В рамках знакомства с живописью наши дети учились составлять натюрморты . Они сделали фотонатюрморты, которые мы сейчас и рассмотрим. Натюрмо́рт французское слово, переводится, как "мёртвая природа" — изображение неодушевлённых предметов Иногда в натюрмортах скрыты аллегории, но в основном натюрморт это картины типа «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей» - цветы, фрукты, предметы быта ..
Так например натюрморт с шашлыком автор Серафим -11 лет, говорит сам за себя. Так и хочется присоединиться к столу и поесть этот изыск.
1. Натюрморт с шахматной доской Любен Божен . Говорят на ней изображена аллегория пяти чувств. Неполный стакан вина, лютня, нотная тетрадь, черный кошелек, колода карт, шахматная доска, а на ней ваза с тремя гвоздиками, и восьмиугольное зеркало, прислоненное к стене...
Послание в Вечность? Пишут, что зрение символизирует зеркало, слух — лютня и нотная тетрадь, вкус — хлеб и вино, обоняние — цветы, осязание — игральные карты и кошель, шахматы тоже. Есть и религиозная трактовка . Бокал с вином и хлеб связаны с евхаристией, гвоздика — символ Страстей Христа, сюда же можно отнести и стеклянную вазу, наполненную чистой водой, метафору девственности Марии, все они расположены на заднем плане. На переднем плане расположены предметы, олицетворяющие земные соблазны. Наслаждения удаляют человека от Бога.
Натюрморт со свечой автор самая маленькя 8 летняя Алисочка - это серьезная творческая заявка, где аллегории тесно переплетены и тонко подобраны. Горит свеча - душа картины, песочные краски пустыни погружают нас в мир сафари. Плоды ореха, как символ мудрости и венок с засохшими цветами, на котором произрастает жизнь, крестом сложены лапки котенка, дерево из сердолика, камня - огня. Много загадок, которые нам предстоит ещё разгадать..
2. Шарден. Натюрморт с предметами искусства. На картине изображён стол художника у темной стены, на котором в кажущемся беспорядке разбросаны вещи – атрибуты искусства. В центре композиции статуэтка, которая символизирует скульптуру так же, как .. Архитектура – небрежно брошенными чертежами, бумажными свитками и синим футляром готовальни, откуда выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Слева, на краю стола лежит орденский крест на синей ленте, монеты и медали – это награды, которых художник удостоился в результате своего творческого труда. У левого края холста стоят две потёртые книги. Перед нами проходит жизнь художника.
Натюрморт Игрушки всё той же Алисы - нашего художника незамысловат. Детство. Которое олицетворяет и маленький котенок и бантики фона и ряд игрушек белых и чистых. Вот её жизнь на данный момент.
А вот натюрморт Творчество из мастерской художника Златы 16 лет. Готовый портрет и работа в процессе создает ощущение действия, в ней планы на жизнь, движение вперед.
3. Питер ван Стенвейк. Философский натюрморт. Земную славу и богатство показывают доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь, а рядом соседствуют череп и песочные часы, как напоминание о скоротечности жизни.
Натюрморт Слово автор Серафим 11 лет, тоже можно трактовать, как философский посыл к истокам Бытия. 1 класс, когда Слово только рождается из букв и лента выпускника, когда человек уже владеет Словом. Такая вот интересная параллель.
4.Поль Сезан. Натюрморт с драпировкой.
Натюрморт Тени Леонтия 12 лет (в заголовке статьи) можно поставить наряду с работами Сезана. Что -то неуловимое, непонятное, но характеризуемое ёмким словом талантливое.
5.6. Караваджо . Натюрморт, корзина с фруктами. Ему было 22 года, когда он написал этот натюрморт.В этой работе Караваджо всё как в жизни – всё течёт и всё изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть.
Натюрморт с бокалом и вишней этого же автора переносит нас в эпоху Караваджо. Всё таинственно и прекрасно, Две вишни, два яблока, три цветка брошенных на скатерть - один цветок такой бодрый и яркий как солнце. Классический натюрморт, я бы сказала. Классика жанра. Чисто без излишеств.
7.8.9. Кузьма Петров -Водкин. Утренний натюрморт, Натюрморт с селедкой. Минимальный набор предметов, игра с зеркальными поверхностями, яркие краски и любопытная личность художника – вот что делало натюрморты Петрова-Водкина уникальными.
Натюрморт Одиночество Влада, друга 17 лет по своим краскам близок к Утреннему натюрморту, причудливый свет лучей солнца, колбаска и...одиночество, которое при всей красоте природы за окном сквозит по эту сторону теней.
Натюрморт Серафима Поздний ужин можно смело отнести к работам подобным Петрову-Водкину. Такая же незамысловатость предметов, в сочетании с сочным и инородным пятном - синей бутылки вина.
В этом же жанре завтраков, сервированных столов и следующая наша работа Натюрморт с зеленым ножом. Быт. Наш быт который будущие поколения будут с пристрастием рассматривать и изучать. Тоже Влад.
