Сейд, или сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.
Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также валуны на подставках — «каменных ножках». В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.
Культовое использование сейдов очень разнообразно. По одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют собственные имена.
Общепринятой версией происхождения сейдов является теория, связанная с ледниковой эпохой: мол, расположенный здесь когда-то ледник при таянии мягко опустил эти валуны на земную поверхность, образовав тем самым необычную структуру из камней. Однако, вызывает сомнение сам факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточной высоте от грунта.
«А при чём же тут Хийси?» - спросите вы. Всё дело в том, что производные от имени «Хийси» слова, выступающие в эстонской мифологии в значении «леший и лесной великан» (hiidlaine, hiius, hiid, Hiisi); этимологически тождественны саамскому «seida», то есть - сакральным камням, вместилищам духов. Эстонцы неспроста называют «садами Хийси» груды камней: по преданиям, эти каменные кучи возникли из-за того, что великаны Хийси забрасывали друг друга камнями во времена своих великанских войн. Не исключено, что и этот валун был оставлен тут совсем не ледником, а брошен одним из древних великанов)).