В детстве и юности, играя в солдатиков, много читая про различные войны и смотря о них по телевизору, я больше всего любил не средневековых рыцарей в однотипных доспехах и не солдат времён Первой и Второй Мировых войн сплошь в хаки, а воинов Петровской и Наполеоновской эпох. Форма на них была очень уж красивая. Яркая, разноцветная. Благодаря этому мне даже нравилась сказка о стойком оловянном солдатике, с больших картинок которой меня приветствовали лихие гусары и бравые драгуны. Но, пожалуй, как и любой мальчишка, я, конечно же, восхищался не только лихими кавалеристами, а и непоколебимыми мушкетёрами из длинных ровных шеренг линейной пехоты. И в тоже самое время я абсолютно не понимал наличие в армии необычных, на мой взгляд, солдат, считал их вовсе ненужными и даже посмеивался над ними.
Здравствуйте, дорогие мои, хорошие подписчики и гости нашего канала и снова вынужден просить у Вас прошения и понимания. Публикацию обещал вчера, но сначала работал над новым рассказом «Прощай, Чечня», а потом случился форс-мажор – отключили свет во всём подъезде и пока электрики чинили, ночь наступила. А посему пишу сейчас и быстро, через пару часов на работу бежать. Так что не будем вокруг да около. Погнали наши городских, а те – деревенских. Привет всем.
Итак, до моего мальчишеского ума никак не доходило, для чего в войсках любой страны 17 – 19 веков нужны были барабанщики. Бесспорно, красиво, но смысл-то их каков? Они не стреляют во врага из тяжёлых, долго заряжаемых мушкетов и пищалей, они не рубят противника острыми шашками и саблями, не колют его длинными пиками. Они просто играют музыку, колотят и колотят в барабаны – словом, не делают ничего для достижения Виктории в жарком сражении стенка на стенку.
Это сейчас беспилотники, ракеты различной дальности и прочие достижения техники и науки, и можно пасть на войне, так ни разу и не увидев врага. А двести лет назад, да даже ещё немногим более ста лет, войны были иными, и солдат обязательно заглядывал в глаза такому же солдату, как и он, с такими же, как у него мечтами и проблемами, но несущему ему смерть, потому что он из вражеской армии. Стреляли друг в друга редко и раз – два за весь бой, а затем лишь штыковые атаки и безумные рукопашные схватки. И во всём этом месиве оп, и барабанщик, у которого сабля была, конечно, но, нагруженный нелёгким тяжёлым инструментом, он в опасный момент и вынуть-то её не успеет. В общем, абсолютно никчёмная боевая единица. И каковым же было моё удивление, когда я узнал, что все барабанщики, как правило, носили унтер-офицерские звания: капралы или сержанты. Да, и форма у них была красивее, ярче, чем у солдат других подразделений. За что? Они же ничем не командуют, единственно верных решений в горячке боя не принимают. Глупость несусветная, казалось мне.
И в силу своего тогдашнего возраста я, конечно же, был не прав в своих размышлениях. Но пришло время, я всё узнал. И сейчас расскажу Вам, при этом сразу же пояснив, что барабанщик в армиях 17 – 19 веков – это никто иной, как самый обычный связист. Ну, или не самый обычный.
Управление войсками, особенно в бою, - это всегда было сложным делом. Огромные массы людей, идущие на смерть за веру, царя и Отечество, ну или ещё за что-то там, в сплошном грохоте и дыму боя, должны были моментально услышать своих командиров и понять, что от них требуется в данную конкретную минуту, чтобы добиться победы в сражении. Но как это сделать? Как докричаться до тысяч людей, если ни проводной, ни тем паче радийной связи, к которой мы все так привыкли сегодня, тогда попросту ещё не придумали? Всё верно – громкие отчётливые звуки. Однако бывшие основными средствами связи ещё при князьях и Иване Грозном различные дудки, свирели и трубы с поставленной задачей уже не справлялись – ведь отныне в бой одновременно шли не десятки или сотни людей, а тысячи, сотни тысяч. Придёт час, когда в бой одновременно пойдут миллионы людей, но это будет потом и к тому времени инженеры уже изобретут телефон. А в начале 17-го века. Когда Пётр Первый создавал армию «нового строя», навсегда отрекаясь от стрелецких полков, незаменимым средством мгновенной связи между многими – многими людьми стали именно барабаны. И не один, который тоже никто не услышит, а как минимум два на роту – числом вместе с офицерами чуть больше 150 человек. Четыре таких роты составляли батальон, а два батальона – уже целый полк.
