Найти в Дзене
Рязанский кремль

Солотчинский монастырь. Основан в 1390 г. Великим рязанским князем Олегом

Солотчинский монастырь в наши дни
Солотчинский монастырь в наши дни

В средние века этот монастырь имел, прежде всего, оборонительное значение и был одним из форпостов, окружавших город Переяславль-Рязанский (современная Рязань) – столицу Рязанского княжества. Монастырь-крепость находился в стратегически выгодном месте – точке соединения Большой Владимирской дороги и водного Окского пути. Крутой, обрывистый берег старицы Оки был удобен для защиты от нападений, а многочисленные родники служили источниками воды на время осады.

Олег Рязанский – князь и монах

Существует легенда, согласно которой монастырь Рождества Богородицы был основан на берегу речки Солотчи, где Олег Иванович и его супруга Ефросиния повстречали двух иноков Василия и Евфимия, служивших в деревянной церкви. Беседа с ними навела князя на мысль построить в этом месте обитель. Солотчинский монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей он стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси.

В 1402 г. князь Олег здесь постригся в монахи, окончил свои дни и был похоронен. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом с Солотчинским возвела Зачатьевский женский монастырь, куда постриглась под именем Евпраксия. Она ненадолго пережила своего мужа и была захоронена вместе с ним.

Олег Иванович Рязанский почитается как благоверный местночтимый святой
Олег Иванович Рязанский почитается как благоверный местночтимый святой

В XV в. в монастыре начинается каменное строительство. К этому периоду относятся ныне сохранившийся, но сильно перестроенный в XVII в., Рождественский собор и Покровская церковь, возведенная на месте одноименной деревянной над захоронениями великого князя Олега Ивановича и княгини Ефросинии. В 1768 г. вследствие оползня обрушился крутой берег реки, а вместе с ним и Покровская церковь. Впоследствии княжеские останки были перенесены в Рождественский собор и положены во вновь устроенной гробнице.

Парсуна XVIII в. с изображением княжеской четы в монашеских одеждах. Находилась при усыпальнице Олега и его жены. Сейчас парсуну можно увидеть в исторической экспозиции нашего музея
Парсуна XVIII в. с изображением княжеской четы в монашеских одеждах. Находилась при усыпальнице Олега и его жены. Сейчас парсуну можно увидеть в исторической экспозиции нашего музея

Не сохранились и княжеские палаты с домовым храмом Алексея Митрополита – шатровая церковь середины XVI в., разобранная в 1847 г. по причине ветхости. По преданию на этом же месте в конце XIV в. располагалась деревянная церковь, которая сообщалась с теремом князя Олега. От фундамента Алексеевской церкви сохранились отдельные камни. Согласно легенде, на этом месте начинался подземный ход, соединяющий Солотчинский монастырь и Иоанно-Богословский (с. Пощупово).

Расцвет монастыря

К XVII в. монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском, а также собственное подворье в Москве.

В конце XVII в. при архимандрите Игнатии Шангине в монастыре начинается широкомасштабное строительство. Согласно последним исследованиям, руководил постройками Осип Дмитриевич Старцев – знаменитый московский зодчий последней четверти XVII – первого десятилетия XVIII в.

В 1688 – 1689 гг. были возведены стены трапезной палаты с церковью Святого Духа. Трапезная стоит на подклете, в котором с восточной части размещалась церковь преподобного Онуфрия, в западной – хозяйственные помещения: погреба, квасоварня и пивоварня. Над сенями, гостиной и пекарней находились кельи. Над трапезной была выстроена верхняя Вознесенская церковь. С северного и частично западного фасадов располагалось открытое гульбище – ныне утрачено. Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась.

Духовская церковь с трапезными палатами. Фото 1994 г. Коллекция РИАМЗ
Духовская церковь с трапезными палатами. Фото 1994 г. Коллекция РИАМЗ

Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами строилась одновременно с восточной монастырской стеной, оконченной в 1690-е гг. Надвратная церковь построена в стиле московского барокко. Кирпичный карниз, белокаменная отделка дополняется крупными полихромными вставками с рельефными изображениями четырех евангелистов. Ценинные барельефы, как и серафимы для трапезной церкви Святого Духа, изготовлены и закуплены у известного московского мастера Степана Полубеса в 1691 г.

Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Фото кон. 1980-х гг. Коллекция РИАМЗ
Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Фото кон. 1980-х гг. Коллекция РИАМЗ

Каменные братские кельи и настоятельный корпус были построены в XVIII в. В это же время была достроена каменная ограда монастыря с северной и западной стороны.

В XVII в. при монастыре работала иконописная школа, в которой позднее учился известный рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов (1827–1905), основатель Дивеевской иконописной мастерской. Иконы, написанные Шумовым, можно увидеть в Архангельском соборе Рязанского Кремля.

В XVIII– XIX вв. монастырь оставался крупным владельцем земельных угодий и наделов, насельники вели активную хозяйственную деятельность. В этот период перестраиваются и подновляются многие постройки, в частности Рождественский собор.

Вид на Солотчинский монастырь. Фото 1913 г. Автор А.Д. Степанов. Коллекция РИАМЗ
Вид на Солотчинский монастырь. Фото 1913 г. Автор А.Д. Степанов. Коллекция РИАМЗ

После революции

В 1917 г. службы были остановлены, монастырь – закрыт. Благодаря активно развернувшемуся краеведческому движению, а также деятельности историков и музейных работников удалось сохранить часть монастырской утвари, представлявшей культурную и историческую ценность. В 1920 г. мощи Великого князя Олега были переданы в Рязанский губернский музей, на территории монастыря располагалась колония для детей-сирот.

Солотчинский монастырь. Фото 1930 г. Автор Н.О. Фрейман. Коллекция РИАМЗ
Солотчинский монастырь. Фото 1930 г. Автор Н.О. Фрейман. Коллекция РИАМЗ

В 1924 г. в Солотче организовали так называемый «Детский городок» - комплекс оздоровительных лагерей и санаторных организаций. В 1968 г. архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. С этого момента на территории монастыря начинаются поэтапные реставрационные и исследовательские работы, которые продолжаются до конца 1990-х гг. С 1986 г. в Настоятельском корпусе располагалась музейная экспозиция, посвященная истории, быту и хозяйству монастыря.

Женский монастырь

В 1994 г. монастырь был возрожден как женский. В 2001 г. в обитель была перенесена рака с мощами князя Олега, хранящаяся с 1990 г. в Иоанно-Богословском монастыре.

Надвратная церковь. Фото 2020 г. Автор Н.В. Водорезова
Надвратная церковь. Фото 2020 г. Автор Н.В. Водорезова

С 2013 г. решением Священного Синода игуменьей стала монахиня Анимаиса (в миру – Данилова Татьяна Сергеевна). В настоящее время на территории восстановлены храмы Святого Духа и Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построены Архиерейский корпус и хозяйственные службы.

Духовская церковь. Фото 2020 г. Автор Н.В. Водорезова
Духовская церковь. Фото 2020 г. Автор Н.В. Водорезова

В монастыре проживают более 20 насельниц, имеется небольшое подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).