Найти тему
ТАСС

Никита Высоцкий о своем отце: он будет востребован, пока существует русская культура

Оглавление
   Никита Высоцкий  Гавриил Григоров/ТАСС
Никита Высоцкий Гавриил Григоров/ТАСС

В 2023 году советскому поэту, актеру театра и кино, исполнителю Владимиру Высоцкому могло бы исполниться 85 лет. 22 апреля в Кремлевском Дворце покажут музыкальный спектакль "Дороги Высоцкого", посвященный юбилею артиста. В сопровождении симфонического оркестра в постановке участвуют Александр Домогаров, Никита Высоцкий и певица Амария

Глубокий и тяжелый взгляд, эксцентричные манеры, звонкая хрипота в голосе с хлестким "р" и не менее хлесткая поэзия — это обычно первое, что приходит в голову, когда вспоминают о нем. Но каким был Высоцкий на самом деле, знают немногие. Актер и кинорежиссер Никита Высоцкий поделился с ТАСС личными историями и воспоминаниями об отце, рассказал о его иммунитете к звездной болезни и о том, кто мог заменить актера Сергея Безрукова в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

О тихом характере, сдержанности и балагурстве

— Никита Владимирович, вашего отца не стало еще в 1980 году, но люди продолжают любить его творчество. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Раньше была совсем другая жизнь. Многое изменилось вокруг нас: появились мобильные телефоны, страна по-другому называется, но человеческая природа не меняется с такой скоростью. И мы читаем поэтов, которые писали 500 лет назад, например Шекспира, а все равно узнаем в его произведениях себя и свое время. Серьезные и глубокие вещи все так же воспринимаются нами и нашими детьми. Думаю, он нашел очень легкую форму общения со зрителем. Он и сам отмечал, что просто говорит о самом главном и о самом сложном. Вообще, в творчестве трудно находить какие-то естественные ходы, как ни странно, но говорить длинными фразами, сложноподчиненными предложениями, тумана напускать проще, чем говорить ясно и легко.

— А как говорил ваш отец?

— Его интонация легкая, ясная, и кажется, как будто с тобой разговаривает кто-то очень близкий. Не помню, кто сказал, возможно, Тарковский, что есть поэты и музыканты, которых он любит, и они лучше, чем Высоцкий. Но Высоцкий гений, а гений — это тот, кто смог выразить время, прочувствовать. По-моему, такие у него слова. Он это сделал и сделал хорошо, и думаю, что дело не в популярности. Он был востребован и будет востребован, пока существует русская культура, русский язык. Он останется навсегда и в этом смысле, у меня нет никаких сомнений. Он был необыкновенно одаренным человеком, чувствовал свое время и людей в этом времени и вообще свой народ, историю своего народа.

— Каким был ваш отец именно для вас?

— Сложно сказать одним словом. Мне было 16 лет, когда он умер, поэтому у меня воспоминания остались детские. Наверное, главное, что у него было, — это невероятное обаяние и в жизни, и на сцене, да где угодно. Я не очень это анализировал — откуда, как это, что это. Целая жизнь прошла после того, как отца не стало. Я слушал его и дома, и когда он пел песни на сцене, но по-настоящему оценить, понять смог гораздо позже после того, как он ушел из жизни. В нем было гораздо больше, чем я замечал, когда мы общались.

— Похожи ли вы на него характером?

— Нет, он был очень взрывным человеком, стремительным. У меня совершенно другая психофизика. Когда готовили картину "Спасибо, что живой", возникла идея, чтобы я сыграл отца. И я даже начал готовиться: осваивал семиструнную гитару, похудел, спортом занимался. Но после мы поняли, что реализовать решение было невозможно. Я другой, у меня совершенно другая данность. Конечно, я на него похож внешне, немного голосом, возможно, какие-то черты его характера, есть некая последовательность, так как я его сын. Мне трудно о себе говорить, но, думаю, прямо так сказать, что я его копия, — нет. Какие черты характера? Их много, как и любого человека, одним словом не охарактеризуешь, но он вообще мало на кого похож. Я не знаю людей, про которых я мог бы сказать: "Вот этот человек похож на моего отца внутренне или внешне". Он был человек ни на кого не похожий. Он был сильным внутренне. И мне хочется верить, что во мне от него есть эти черты. Но я повторюсь, что не считаю себя на него похожим.