10.Сурбаран . Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой . Исследователи считают, что данная работа не просто натюрморт, а тонкая религиозная аллегория. Таким образом, автор изобразил Троицу.
Натюрморт с овощами третья работа Влада, кстати, каждый автор представил по три работы, можно поставить в один ряд с картиной Франсиско де Сурбарана. Такие же крупные плоды и тоже есть тайный смысл. Иначе как можно объяснить букет из веточек вербы? Очень впечатляющий натюрморт, который вне всякого сомнения заслуживает внимание и положительных оценок жюри.
11. Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда 1был мастером традиционного натюрморта, который называли - завтрак или лёгкая закуска. Натюрморт с омарами, тяжелая скатерть и скрытая театральная драма. Омар очищен, бокал уронили, одно блюдо съели, что -то не доели. То есть трапеза прервана.. и мы уже задаемся вопросами: почему не доели.. и т. д.
Наша картина Романтический вечер Златы также порождает в нас вопросы, что там происходило на этом романтическом вечере. Шляпка, шелк, вуаль, капрон, вино, цветы и свечи.. Это до свидания? Или после свидания.. чай выпит или пили вино...
Картина Натюрморт Чаепитие хорош прекрасной посудой, будто наши бабушка и дедушка сейчас выйдут из вечности и присядут за стол, чтобы попить чайку с мёдом..
12. Типичный натюрморт. Русская живопись. Федор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка.
Натюрморт с розой Алисы , тоже можно отнести к типичным натюрмортам. Но, как прекрасны здесь поданы фрукты: "Смородина, как живая! !! " - так и хочется вскликнуть!
Натюрморт Листья Златы тоже относится к типичным натюрмортам с букетами цветов.. Очень сочное сочетание красок. Сочетание золота и зелени - это веяние византийского искусства, перламутр вазы и золотые колокольчики, теплые тона..Золото, как не подверженность порче, мудрость, богатство и буйство листьев, их размах, как широта души.
Мы решили не допустить к участию Натюрморт с золотыми колокольчиками Златы.Но сама фотокартина заслуживает внимания. Вне конкурса: -), так же ещё одна картина заслуживающая внимания не включена в конкурсные работы, это натюрморт с тапочками Алисы, просто у художника оказалось больше работ, чем позволяют рамки нашего проекта.
Шарден. Натюрморт с бриошью.
Привожу вам отрывок из *Рождественских каникул* Моэма, Чарли и Лидия в Лувре
""L'Homme аu Gant"
был на прежнем месте, и Чарли осторожно подвел к нему Лидию. Некоторое время
они смотрели на портрет.
-- Потрясающе, да? -- сказал наконец Чарли, ласково сжав ее локоть.
-- Да, ничего. Но вам-то что до него?
Чарли круто повернулся к ней. Никогда еще никто не спрашивал его так о
картине.
-- Бога ради, что вы хотите этим сказать? Это же один из лучших
портретов на свете. Тициан, не кто-нибудь.
-- Еще бы. Но вам-то что до него?
Чарли даже растерялся -- как на это ответишь?
-- Ну, это прекрасная картина, и написана великолепно. Конечно, она ни
о чем не повествует, если вы это имеете в виду.
-- Нет, не это,-- улыбнулась Лидия.
-- Она и вправду меня по-настоящему не задевает.
-- Тогда на что он вам?
Лидия пошла прочь, Чарли последовал за ней. Равнодушным взглядом она
скользнула по другим картинам. Слова ее смутили Чарли, он ломал голову,
пытаясь понять, что она имела в виду. Она посмотрела на него с усмешкой. И
сказала:
-- Пойдемте, я вам покажу кое-какие картины.
Она взяла его под руку, и они пошли дальше. И вдруг он увидел
"Джоконду".
-- Вот она! -- воскликнул Чарли.-- Я должен остановиться и как следует
на нее посмотреть. В Лувре я прежде всего хотел увидеть ее.
-- Почему?
-- Черт возьми, да это же самая знаменитая картина Леонардо. Это одна
из самых значительных картин на свете.
-- Она что-то значит для вас?
Чарли почувствовал, что Лидия начинает его раздражать; не понимал он, к
чему она клонит, но по доброте душевной он не собирался давать волю досаде.
-- Картина может быть значительной, даже если для меня она ничего не
значит.
-- Но тут важны только вы сами. Когда вы смотрите на картину, она
что-то значит, только если она чем-то вас задевает.
-- Какой-то уж очень самоуверенный подход.
-- Эта картина и вправду вам что-то говорит?
-- Конечно, говорит. И очень много всего, но мне вряд ли удастся
высказать это лучше Патера. К сожалению, я не обладаю памятью моей матери.
Она может повторить его высказывание наизусть
Но еще не договорив, Чарли почувствовал, что его ответ неубедителен. Он
начинал смутно подозревать, что имела в виду Лидия, и растерянно подумал,
что, похоже, есть в искусстве что-то, о чем ему никогда не говорили. Но, к
счастью, он вспомнил слова матери об "Олимпии" Мане.
