На фоне усиления интересов России и Китая в США возник вопрос, как противостоять этому влиянию в Центральной Азии, приводит издание The Hill речь члена представителей палаты США Кэрол Д. Миллер
Большая игра 2.0 и экономическое наступление
По данным The Hill, на протяжении большей части XIX и начала XX века британская и российская империи вели сложные политические, экономические и дипломатические конфронтации за контролем над Центральной Азией. Эту борьбу британский разведчик Артур Конолли окрестил «Большой игрой», приведшей к установлению искусственных национальных границ, разделению людей и культур. А в годы установления советской власти, особенно в первые десятилетия, жестокие атрибуты «Большой игры» повторились снова.
С развалом СССР влияние держав на регион лишь усилилось. Россия наряду с экономическими усилиями Китая продолжает влиять на страны Центральной Азии, в том числе в ущерб интересов США. Как сообщает издание, в Центральной Азии началась новая Большая игра, усиливающая репрессии, долговые ловушки и сомнительные инвестиции.
И это неспроста. К примеру, Центральная Азия является отправной точкой для продвижения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В публикации издания говорится, что эта международная организация была создана в 2001 году, прежде всего, для оказания дипломатического и экономического влияния России и Китая на регионы ЦА.
В статье указывается, что ШОС сыграла решающую роль в развёртывании политики принуждения в области экономики и безопасности. Это, в свою очередь, привело к установлению марионеточных режимов по всей Центральной Азии.
Проблемы Казахстана и подъём Узбекистана
Власти Казахстана всегда «рекламировали» республику как место с благоприятным инвестиционным климатом, близостью к рынкам Китая и России и богатыми залежами природных источников. Однако, по данным издания, имидж Казахстана «подпортился», когда такие американские инвесторы, как Argentem Creek, AES Corporation, AIG и многие другие, столкнулись с серьёзными проблемами при отстаивании своих прав в Казахстане. В The Hill эти трудности называют «регрессивными тенденциями» в новой Большой игре.
В издании считают, что если в республике не исправят отношение к американским компаниям, инвесторам и судебной системе США, Конгресс будет оказывать давление на администрацию Байдена. Это будет сделано для того, чтобы она приняла меры вроде аннулирования членства Казахстана в программе Всеобщей системы преференций, а также чтобы США никогда не предоставляли республике статус «Постоянные нормальные торговые отношения (PNTR)».
В соседнем Узбекистане ситуация многим лучше, пишет издание. Самая густонаселённая республика региона провела обнадеживающие рыночные и инвестиционные реформы. В связи с этим Узбекистан стал позиционировать себя как маяк торговой и инвестиционной стабильности в Центральной Азии.
И это неспроста: являясь звеном древнего Шёлкового пути, Узбекистан может стать сильным торговым партнёром, поскольку он находится в процессе вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), добавляет издание.