Многие не понимают, как можно добровольно выбрать такую работу. Анастасия Михайлова поговорила с главным внештатным специалистом по судебно-медицинской экспертизе в Забайкалье Олегом Турановым и узнала особенности профессии: снятся ли трупы по ночам? Чем можно шокировать судмедэксперта? И верен ли миф про пьянство людей, работающих с мертвыми телами? Ответы в нашем материале.
Наш герой молод, однако по специальности работает уже 7 лет, в профессию пришел в 24 года. Странный выбор для молодого человека, подумаете вы? Но не спешите с выводами. Это осознанное и взвешенное решение.
- За 6 лет обучения в ЧГМА, познакомившись со всеми специальностями, интереснее всего было на кафедре судебной медицины, правоведения и биоэтики. Судебно-медицинскому эксперту необходимо разбираться не только в профильных вопросах, но и знать много чего из смежных специальностей. Кроме того, судебная медицина находится на стыке с юриспруденцией, что только добавляет интереса.
Что самое сложное было для вас?
- Одним из самых сложных разделов работы считаю исследования тел детей грудного возраста, наверное, даже больше с моральной точки зрения, а не с профессиональной.
Патологоанатом и судмедэксперт — это одно и то же?
– Нет. Несмотря на мнимое сходство - это две разных специальности.
В чем отличия этих двух профессий?
- Отличий много. К примеру, патологоанатомы занимаются прижизненной диагностикой, то есть исследуют биопсийный и послеоперационный материалы. Проводят аутопсии людей, умерших только в результате заболеваний. Судебно-медицинские эксперты принимают участие в осмотрах мест происшествий (в составе следственно-оперативной группы); проводят вскрытие людей, погибших в результате насильственных причин, далеко зашедших постмортальных явлений, а также людей, умерших на фоне «полного здоровья»; проводят судебно-медицинские экспертизы живых лиц, экспертизы по материалам дел (уголовных, гражданских и т.д.); проводят комиссионные, комплексные судебно-медицинские экспертизы; выступают в судебных заседаниях; участвуют в следственных действиях и так далее.
“Шутим про смерть регулярно”
Судмедэкспертами могут быть все желающие или нужен особый склад психики?
- Особый «склад психики», наверное, тут не при чем. В данной специальности трудятся полярно разные люди и у всех получается. Однако, все же, не каждый может стать судебно-медицинским экспертом. На то есть разные причины. Какой бы ни был «склад психики», в первую очередь, у судебно-медицинского эксперта должен быть характер и повышенный уровень стрессоустойчивости.
А что насчет вероисповедания: те, кто работает с трупами они все атеисты или есть верующие люди?
- Индивидуальный момент. Не могу его как-то подробно прокомментировать. Лишь заключу факт, что есть и верующие, есть и атеисты.
Брезгливый человек может работать в морге?
- Крайне маловероятно. Если да, то, по всей видимости, не эффективно. Не встречал брезгливых людей в морге.
А вам ваша работа снится?
- Нет, не снится. Работа остается на работе, домой ее нести не нужно. Не всегда это получается, но до сновидений еще не доходило.
Как вы относитесь к шуткам про смерть? Можете ли шутить на эту тему сами?
- Положительно. Регулярно. Это вероятнее всего следствие психологической защиты, иначе быстро выгоришь.
“Не могу привыкнуть к тупому ножу”
К чему невозможно привыкнуть в работе?
- Ни к чему. Человек может привыкнуть ко всему. Хотя, наверное, все-таки есть одно… Невозможно привыкнуть к плохо заточенному ножу.
А к запаху привыкаешь?
- Безусловно. Достаточно индивидуальная история. Лично у меня вообще не было отвращения к запахам. Есть некоторые специфичные моменты в практике судебно-медицинского эксперта, но все они преодолимы.
Заразиться можно? И как себя защищаете?
- Определенный риск есть. Добавляет «остроты» в этот вопрос отсутствие сведений о трупе (медицинские данные). Бывает на вскрытии, что только в момент исследования грудной полости, узнаешь, что человек болел туберкулезом. Поэтому средства индивидуальной защиты превыше всего – маски, шапочки, очки или защитные экраны, халаты, нарукавники, фартуки, перчатки. Работа исключительно секционными инструментами и с особой осторожностью, потому что возможность заражения гепатитом, ВИЧ-инфекцией при порезах никто не отменял.
Кого чаще всего привозят: мужчин или женщин? Кто чаще умирает от криминальных причин?
- Чаще исследуем лиц мужского пола и на них же приходится большая доля насильственных причин смерти.
А есть определенная сезонность в вашей работе? Например, утопленники - летом, те, кто замерз на морозе - зимой? Какие еще есть сезонные причины смерти?
- Конечно. Не только «утопленники» - летом, и смерть от действия низкой температуры - зимой. В летнее время мотоциклетная травма часто встречается, с приходом холодов чаще приходится работать с отравлениями угарным газом.
А что больше всего вас шокирует: причина смерти или обстоятельства?
- Причина смерти не шокирует вовсе. А вот обстоятельства могут. Учитывая, что мы живем в 21 веке, порой невозможно найти объяснение поступкам людей.