52,8K подписчиков

История секретного лимузина Hongqi китайского лидера Си Цзиньпина

23K прочитали

В марте Россию посетил с государственным визитом председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. По Москве генеральный секретарь ЦК Компартии передвигался на новейшем броневике Hongqi N701. Лимузины китайского лидера меняются с завидной частотой: главный автомобиль второй экономики мира за десять лет полностью изменился дважды. О любопытной истории секретных Hongqi — в нашем материале.

Hongqi (в переводе с китайского — «красное знамя») — старейший легковой автомобильный бренд Китайской Народной Республики с 65-летней историей. Входит в орбиту государственного концерна FAW. Изначально под маркой Hongqi выпускались автомобили только для партийной элиты, то есть лимузины с красным знаменем на капоте можно считать аналогами советских ЗИЛов и российских Aurus.

Идею создать национальный китайский автомобиль предписывают Мао Цзэдуну. Первый руководитель и основатель КНР включил автопром в кампанию «Большого скачка» конца 1950-х. Разработкой лимузина начали заниматься в 1955 году, а в 1958 году дебютировал прототип Dongfeng CA71 — первенец автопрома Китая. Впоследствии флагман обзавёлся собственным именем Hongqi, был доработан и сменил индекс.

   Hongqi CA72 образца 1959 года   
Фото: Hongqi/autowp.ru
Hongqi CA72 образца 1959 года Фото: Hongqi/autowp.ru

В послевоенном Китае не было компетенций для выпуска автомобилей, но это не стало препятствием. Хотя история разработки первых лимузинов Hongqi засекречена, источники сходятся во мнении: главный автомобиль создавали с оглядкой на советские и американские модели. В Китае настаивают, что концерн FAW взял в качестве образца флагман Chrysler Imperial 1955 модельного года. Однако двигатель V8 объёмом 5,65 литра и 2-ступенчатая коробка передач оригинальные: популярна точка зрения, что агрегаты разработаны при участии специалистов Горьковского автозавода. По технике Hongqi CA72 действительно ближе к «Чайке» ГАЗ-13, нежели к «Крайслеру».

   Hongqi CA770 образца 1966 года   
Фото: Hongqi/autowp.ru
Hongqi CA770 образца 1966 года Фото: Hongqi/autowp.ru

Рамные лимузины Hongqi, разработанные в 1950-е годы, неоднократно дорабатывались и мелкосерийно собирались до конца 1990-х. Самой массовой стала модель CA770: на её базе созданы броневик, медицинский универсал, парадный кабриолет и многие другие модификации. Однако после смерти Мао Цзэдуна в истории бренда Hongqi наступила чёрная полоса: глобальных обновлений не было, тиражи падали, а по мере перехода Китая на рыночную экономику несовершенство роскошных, но прожорливых и тяжёлых машин стало очевидным.

   Лимузин Hongqi CA7226L на базе Audi 100, середина 1990-х   
Фото: Hongqi/autowp.ru
Лимузин Hongqi CA7226L на базе Audi 100, середина 1990-х Фото: Hongqi/autowp.ru

Выход нашли в кооперации с Audi и... Lincoln! Под брендом Hongqi стали выпускать перелицованные зарубежные автомобили. Немецкая сторона и вовсе продала китайскому концерну FAW лицензию на Audi 100/200 в кузове С3, так что на базе «сигары» сделали тысячи лимузинов для чиновников различного уровня. Американо-китайский вариант Lincoln Town Car оказался не столь успешен: объёмный и прожорливый 4,6-литровый V8 не укладывался в новые налоговые нормы, а альтернативы у концерна Ford не было. В 2005 году партнёрство FAW и Ford завершилось.

   Седан Hongqi CA7460 образца 1998 года   
p9.cn
Седан Hongqi CA7460 образца 1998 года p9.cn

Новая веха в истории Hongqi началась во второй половине 2000-х. Сначала в концерне FAW решили возродить производство уникальных машин для элиты страны — итогом стал проект HQE с внешностью в ретростиле и двигателем V12 под капотом. Финансово состоявшийся автопроизводитель не жалел денег: была разработана целая гамма седанов, лимузинов и кабриолетов с разной технической начинкой, дизайном кузова и степенью защищённости. Интересный факт: в Китае бронезащита — прерогатива государственных машин, частникам пуленепробиваемые версии недоступны в принципе.

   Предшественник Hongqi L5/L7/L9 — броневик Hongqi HQE образца 2009 года   
autohome.com.cn
Предшественник Hongqi L5/L7/L9 — броневик Hongqi HQE образца 2009 года autohome.com.cn

По неофициальным данным возрождённый лимузин Hongqi создавался на основе наработок Toyota: в частности, у Land Cruiser Prado позаимствовали раму и архитектуру шасси. Однако спустя несколько лет на глубоко модернизированных L7/L9 перешли к конструкции с несущим кузовом, не изменяя фирменному дизайну. Лимузин приводил в движение бензиновый 6,0-литровый V12 (408 сил, 550 Нм), который работал в связке с 6-ступенчатым автоматом.

   Двигатель V12 под капотом Hongqi L5   
Autohome.com.cn
Двигатель V12 под капотом Hongqi L5 Autohome.com.cn

Гармоничным HQE не назвать: экстерьер в стиле 1960-х и малую площадь остекления можно объяснить преемственностью и безопасностью соответственно, однако красные тормозные суппорты и высоко подвешенный над рамой кузов бросаются в глаза. Другая особенность ранних «партийных» машин — лючок топливной горловины в задней стойке. А вот плотной тонировки у главных автомобилей Китая сначала не было.

