Найти в Дзене

ТРАГЕДИИ НА ЧЕРНОМ МОРЕ: УЗНАЕМ ЛИ МЫ ИСТИНУ? - написано в 2010 г., но не публиковалось

Оказалось, что уже почти 10 лет вопрос гибели «Армении» достаточно бурно обсуждается исследователями и на различных форумах любителями. Снято два документальных фильма[1], затрагивающих это событие; очевидцы приводят описание гибели «Армении» в своих мемуарах. Недостатком этих материалов является то, что в большинстве своем они не имеют даты «снятия показаний», лишь некоторые из них удалось идентифицировать во времени.

Погрузившись в сравнительный анализ всех материалов, я вдруг почувствовал, что нас пытаются привести к единственно приемлемой версии ее гибели, не взирая на массу противоречий в показаниях очевидцев. Причем этот процесс, пускай и крохами, но начался практически после войны. Это насторожило.

Здесь хотел бы отметить, что, не смотря на то, что в этом году мы празднуем 65-летие Великой Победы над фашизмом, не смотря на то, что в последнее время огромный массив документов военного времени рассекречен, многие страницы истории безжалостной войны остаются для нас загадкой.

При анализе и осмысленнии материала я действовал как следователь – устраивал мысленные перекрестные опросы очевидцев, которые психологически не имеют намерения фальсифицировать свидетельства, а добросовестно могут заблуждаться, т.е. приписывать определенному событию те обстоятельства, которые они наблюдали при других событиях. Учитывая, что многие воспоминания записаны уже после войны, а некоторые из них так и вообще спустя 40-50 лет, можно предположить, что иногда очевидцев вольно или невольно подталкивали к нужному свидетельству. Кроме этого исходил из того, что любая информация имеет под собой какую-либо основу, а не является плодом воображения информатора.

-2

Первые массовые открытые послевоенные упоминания об «Армении», как мне кажется, стали появляться лишь в начале этого века, после обращения Бориса Найды в передачу «Жди меня» по поводу розыска брата: «Пароход на который погрузили нас шел без боевого. Сначала все шло хорошо. На бор(т)у находилось около 2500 человек – женщины, дети. На траверзе г. Ялта в 5 миляхот берега, налетела фашистская авиация, посыпались бомбы. На бортах, палубе транспорта были нарисованы красные кресты. Одна бомба попала прямо в транспорт и взорвалась внутри. Через несколько минут на море осталось чудом уцелевших несколько десятков человек. Среди спасшихся была наша мама с двумя детьми - я и мой брат. Приблизительно через 5-6 часов тем же курсом, что и транспорт, шел боевой корабль. Обнаружив терпящих бедствие, спустили шлюпки. Получилось так, что в одну шлюпку посадили брата, а в другую нас с мамой. Шлюпки пришли к берегу с интервалом 20-30 минут. Шлюпка, на которой мы были с мамой, пришла второй. И все. Брат исчез. На набережной Ялты собралось много людей».[2]

Как мы видим название судна не фигурирует, даты катастрофы так же нет. В других сообщениях этого сюжета приводятся такие даты: «Эта история началась в 1941 г…; История, с которой мы начнем сегодняшнюю программу, произошла в декабре 1941г. …». Сопоставление теплохода «Армения» и описанной трагедии происходит несколько позже: «…Когда с нами связались московские журналисты, я пригласил большую группу ветеранов и музейных работников, - вспоминает Михаил Байсак. - Изучив все данные, мы остановились на том, что события происходили в апреле 1942 года на теплоходе «Сванетия». Но родные утверждали, что Алик потерялся в ноябре 1941-го! Я продолжил поиск, поднял все архивы и в военных документах нашел, что 6 ноября транспорт "Армения" действительно принял на борт около двух тысяч тяжелораненых бойцов, сотрудников военно-морского госпиталя Черноморского флота, эвакуированных и покинул Севастополь. По приказу военного командования корабль зашел в Ялту. Там он принял на борт беженцев и эвакуированных из Симферополя. И когда утром 7 ноября «Армения» с отличительными знаками санитарного судна вышла курсом на Кавказ, на траверзе Ялты ее атаковал немецкий самолет-торпедоносец...».[3] Первая нестыковка – семья Найда говорит о налете фашистской авиации, а М. Байсак об одиночном самолете-торпедоносце. Следует сказать, что на этот факт уже обращалось внимание исследователей, как и на множество противоречивых свидетельств очевидцев трагедии на море: «По официальной версии – в 11 часов 29 минут «Армению» случайно потопил одиночный самолет-торпедоносец, вынырнувший не со стороны моря, а из-за гор (?!). В лайнер попала одна из двух торпед, и он в течение 4 минут затонул кормой вверх. Но очевидцы вспоминают другое – две четверки «Юнкерсов-87» («лаптежники») медленно и спокойно перевалили хребет главной Крымской гряды. Они четко и точно шли на лайнер, словно заранее зная его маршрут. Выстроившись в круг, пикировщики провели классическое бомбометание. Несколько авиабомб поразили судно и корпус теплохода переломился посередине. Через считанные секунды на месте «Армении» лишь бурлил водоворот с клубами дыма и пира..»[4] (видимо пара).

