Найти тему
Дядя Шура Zа победу!

Об альбоме Влади "Длится февраль"

Начну с того, что описаный ниже материал - моя личная боль. "Каста" - это первый рэп на русском языке, который мне понравился. В эпоху ДэЦлов и "Bad B." на примере "Касты" для случилось открытие, что русский хип-хоп может звучать не хуже рока и авторской песни по своей насыщенной смыслами текстовой составляющей. Благодаря "Касте", я начал делать первые пробы в рэпе, и то, что до сих пор читаю, - влияние этих ребят из "юго-восточной Европы".

Памятуя об уличных разборках на почве субкультурного антагонизма, было не стыдно получить от толпы гопников за футболку "Metallica". Так вот за "Касту" было не стрёмно получить и от своих соплеменников неформалов (панков, металлистов).

"Каста" генерировали образы, жонглировали эпитетами и сравнениями, описывая нашу уличную жизнь, которая в этих текстах обретала право на голос. Слушая их, ты понимал, что мы не просто потерянное поколение девяностых-нулевых: у нас гордость есть. "Не забывай свои корни!" - предостерегали нас ростовские пацаны из динамиков кассетных магнитофонов.

Шли годы, их музыка менялась, становилась всё качественнее. Протестных текстов становилось мало, всё больше слышалось задушевной лирики. Это я списывал на возраст, мол "мужикам под сорокет, остепенились". И тут грянула СВО...

Когда в декабре вышел сольник Влади "Длится февраль" с явной отсылкой на происходящие в мире события, я его не сразу послушал. Долго не хотел развеивать миф подростка Шуры об одном из любимых коллективов и о русском рэпе в целом. Но, как показывает практика, разочаровываться полезно. Это такой морально-хирургический процесс - вырезать из сознания опухоль иллюзий.

Альбом начинается с трека "Безвременье", где автор говорит про "принятие того, что на тебя стране плевать и что ты просто не важен". И да, мне сложно упрекнуть Влади в неправдивости: если ты жил и зарабатывал в родной стране, а когда она решила показать свою волю к справедливости другим, обозвал её последними словами и отрёкся, сбежав, сломя голову, то её наплевательское отношение на такого иждивенца вполне логично и правильно. В этом и есть мудрость родины, иначе она бы давно перестала существовать.

Далее в треке идут такие громкие заявления, как "здравый смысл закону перечит", "родина не мать", "на удобрения вся старая мораль" - адская подборка в цитатник прогрессиста, для которого жизнь в России - одно сплошное преодоление, потому что он отсюда сбежать не может, ибо ни иностранных языков не знает, ни средств на это не имеет.

Дальше идут строки, призванные вызвать в нас сострадание к невинным безоружным, погибшим под обстрелами. "Когда ракета в дом прилетела прямым курсом", "когда людей взрывают и грузят, как мусор, в кузов". И да, в таланте Влади не откажешь, я проникся этими строками, но задался вопросами. Например, когда эти строки были придуманы? Если задолго до СВО, когда Киев с выверенной нацистской методичностью бомбил мирные кварталы Донецка, то почему эти строки так долго пылились?

Но сдаётся мне, что не пылились они всё это время, потому что Влади о донецких детях молчал, а про ракеты и погибших строки возникли только тогда, когда наши ударили по Киеву. Почему-то одной родне некогда авторитетный для меня рэппер сопереживает, а про другую и не вспоминал. Это очень показательный пример, потому что в следующих строчках исполнитель провозглашает, что "народ", "мы", "наши" - "это всё теперь старо". То есть, по мнению автора, у нас с вами сроки годности вышли.

Трек "Закапывать себя" - классический пример обесценивания. По содержанию он похож на иноагентский подкаст, где в течение 3-х часов спикер бульдозером проходится по убеждениям наших людей.

Про кого-то неиллюзорно намекает, как по жертву пропаганды. Кого-то упрекает в проплаченных взглядах профессионального патриота. А про кого-то говорит, как про апологета теорий заговора, который сам себя успокаивает неуправляемостью ситуации и бессмысленностью что-то менять. Вообще это стандартная позиция либералов: уникальными он считает только своих сторонников, а население России он может и на сорта поделить для упрощения навешивания ярлыка.Ну, и всё тягостное впечатление от трека усиливает ноющий вокал Локимина.