Фотографии интерьеров автомобилей Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина в свободном доступе не публиковались, но заглянуть в салон обычных седанов всё-таки удалось. Дело в том, что в 2016 году китайцы решили начать зарабатывать на имидже Hongqi. Используя собственные наработки, а также лицензии японских и немецких автопроизводителей, премиум-марка концерна FAW выпустила целую плеяду седанов и кроссоверов, а вишенкой на торте стала свободная продажа L5 — упрощённого варианта лимузина, на котором передвигается лидер КНР!

   Парадный лимузин Hongqi L9 образца 2019 года   
Autohome.com.cn
Парадный лимузин Hongqi L9 образца 2019 года Autohome.com.cn

Салон флагмана удивляет дизайнерскими решениями. Простейшие дефлекторы воздуховодов соседствуют с деревянными вставками, будто расписанными маслом, руль с двумя спицами с клаксоном в духе «Волги» противопоставляется виртуальной приборной панели, а вентилируемые передние кресла диссонируют с тем, что запускать лимузин нужно с ключа. Небольшие экраны в спинках передних кресел выдают возраст модели. Зато цена ошеломила: семь лет назад FAW начал принимать заказы по цене от пяти миллионов юаней. Столько же в Поднебесной стоил новый Rolls-Royce Ghost.

Внимательный взгляд заметит, что у Hongqi L5 и внешне похожего лимузина генсека КНР много различий. На пути к серии упростилась кинематика открывания задних дверей, уменьшились колёсная база и задний свес. Силовая установка тоже другая: на смену атмосферному V12 пришёл 4,0-литровый турбированный V8, а шестиступенчатый автомат уступил место восьмиступенчатому. С желанием походить на товарища Си тоже вышел казус: не успели Hongqi L5 начать выдавать частникам, как лидер КНР пересел на другой автомобиль.

   Hongqi N501   
Кадр из видео, YouTube-канал ひでむら
Hongqi N501 Кадр из видео, YouTube-канал ひでむら

Представительский седан Hongqi N501 появился у китайского лидера весной 2018 года, практически одновременно с дебютом Aurus Senat. Журналисты из Поднебесной предположили, что новый флагман разделил платформу с Audi A6L (C7), но под капотом сохранился турбомотор V8 от предшественника. Судя по шпионским снимкам, в салоне обошлось без революций, зато снаружи четырёхдверка изменилась глобально.

   Hongqi N501   
Кадр из видео, YouTube-канал ひでむら
Hongqi N501 Кадр из видео, YouTube-канал ひでむら

Ретростиль в прошлом: у «пятьсот первого» сдержанная внешность, а определить принадлежность к марке Hongqi можно разве что по характерной радиаторной решётке, каноническим дискам и декоративным «краснознамённым» вставкам. Ни отдельного окошка в задней стойке, ни лимузинной вставки нет, но китайские журналисты полагают: длина N501 составляет около 5,5 метра, что сравнимо с современным Mercedes-Maybach S-Class.

В 2022 году флагман китайского автопрома снова поменял формат. Разрабатывая N701, инженеры явно оглядывались на «Майбах»: чего стоят нарочито длинная дверь, хромированная вставка посередине и экстравагантные, но обтекаемые, диски. Меры безопасности таковы, что из Китая практически нет снимков «борта номер один»: все фотографии автомобиля сделаны зарубежными репортёрами. Не удивительно, что после нескольких дней свободного передвижения по Москве перед отправкой обратно новинку Hongqi снова укутали в камуфляж.

   Новейший Hongqi N701 в ходе государственного визита в Москву   
Фото: Сергей Ильин
Новейший Hongqi N701 в ходе государственного визита в Москву Фото: Сергей Ильин

Информация о технике Hongqi N701 противоречива. Наиболее популярны две теории: одни инсайдеры считают, что под капотом 4,0-литровый турбомотор V8 от кроссовера LS7, другие — что флагман частично унифицировали с «гражданским» седаном H9 и оснастили гибридным 3,0-литровым V6. Одно ясно точно: со временем товарищ Си вернётся к двигателю V12. Агрегат с выдающимися характеристиками уже разработан, и его появление на лимузине — вопрос престижа.

   Си Цзиньпин выходит из лимузина Hongqi N701 около Правительства России   
Скрин видео, ТАСС
Си Цзиньпин выходит из лимузина Hongqi N701 около Правительства России Скрин видео, ТАСС

Салон представительского лимузина удивил декоративными вставками из синего дерева и обилием экранов: получить общее представление о внутреннем убранстве можно по официальным видео российских телеканалов. А вот площадь остекления меньше, чем кажется: у бронированных стёкол толстый кант сверху, вставка в задней стойке глухая, а по косвенным признакам можно предположить, что и заднего сквозного стекла у Hongqi N701 нет: продолжением крыши является толстый металлический лист.

   Новейший Hongqi N701 в ходе государственного визита в Москву   
Сергей Ильин
Новейший Hongqi N701 в ходе государственного визита в Москву Сергей Ильин

Следующей новинкой Hongqi для партийного лидера может быть парадный кабриолет на базе «семьсот первого», и время для разработки есть: следующие торжественные церемонии в КНР запланированы на 2025 год. Отдадим должное темпам разработки новых автомобилей для китайского лидера: похоже, в этой своеобразной «гонке вооружений» и американская, и российская промышленность отстают. /m