Первая гипотеза, которую я для себя установил, заключалась в следующем: кроме «Армении» возле берегов Ялты был потоплен еще один теплоход. Попытался найти упоминания об этом, но в Справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.», изданного в 1989г.[5], указывается только один теплоход, погибший в 1941 году в районе Ялты – «Армения». Но тогда как понимать дневниковую запись: «4/XI ... В порту погибших говорят до 50 чел. ... Среди погибших сын нашего соседа 30 лет Фокин. Какова судьба. Несколько дней назад он многих спас с парохода около Ливадии, потопленного немцами ...». Может быть, следует более внимательно отнестись и к дневнику Зои Хабаровой: «1 сентября Я забыла написать, как тонул огромный теплоход. Я шла по Набережной, когда увидела над морем самолеты. По морю со стороны Одессы шел пароход. Самолеты один за другим пикировали на пароход и сыпали бомбы. Потом был взрыв, чернота, пароход разломился пополам, и тут же задрались нос и корма и он ушел под воду. С берега стали спускать лодки, чтоб спасать людей».[6] Из этих свидетельств можно сделать вывод, что в августе-октябре 1941 года в районе Ялты было потоплено ещё какое-то судно, и именно на нем могла находиться семья Найда. Ибо, если придерживаться версии с «Арменией», то спасшихся с нее никак не могли эвакуировать дальше в Поти (а об этом говорится в фильме «Севастопольский вальс»), т.к. уже утром 8 ноября в Ялту вошли фашистские войска.

Мне не давало покоя это судно, которое могло быть потоплено в пределах видимости Ялты, ибо многие очевидцы рассказывали о том, что «Армения» была потоплена на глазах у многих, но официальная версия не подтверждала это – после выхода из порта Ялты и до торпедирования прошло более 3 часов.

И вот, исследуя в Интернете боевую биографию всех «крымчаков»[7], я обратил внимание на то, что в отношении «Украины» вообще нет развернутой информации. Есть некоторые ссылки на ее присутствие в Одессе при эвакуации, есть ссылки на ее переоборудование в санитарное судно, есть сведения о трудностях с ее подъемом после затопления и все! Единственная относительно полная информация содержится в Справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.»: «УКРАИНА», груз.-пасс, т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — П. А. Половко. Дата и место гибели — 02.07.42, порт Новороссийск. Потоплен авиацией противника при массированном налете на порт Новороссийск. Сведений о погибших членах экипажа нет. 23 сентября 1947 г. поднят АСС ЧФ и поставлен на прикол, в 1950 г. разрезан на металлолом»[8].

-3

Удивительно и то, что по одной информации «с 10 августа 1941 года все шесть судов[9] были переоборудованы в санитарно-транспортные и переданы медицинской службе Черноморского флота».[10] По другой информации «10 августа 1941 г. - началась боевая служба пассажирского лайнера «Абхазия» - двухпалубного товаро-пассажирского теплохода. С началом войны «Армения», «Грузия» и «Абхазия» «военизированы» - стали называться санитарно-транспортными, перекрашены и переоборудованы для перевозки раненых… Военизированные суда подчинялись командованию ВМФ, на них было установлено вооружение, к гражданскому капитану приставлен военный командир (офицер)»[11]. И вторая информация ближе к истине, т.к. теплоход «Аджария» уже 23 июля 1941 года был подвергнут бомбардировке в Одесском заливе и затонул. Остается пять судов. Но почему-то из этих пяти только два судна указываются на информационном ресурсе «Черноморский флот»[12] как вспомогательные мобилизованные суда – «Абхазия» и «Армения». Ни о «Грузии», ни о «Крыме», ни о «Украине», как о судах Черноморского военно-морского флота, упоминаний нет.

По поводу теплохода «Крым» еще понятно: он просуществовал в составе действующего флота чуть более месяца, т.к. 22 сентября 1941 года «в Цемесской бухте «Крым» подорвался на немецкой магнитной мине … и простоял в качестве плавучей казармы до конца войны».[13] Поэтому не очень понятно, что Н.Н.Непомнящий в своей работе «Военные катастрофы на море» пишет, что 6 ноября 1941 года «кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился еще один бывший «рысак» - теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым»[14].

