Александра Райлян
Однажды мне приснился динозавр – он был в строгом офисном костюме и при галстуке. Он смотрел очень требовательно и внимательно, так, что мне стало совершенно ясно – он должен появиться на свет. Уже потом, когда я его связала – а это был трицератопс Валериан – я так и не закончила его образ – строгого, вдумчивого динозавра в костюме. Возможно, время для него еще не пришло.
Когда у меня спрашивают о том, как я придумываю игрушки – я отвечаю, что это не я их придумываю. Это они сами приходят ко мне и заставляют меня их вязать. Возможно, заставляют – не совсем правильное слово, но внутренне оно именно так и выглядит – если мне приснился или привиделся образ будущей игрушки, то я не смогу спокойно жить в прямом смысле слова, до тех пор, пока задуманный персонаж не появится на свет.
В детстве я очень любила игрушки – я шила чебурашек, мышей, жирафов, кукол, и это было похоже на какой-то поиск, словно внутри меня что-то искало способ создания. И когда родилась моя дочь и у меня появилось больше свободного времени от работы, ко мне пришли игрушки амигуруми. Сначала я связала несколько игрушек по схемам других авторов, а потом поняла, что хочу создавать своих героев.
Сначала я грезила вязаными куклами. Они снились мне, я рисовала множество эскизов, но дальше пары вязаных милашек дело не пошло. Мной полностью владели звери и птицы. Имена подбирались под влиянием книг и фильмов, которые я смотрела в процессе создания той или иной игрушки.
В определенный момент я поняла, какими я хочу видеть свои игрушки – в стиле тедди: на шплинтах, с определенным видом лап и постепенно двигалась к этому, находя всё новые и новые способы создания частей тела. В целом, я не задумываюсь о том, как связать ту или иную деталь, для меня крючок и пряжа лишь инструменты, как для скульптора глина или мрамор, например.
Многие считают мои игрушки сложными и боятся вязать свои игрушки по моим схемам, потому что им кажется, что они не смогут повторить. Но это иллюзия – на самом деле любой может создавать своих потрясающих героев, отличающихся от других.
Например, обезьянка Рафаэль родился по настроению и своеобразной тоске. В детстве мама отвела меня к фотографу, у которого была похожая обезьянка – с длинными лапами, типичной обезьяньей мордой. Она невыразимо мне запомнилась, и вот, уже будучи взрослой я создала Рафаэля. Он покоряет сердце с первого взгляда и его невозможно выпустить из рук.
Или, гусь ЁнЁн. Вроде бы, кажется, что особенно в гусях? Но эти птицы всегда будоражили моё сознание своей величавостью и грацией, широким размахом крыльев. Мои гуси родились в 2019 году, я нарядила их в чудесные костюмы, которые покорили всех без исключения.
В прошлом году я создала целую коллекцию перчаточных игрушек – они получились потрясающими, и теперь живут в детском саду, куда ходила моя дочь. Я старалась включить в коллекцию животных из разных сказок, чтобы можно было поиграть в театр.
У меня есть целая серия вязаных динозавров – Трицератопсик, Птеродактиль Клаус, Диплодок Люциан, Ти-Рекс Кирюша. В этом году я планирую связать несколько динозавров нового вида, чтобы пополнить коллекцию.
За последний год я пришла к созданию мишек тедди из плюша. Конечно, здесь я тоже отошла от классических выкроек, хотя совсем недавно раскроила мишку по советской выкройке, он ожидает набивки. Мне нравится шить мишек из матового винтажного плюшика, использовать интересные глаза, удлинять мишкам лапы и мордочки, чтобы получить нового, ни на какого другого не похожего мишку.
Мне кажется, я ещё в самом начале моего творческого пути, хотя создаю игрушки с 2017 года. Всё самое интересное и увлекательное я ещё создам. Очень надеюсь, что мои персонажи так и будут приходить ко мне во сне, в мои мечты и появляться на моих рисунках, потому что свою жизнь без них я совершенно не представляю.