— Высоцкий часто выступал на квартирниках. Какими они были у него?

— Мне рассказывал Сева Абдулов (советский и российский актер театра и кино — прим. ТАСС), как отец мой приехал к нему на день рождения после спектакля "Гамлет", достаточно тяжелого спектакля, поздно уже, в общем, там как бы день рождения уже заканчивался. И вот взял гитару и начал петь, а когда перестал петь, настал уже рассвет. То есть он несколько часов просто пел, несмотря на то что был усталым. Но это не те квартирники, где можно зарабатывать. Квартирников для заработков он не делал.

— Владимир Семенович пел дома, не на публику?

— Он пел и у нас дома, и у себя дома, и на Грузинской, и на других квартирах, где он жил, когда он снимал. И в Черемушках, где мы жили, довольно часто в домашней обстановке он пел. Я как-то видел, как он пел за рулем, вел машину просто, на заднем сиденье находился все тот же Сева Абдулов, они были очень близкие люди, он играл на гитаре, а отец пел. Так что он был разным, и он не был таким, знаете, человеком, которого надо было долго уговаривать.

И очень много таких записей, именно домашних записей, с самых известных концертов, которые проходили в квартире у Ии Саввиной. Это даже не концерты, он просто пел, включили магнитофон, он не возражал, его записали. Таких домашних концертов, концертов для своих, когда он пел в компаниях, было очень много.

— Каким ваш отец был вне публики, в жизни? Был ли он человеком настроения?

— Что касается его поведения в жизни, он был очень разным человеком. Он мог быть шумным, балагурить и шутить и, наоборот, мог быть очень закрытым. Я знаю людей, которые видели его один-два раза в какой-то обстановке и потом в своих воспоминаниях пишут, что он был нелюдимый, какой-то гордый и никого к себе не подпускал. А просто у него было такое настроение.

— Можно ли сказать о Высоцком как о человеке, который был легким в общении, или же наоборот?

— Вообще, он был человеком очень общительным и легким в общении, с разными людьми очень легко сходился. Но, конечно, не был повтором, не был повторением себя именно в ролях каких-то. Потому что кажется, что он — как Жеглов: "Я сказал — будет сидеть". Я с ним, конечно же, не раз бывал в людных местах, сидел в зале каком-нибудь, в цирк мы с ним ходили, в Парк Горького на аттракционы. Он ходил без черных очков, и на него, при том что он мегапопулярным был, не оборачивались, то есть он не вел себя так, чтобы на него обращали внимание. Ну идет молодой человек, прилично одетый, его даже не узнавали, хотя, может быть, из-за того, что он не мелькал по телевизору. Но он не привлекал к себе внимания шумным голосом. Есть один артист, который говорит под Высоцкого и все время кричит, на надрыве таком, даже просто по телефону когда разговаривает. Но это он неправильно понимает, он не похож на Высоцкого.

— Владимир Семенович был сдержанным человеком?

— Да, достаточно. Умел быть сдержанным и корректным, тихим, собранным. Да, иногда и хохотал, иногда мог крикнуть, он был взрывной, очень темпераментный человек, но в нем не было такого — "обратите на меня внимание". Он разговаривал ровно на такой громкости, как это было нужно. Да, темперамент сценический у него был совершенно невероятный, действительно очень громко кричал, на пределе. В жизни он был другим, но, безусловно, он бывал и таким, как его персонажи. Но это было редко.