Судьба «Грузии» тоже более-менее известна: судно состояло в составе каравана судов, следовавших из Севастополя в Ялту 27 июля 1941 года, именно тогда, когда подорвался на мине теплоход «Ленин». Принимал участие в спасении пассажиров и команды с этого судна, доставки их в Ялту. Затем теплоход «Грузия» упоминается в связи с окончательной эвакуацией Одесского гарнизона 15 октября 1941 года. Именно «Грузия» «вечером 6 ноября 1941 г. … приняла на борт более 2000 рабочих Севморзавода и своим ходом перешла в Туапсе для ремонта. Ремонт «Грузии» затем продолжили в Батуми, где на транспорт установили рулевую машину, снятую с однотипного «Крыма», сильно повреждённого от подрыва на мине в Новороссийске»[15]. В мае 1942 года «Грузия» вновь в боевом строю, но уже 13 июня в результате детонации собственного боезапаса, случившейся от бомбежки неприятельской авиации в акватории Севастополя, «корпус «Грузии» был разорван пополам»[16].

-4

Тем удивительнее читать интервью с Дважды Героем Советского Союза, летчиком В.И. Попковым, где он в частности говорит: «В августе 1943 г. я с ведомым Александром Пчелкиным … Пролетая над Черным морем, увидел плавучий госпиталь - теплоход «Грузия», перевозивший раненных с Малой земли в Сочи. И вдруг замечаю, что к плывущему одиноко, без сопровождения, с опознавательными знаками Красного Креста теплоходу приближаются три немецких самолета. По международной конвенции суда с флагами Красного Креста не могли подвергаться нападению, но что для фашистов конвенции. … Я подал команду ведомому А.Пчелкину, чтобы он имитировал своими сигнальными огнями трассирующие пули стрельбы по противнику и пошел на сближение с немецким самолетом. К тому времени у немцев, получивших прекрасный урок воздушных боев на Курской битве, ходила байка - если в небе два русских истребителя, то вступать в бой с ними можно только имея двойной перевес. А немцев было только три самолета. Увидев наши «трассирующие» огни, немцы отвернули от теплохода и убрались восвояси. Наши новенькие Ла-7, облетев теплоход, поприветствовали раненных на палубе, капитана на ходовом мостике и улетели. Капитан записал все увиденное в вахтенный журнал и доложил командованию по прибытии в порт. Капитан «Грузии», надолго запомнив это случай, начал искать спасителей и выяснил через командование флота наши имена. Уже после войны, летом 1947 я будучи слушателем Военно-воздушной академии узнал, что за спасение теплохода с раненными советскими бойцами удостоен звания Почетного гражданина г. Сочи»[17]. Что это – фантом?

Второе несоответствие с фактической стороной дела. Практически все очевидцы подчеркивают, что «Армения», да и все остальные санитарные суда, имела соответствующие опознавательные знаки – красный крест. Действительно «с самого начала войны на судах стояла эмблема Красного Креста, но после атаки немецкой авиацией санитарных транспортов «Чехов» и «Котовский», все «крымчаки» оборудовали пулеметами, зенитной артиллерией и покрасили в шаровый цвет»[18]. Е.А. Никитин в своей книге «Госпитальные суда» (СПб, 1992) также пишет, что с конца июля 1941 г. были аннулированы все отличительные знаки Красного Креста и все санитарные ТР были покрашены шаром, вооружены и переведены на положение ВТР. Так были Красные Кресты или это очередная, необходимая для правильного понимания, информация?

Вернемся к «Украине», о которой, как я уже говорил, в Интернете практически нет сведений. Мне удалось найти лишь одно воспоминание, в то время, четырехлетнего Напалкова Р.Г., которого 21 июня 1941 года с переломом позвоночника отправили в Одессу из Москвы. «Отдельные моменты я помню: как по дороге до Одессы наш поезд бомбили, вагоны горели и нас выносили на носилках из вагонов. Нас детей много было, целый санитарный поезд. Потом я себя помню в г. Одессе (так нам говорили), погрузили на теплоход. Теплоход назывался «Украина». Это я хорошо помню. Вокруг нас были медсестры в белых халатах. Этот теплоход доставил нас в Ялту. Там были частые бомбежки. Мне запечатлелось, что из какого-то белого здания, стоящего на горе (видно санаторий) нас все время выносили в парк под деревья. Помню, что нянечки нам сказали, что наш теплоход, на котором нас доставили в Ялту, как только он ушел из Ялты, то подорвался на мине и затонул»[19]. Не поэтому ли теплохода «Украина» нет в составе Черноморского флота? Но тогда что 23 сентября 1947 года поднято со дна Новороссийского порта?