Изготавливали большие военные барабаны, кстати, из медной латуни, стягивая их корпуса (кадло) покрытые телячьей шкурой, деревянными обручами сверху и снизу, а те в свою очередь стягивались верёвками из белой лосиной кожи. Такой барабан, имевший высоту 420 миллиметров, обязательно украшался государственным гербом. В общем, уверен, многие и без меня знают, как делается барабан. Штука-то нехитрая, но в то же время нужная.
И вот, к примеру, лейб-гвардии Семёновском и Преображенском полках – любимых детищах Петра Первого, было аж 40 барабанщиков, в остальных – по 36. И для их работы было разработано более 30 барабанных сигналов, среди которых основные: поход, перекличка, марш развёрнутого батальона, марш колонны, идущей в атаку, подъём и отбой, тревога общая и тревога для батальонного огня, под знамя, взводная честь, утренняя зоря и вечерняя зоря, молитва, короткий сбор, сбор к сомкнутому фронту, бой по караулам, переправа, к столу, на работу и с работы, бой для стрельбы в цель, бой при наказании и похоронный марш. И это неполный перечень того, что войсковые барабанщики должны были знать наизусть и играть в любой обстановке: и рекрутам на учениях, и при штурме вражеских крепостей (читайте и обсуждайте прошлую публикацию о крепости Орешек), а также задавали чёткий ритм в походном строю и на победных парадах.
И надо ли говорить теперь, что ротный барабанщик становился едва ли не самой желанной целью вражеских застрельщиков? Лиши людей единственного способа связи, получения информации, и они твои. К тому же, убить барабанщика было делом несложным – как я уже написал выше, в общем строю линейной пехоты они отличались наиболее яркой и красивой формой для удобства своих офицеров, спешащих отдать очередное приказание.
И, конечно же, барабанщиков гибло на поле боя много, а потому в любой армии той эпохи существовали обязательные военные оркестры, которые не только развлекали публику, играя в мирное время на каких-либо торжествах, но и готовили новых и новых барабанщиков для новых сражений. Например, только один учебный гренадёрский батальон, так же, как и другие подразделения имевший в штате военный оркестр в 150 человек, должен был каждый год передавать в войска 75 барабанщиков.
Вот и получается, что военные барабанщики той далёкой эпохи, ушедшей навсегда в историю, так ловко спрятавшую от нас всю кровь и смрад былых сражений и благородно оставившую нашему воображению лишь красивые картинки храбрых полков в яркой, разноцветной форме (балы, красавицы, лакеи, юнкера и хруст французской булки), а не то, что сейчас, были людьми не просто сильными (потаскай-ка всюду эдакую дуру – барабан), а и отважными, смелыми и очень нужными своим солдатам и командирам. И кто, в отличие от меня, в детстве и юности об этом знал и не насмехался над барабанщиками, пишите в комментариях. Обсудим.
И как говорил незабвенный граф Суворов Александр Васильевич: «музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина; равняет его шаг; по ней мы танцуем и на самом сражении… Музыка удваивает, утраивает армию. С Крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и с громогласною музыкою взял я Измаил!»
На этом сегодня, уважаемые подписчики и гости канала, всё. Дочитывайте, подписывайтесь и ставьте лайки/ дизлайки и простите, что сегодня так коротко и даже, странным образом без политки обошлось – бегу на работу, работаньку мою ненаглядную…
Всем добра, с уважением писатель Артём Чепкасов.
Послесловие: все картинки в публикации, взяты из военно-исторических журналов "Наполеоновские войны" №№ 3, 79 и 101 за 2016 год.