Трек "Как это, бл...дь, возможно" повествует о девушке из среды креативного класса, которая среди ночи узнаёт о том, что Россия вводит войска на Украину. И рушится к чертям весь тепличный мирок из социальных сетей, соевых латте, вегетарианства, обращений ко вселенной и прочих атрибутов повседневного мегаполисного быта. Единственный трек, который я безотносительно взглядов автора могу назвать поучительным. Он рассказывает нам, что прогресс - это миф, и никого он от реальной опасности не защитит, так что нечего расслаблять себя комфортом никому: ни своим, ни чужим.

Трек "Из Москвы (Рай на острове)" призван быть треком покаяния. Там перебравшаяся в Таиланд парочка фрилансеров еле сводит концы с концами. И однажды он, мужчина, наверное герой в глазах своей женщины, увидев группу украинцев, подходит и падает перед ними на колени. И покаяние обретает оттенки позора. Просто славянский BLM какой-то! Конечно, хохлы в треке добродушные. Возможно Влади виднее, он ведь много раз выступал в Киеве и наверно лично никаких нацистов не видел. А я вот склонен верить военкорам и русским писателям, которые все эти годы освещали нацистские зверства в Донецке.

Трек "Краски не сгущайте", если убрать контекст его выпуска в русле СВО, вполне мог бы быть посвящён карантину во времена пандемии коронавируса. Там и про работу, которой не стало, и про профессии, которые исчезли, и про необходимость занять денег, и про всё вот это легкомысленное существование инфантилов, погрязших в гаджетах и гиподинамии. Вот только повествование идёт от лица государства. Точнее, от лица того, как себе его представляет оппозиция. И, конечно, там пугают тем, что ты "на службу будешь призван". Песня, как вкрадчивая мотивация пересечь Верхний Ларс без перспективы возвращения.

Двигаемся дальше! Трек "Обзывать" читается от лица народа. Точнее, от лица того, как представляет себе его оппозиция. Делится на два куплета. В первом народ в автобусе толпой осаживает какого-то интеллигента-"правдоруба" за то, что тот оскорбляет некое высокопоставленное лицо, да ещё и с офицерским званием (ну, вы поняли, кого))) Во втором куплете толпа, как будто спустя годы, в замешательстве. Да, эти люди поддерживали строй, но всё оказалось не так, как им казалось, и они подлизываются к интеллигенту, предлагая"зарыть топор войны". 

Больше всего убил припев:

"Я за наших,

А не за ваших,

СССР предавших

Полуинострашек!"

И тут Влади палится, как антисоветчик. И толпа в его автобусе - коллективные "совки", демонизированные оппозицией то ли по незнанию своей страны, что точно не про Влади, то ли по злому умыслу. Всегда меня поражала эта либеральная бравада - равнять современную Россию с Советским Союзом. И воевать с последним через многие годы после его исчезновения.

Трек "Маятник" - это такая пугалка для великовозрастных впечатлительных детей. "Сочинять больше не нужно — реальность превзошла / Самый трагический ужас мыслимого зла". Я не отрицаю опасность и трагичность последствий боевых действий, не обесцениваю жертв. Но нынешний антироссийский деятель, глядя на солдата, в первую очередь думает о том, сколько людей он убил. А я думаю о том, скольких людей солдат спас. "Исторический маятник — движитель эпох /

Громыхая, сменяет их, переполнив морг". Ну, эти строки вообще в духе современной антивоенной поэзии, где, подобно постперестроечным репортёрам криминальных новостей, любят напоказ смаковать человеческие останки.