О юбилейном концерте в Кремле

— Расскажите, пожалуйста, какие события в этом году запланированы в связи с юбилеем вашего отца.

— В этом году проходит много концертов и выставок, посвященных 85-летию отца. Из ближайшего — 22 апреля на сцене Большого зала Кремлевского дворца пройдет масштабный музыкальный спектакль "Дороги Высоцкого". В концерте примут участие народный артист России Александр Домогаров, певица Амария, лидер одноименной группы, а также Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации под управлением дирижера, заслуженного артиста Республики Башкортостан Азата Шахмухаметова. Я также буду участвовать в концерте. Зрители услышат любимые песни в абсолютно новых аранжировках. Вообще, этот проект придумал Саша Домогаров. А еще хотел бы поблагодарить креативного продюсера спектакля Ирину Гурницкую за ее активное участие в музыкальном событии, которое посвящено отцу. Ирина Гурницкая с таким удовольствием, с такой энергией занимается подготовкой, что я к ней отношусь с большим уважением и симпатией за это. Я приглашаю всех 22 апреля на концерт.

Все мероприятия начались еще за пару месяцев до отцовского юбилея. Например, в Самаре имя отца было присвоено вновь построенному Ледовому дворцу, где прошел большой концерт на 4 тыс. человек, там было красивое ледовое шоу, играл оркестр. Это было красиво, здорово. А так много мероприятий в разных городах России. Я очень рад тому, что в связи с юбилеем много где будут исполнять песни отца, а также планируются выставки, издаются книги, его слушают, читают в интернете, готовится несколько документальных проектов, связанных с ним, с его жизнью.

— Певица Амария на концерте в Кремле исполнит несколько песен Высоцкого. Как вы относитесь к исполнению песен отца женщинами?

— Амария очень хорошо исполняет его песни. Это певица, которая может исполнять песни в разных жанрах. У нее, кстати, в этом году юбилей, ее сольный концерт состоится 18 апреля в КЦ "ЗИЛ", программа называется "Друг без друга нас нет". К слову, на этой же исторической сцене ЗИЛа когда-то выступал и мой отец. Но классически, конечно, большая часть репертуара отца написана для себя, для своего голоса, для своего исполнения. Но были песни, которые специально написаны для женских голосов, и их в разные годы — не так много, как хотелось бы, — пели Гурченко, Пугачева. Марина Влади — он для Марины записал целый ряд вещей. Правда, этот диск не вышел. Его выпустили только после смерти отца. Но тем не менее, я повторю, у него есть достаточное количество песен, которые изначально писались для женщин. Конечно, все зависит от конкретного исполнения, но есть женщины, певицы, актрисы, которые исполняют Высоцкого хорошо.

— Владимир Высоцкий часто выступал с одной гитарой, а в музыкальном спектакле будет участвовать целый симфонический оркестр. Вам ближе исполнение Высоцкого с гитарой, по-домашнему, или громкое, с оркестром?

— Когда играет оркестр, когда хорошие аранжировки, это здорово. Отец сам работал с оркестром, и не один раз, не только, скажем, с Георгием Гараняном, с ансамблем "Мелодия". Но у него есть записи оркестровые, он работал с оркестром "Беларусьфильма", многие военные песни были записаны с ними и с оркестром кинематографии — тоже очень сильный, серьезный оркестр, который всегда был, есть и остается. Так что он пробовал себя и с оркестром. Кому-то больше нравилось, когда он только с гитарой, даже говорили: "Вот зачем тебе оркестр?" Но он пробовал, и у него неплохо получалось. И программа "Дороги Высоцкого" хорошо звучит с большим, богатым музыкальным сопровождением. Многие считают, зачем вообще петь Высоцкого, можно же включить его записи, послушать его голос. Есть и такие люди. Но мне нравится, когда Высоцкого поют, я вообще считаю, что песни живут до тех пор, пока их хочется петь. Не слушать, а именно петь.

Беседовала Полина Богомолова