-- В сущности, не понимаю я, почему вообще стоит что-то говорить о
картине. Она либо нравится, либо нет.
-- И "Джоконда" вам действительно нравится? -- спросила Лидия таким
тоном, будто учиняла ему легкий допрос.
-- Очень.
-- Почему?
Чарли на минуту задумался.
-- Видите ли, я знаю ее практически всю жизнь.
-- По той же причине вам нравится ваш друг Саймон, да? -- улыбнулась
Лидия.
Он чувствовал, что слова ее несправедливы.
-- Ну ладно. Теперь ведите меня к картинам, которые нравятся вам.
Все вышло наоборот. Не он, как предполагал Чарли, просвещает ее,
рассказывает о картинах так, что привлекает ее интерес к великим полотнам,
которые всегда любил, но она его ведет. Прекрасно. Он вполне готов отдаться
на ее волю и посмотреть, что из этого получится.
"Ну конечно, она же русская,-- сказал он себе.-- Надо с этим
считаться".
Они шли и шли мимо множества полотен, из залы в залу -- Лидия не без
труда отыскивала дорогу, но наконец она остановила Чарли перед небольшим
полотном, которое легко можно было бы не заметить, если не ищешь именно его.
-- Шарден, -- сказал Чарли.-- Да, я его видел.
-- Но вы когда-нибудь присматривались к нему?
-- А как же. Шарден в своем роде совсем не плохой художник. Мама очень
его ценит. Мне и самому в общем-то нравятся его натюрморты.
-- И ничего другого вы в этом не видите? Я просто в отчаянии.
-- В отчаянии? -- удивленно воскликнул Чарли.-- Из-за каравая хлеба с
6утылью вина? Хотя, конечно, прекрасно написано.
-- Да, вы правы, написано прекрасно; написано с любовью и состраданием.
Это не просто каравай хлеба и бутыль вина, это хлеб жизни и кровь Христова,
но не укрытые от тех, кто томится голодом и жаждой, и скупо раздаваемые
священниками по торжественным случаям. Это ежедневная пища страждущих. Эта
картина такая скромная, безыскусственная, человечная, исполненная
сочувствия. Это вино и хлеб бедняков, которым только и нужно, чтобы их
оставили в покое, позволили свободно трудиться и есть свою простую пищу. Это
крик презираемых и отверженных. Она говорит вам, что, как бы ни были грешны
люди, в душе они добры. Этот хлеб и вино -- символы радостей и горестей
смиренных и кротких. Они не просят милости и любви вашей; они вам говорят,
что они из той же плоти и крови, что и вы. Они говорят вам, что жизнь
коротка и трудна, а в могиле холодно и одиноко. Это не просто хлеб и вино.
Это тайна жребия человека на земле, его тоски по толике дружбы, толике
любви, тайна его безропотной покорности, когда он видит, что даже и в этом
ему отказано.
Голос Лидии дрожал, и вот по щекам покатились слезы. Она нетерпеливо
смахнула их.
-- И разве не чудо, что благодаря таким простым предметам, благодаря
беспредельной чуткости истинного художника этот странный и милый старик,
движимый своим отзывчивым сердцем, сотворил красоту, что надрывает душу?
Словно почти невольно, сам того не сознавая, он старался показать, что из
боли, отчаяния, жестокости, из всего рассеянного в мире зла человек может
сотворить красоту -- было бы только у него довольно любви, довольно
сочувствия.
Лидия умолкла и долго стояла, глядя на маленькое полотно. Смотрел и
Чарли, но с недоумением. Да, натюрморт очень хорош; прежде Чарли удостаивал
его лишь мимолетного взгляда и порадовался, что Лидия привлекла к картине
его внимание, она и вправду на свой лад довольно трогательна, но прежде он,
разумеется, не видел в ней всего того, что видит Лидия. Странная она,
неуравновешенная! И как неловко, что она плачет прямо здесь в галерее, у
всех на виду; с этими русскими и правда попадаешь в преглупое положение; но
кто бы мог подумать, что картина способна на кого-то так подействовать? Ему
вспомнился рассказ матери о друге ее отца, студенте, который, впервые увидев
"Одалиску" Энгра, потерял сознание, но то было давным-давно, в девятнадцатом
веке, тогда люди были так романтичны, так чувствительны. Лидия повернулась к
нему, на губах ее сияла улыбка. Поразительно, как внезапны у нее переходы от
слез к смеху.
-- Теперь пойдем? --предложила она.
-- А другие картины вы смотреть не хотите?
-- Зачем? Одну картину я посмотрела. Мне спокойно и отрадно. Чего ради
смотреть что-то еще?
-- Ну хорошо.
Престранно таким вот образом посещать картинную галерею. Ведь они даже
не взглянули ни на Ватто, ни на Фрагонара."
Вот чему хотелось научить детей, быть русскими, вкладывать в картины смысл и чувства, и видеть смысл картин и душу художника.
Это было лет 5 назад, дети вырсли..