Трек "Самой большой страной". В первом куплете русский человек отрекается от самого себя, то есть становится "вырусью". "Зачищу свою голову от махровой хтони", "Отрежу всех, кто нашёл в себе оправдание /

Двуглавой химеры с её замашками и манией", "Отдираю от себя наросты берёз и рябин /

Я не терпим к сантиментам тупым". Такие вот красивости дегенеративной эстетики. Во втором куплете полно противоречий: с одной стороны "Да нормальный у нас народ", "Сострадания полное нутро". А с другой - все, цитирую, "тихо сс...т". Как в голове Влади народ одновременно излучает сострадание (думать о других) и трусость (думать о себе)? Это как говорить, что мышца одновременно в напряжении и в релаксе - невозможная вещь.

Трек "Событие". Об облегчении, о том, что когда-то "всё это закончится". Но эта песня о личном облегчении, а не о коллективном, народном. Про то, как ты выиграл велогонку, уехал в кругосветку на яхте, твоя криптовалюта взлетела, влюблённость тебя настигла, писатель новое творение выпустил. Всё какая-то личная шелуха, способ отвлечься от жизни. И опять человек ставит себя в центр мироздания, плоть от плоти являясь продуктом вульгарного капитализма и субъективного идеализма. Невдомёк лирическому герою, что народ думает о победе - вот его главное событие.

Прослушав альбом бывшего талантливого рэппера, я в очередной раз поставил крест на своих воспоминаниях. Кассета с альбомом "Громче воды, выше травы", взятая у знакомого послушать на вечер и отданая черезпару месяцев ежедневных прослушиваний - это откуда-то не из моей жизни, это из мифологии. Той, что была "давно и неправда". Теперь неправда.

"Это похоже на то, как щенков топят". Но нашёлся один, матёрый, который сам себя потопил. "Вижу себя ты жалеешь? Ну давай вперёд, смелей!" Откреститься от родины - это самый простой поступок. Не нужно ни таланта, ни особых навыков, ни какого-то духовного просветления. Ничего. Просто признать себя выше других. Безосновательно. Однако ненавидеть толпу может каждый лох, но Влади, ты ведь не лох.

Ты в прошлом чёткий ростовский пацан, ныне повзрослевший. Или постаревший и сошедший с ума? И что бы ты двадцатилетней давности мог сейчам сказать нынешнему себе, послушав эти "покаянные песенки"? Или не было никакого другого Влади? Может быть я сам себе его придумал: правильного пацана, который и сам за словами следит, и другим, если что, предъявит? Обидно, когда старые песни оказались "на порядок выше" их автора, на порядок умнее его.

***

Как ни прискорбно, сегодняшний Влади с лёгкостью может потеснить одного носатого рэппера-иноагента, который заигрывал с либеральной тусовочкой с помощью генерации псевдо-смыслов. Влади же, как видно из перечня треков выше, пишет летопись людей, самоизгнавшихся из России. Это такой новый подстиль: Релокант-Рэп или Дезертир-Рэп. В него выродился "протестный рэп".

Но если протесты ныне иноагента Нойза, например, последовательно привели его на митинги, начавшиеся Болотной, дезертирские очерки Влади - это ругательства с безопасного расстояния. Позволю себе подмазаться к культуре: мои строки "Слышишь лай? Это русских ругают опять" именно об этом.

И я внутренне понимаю мотивацию автора: случилась великая эпоха, её нужно осмыслить. Да вектор не тот выбран. И родине теперь с Влади не по пути. Больше никогда. России ближе строки Акима Апачева про "бесконечное 24-ое", от которых реально пробирает до мурашек. Ну, это если сердце есть. А владиковский "Длится февраль" - это попытка творческого самоубийства. Причём успешная.

Бывай, Влади! Я любил твои песни за "биты шикарные", "сэмплы яркие", да "со всякими шумами старыми". Я любил твои строки душевные и голос узнаваемый. Я тебе верил. А сегодняшние твои мёртворождённые идеи не имеют ничего общего: ни с нашим общим прошлым, ни с твоей (бывшей) родиной.

P.S. Этот текст - не припадок вкусовщины, мол "раньше было лучше". Раньше было "Каста". Раньше было "Влади". А сегодня я не знаю, что это, и отношения к этому иметь не хочу.

#россия #сво #украина #русскийрэп #хипхоп #влади #каста #релоканты #либералы