Последнее свидетельство еще более убедило меня в том, что в августе-сентябре 1941 года на виду у всей Ялты затонуло какое-то транспортное судно (возможно «Украина») и этим объясняются воспоминания очевидцев:

«-В отчаянии мы смотрели с Ливадии, как «Армения» выходит из порта - рассказывает Алла Александровна. - Была в ста метрах от волнореза, когда налетели самолеты. Сбросили бомбы, судно получило пробоины и через несколько минут пошло ко дну. Только несколько взрослых доплыло до берега. Мы смотрели на это с горы как в театре. Снова я выжила как бы чудом».[20]

«Она, конечно, слыхала и о том, что теплоход «Армения», вывозивший последних ялтинских беженцев, на виду у всего города, на траверзе Чайной горки, был потоплен единственным в тот день немецким самолетом»[21].

«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей – все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню».[22] Но именно эти воспоминания Анастасии Поповой практически все исследователи приводят как подтверждение официальной версии гибели «Армении».

Не будем забывать, что все теплоходы-«крымчаки» были однотипны, каждый из них неоднократно мог заходить в Ялту. «Эвакуация Крыма началась в конце августа, незадолго до выхода фашистских войск к Перекопскому перешейку. … В помощи пароходства особенно нуждалась Ялта. Этот крупный курортный город не имел железнодорожного сообщения. Первым туда был подан в августе танкер «Советская нефть». Он принял на борт 2 тыс. человек, санаторное и обсерваторское оборудование, лом цветных металлов и другие грузы. Танкер «Ялта» вывозил оборудование ялтинской кинофабрики. Теплоходы «Украина» и «Армения» эвакуировали больных, санаторных работников, раненых, население (всего 6 тыс. человек), а также оборудование санатория ВЦСПС и пионерского лагеря «Артек». Пароход «Песталь» (видимо, «Пестель») перевозил санаторное имущество и до 1500 жителей города. Пароходы «Одесский горсовет» и «Сакко и Ванцетти» совершили по нескольку рейсов из Ялты с оборудованием Алуштинского, Каташипского эфиромасличных заводов, учебного комбината Никитского ботанического сада. В эвакуационных перевозках участвовали также парусно-моторные суда «Березань» и «Масандра»[23].

Кроме этого мне удалось найти упоминание еще об одном действии с судами, осуществляющими эвакуацию – «на судах в порту закрашивают названия. Это приводит к неразберихе при посадке в ночное время».[24] И это происходило при эвакуации Одессы. Поэтому указание на то, что все очевидцы видели именно «Армению» странны. Я так думаю, что действующий в то время режим секретности как раз и подразумевал, что большинство населения, да и военнослужащих, не должно было знать кто и когда пришел в порт.

[1] «Севастопольский вальс» (Телекомпания ВиД); «Гибель «Армении» из серии «Искатели»

[2] http://poisk.vid.ru/?p=10&code=6532E239-2C7C-4570-AE29-21CBB74F24C0

[3] Лариса Крупина, http://www.facts.kiev.ua/archive/2003-09-13/41071/index.html

[4] В.В.Костриченко, http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/index.php/t5025.html

[5] http://www.dive.azur.ru/catalog.php?view=116

[6] http://lib.rus.ec/b/121974/read#t5

[7] «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Грузия», «Крым», «Украина» - однотипные суда

[8] http://www.dive.azur.ru/catalog.php?view=116

[9] «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Грузия», «Крым», «Украина»

[10] http://www.newsru.com/world/05may2005/ship.html

[11] http://www.sevastopol.su/show_calendar.php?did=152&id=8

[12] http://flot.sevastopol.info/ship/vspomog/vspomog.htm

[13] В. Глушенко «Гибель «Жана Жореса», http://gazetam.ru/22-iyunya/gibel-zhana-zhoresa.htm

[14] http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html

[15] http://www.sevfoto.info/histori/34-sevastopol/149-sanitarnogo-transporta-lgruziyar

[16] Там же

[17] http://www.leonid-bykov.ru/fight/4.htm

[18] http://ship.bsu.by/text.aspx?guid=5479

[19] http://www.fire-of-war.ru/p1019.htm

[20] http://www.inosmi.ru/world/20050527/219916.html

[21] Е.Никифоров «Легенды и мифы «Белой дачи», http://www.netslova.ru/nikiforov/dacha.html

[22] http://doseng.org/interesnoe/11588-tajjna-sovetskogo-titanika.html

[23] Б.А. Вайнер. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/02.html

[24] http://odesskiy.com/chisto-fakti-iz-zhizni-i-istorii/kak-zaschischalas-odessa-s-4-avgusta-po-16-oktjabrja-1941g.html