Сегодня я расскажу вам о Геннадии Александровиче Ладыженском. Путь его к искусству был не прост, ибо отец его, отставной чиновник был против обучения сына живописи. Но обо всем по порядку: родился наш сегодняшний герой в небольшом городке Кологрив (Костромская губерния), в начале 1853 года. Еще в местном уездном училище у него проявилась тяга к рисованию и по его окончании (1870 год), Ладыженский вопреки воле отца уезжает поступать в Академию художеств.
Любопытно, что изначально будущий художник поступил в архитектурный класс и в этом качестве успел сделать "чертежи и акварельные рисунки с русских церквей XVI века, находящихся в Ярославле, Костроме и Нижнем-Новгороде". Однако именно это путешествие изменило его первоначальный замысел и в 1873 году он переходит в класс пейзажной живописи М.К. Клодта.
Суровый отец Ладыженского все это время не помогал сыну, поэтому тот в письмах писал о своем "безвыходном положении" и о том, что "существует впроголодь". А один из его товарищей-академистов писал, что ему приходилось спать на холодном полу, а "с ним спала для теплоты его собачка Дианка".
Несмотря на эти невзгоды, Ладыженский оканчивает Академию в 1879 году со званием классного художника II-ой степени. А через несколько лет он получит назначение из Академии в город, который, можно сказать, станет для него второй родиной, настолько много лет он проведет там. Город этот - Одесса, а должность - преподаватель рисования в Одесском реальном училище. В дальнейшем он еще будет преподавать в других учебных заведениях города, а также будет одним из учредителей Товарищества южнорусских художников.
Иосиф Бродский в своей автобиографии так вспоминал о своем обучении у Ладыженского:
Я пришел в класс, не зная, как держать кисть, не зная даже, как краски выдавливать на палитру и как их составлять... Ладыженский просидел за моим мольбертом два часа и написал небольшой кусок натюрморта. За эти два часа он дал мне все, что требовалось для будущего художника... Эти два часа [...] дали мне больше, чем все годы обучения в Академии.
А другой его ученик, известный советский академик живописи Алексей Шовкуненко считал, что "педагогической деятельности он отдавал столько сил и энергии, что она в какой-то мере даже заслонила его творческую деятельность".
Он участвует во множестве художественных выставок, причем, памятуя о своем непростом материальном положении в начале своего пути, он организует выставки, доходы от которых направляются в пользу нуждающихся учеников гимназии. Кроме художественной деятельности и преподавания, Ладыженский сильно увлекся коллекционированием. Он посещал антикварные лавки и одесские базары, выискивая и покупая там не только живописные работы, но и образцы оружия, а также вазы, самовары, кувшины, музыкальные инструменты и ковры.
Его коллекция все разрасталась и он просил местные власти о выделении помещения для того, чтобы собранные им артефакты были доступны публике. Но в Одессе этого сделать так и не удалось... В 1914 году художник, уже будучи академиком, уходит в отставку и покидает город, в котором он прожил более 30 лет. Вернувшись в родной Кологрив, он собирается совершить свою давнишнюю мечту - основать музей. Для этого было приобретено здание в центре города, где и была размещена его коллекция живописи, оружия и других ценностей.
Спустя два года после возвращения художника не станет. Похоронят его рядом с музеем, названным в его честь и открытым в 1918 году, а сын академика будет его первым директором. Закончу, пожалуй, цитатой самого Ладыженского, взятой из его письма Кириаку Костанди, с которым он был дружен:
Милое, дорогое искусство, величайший дар, каким природа наградила душу людей. Как тяжело было бы мне здесь, если бы я не имел малюсенького кусочка этого дара – это мое единственное в жизни счастие, мой мир, я ношу его с собою, где бы и при каких обстоятельствах ни был.
Замечательные слова, не правда ли?.. Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.