Идея фильма "Кин-дза-дза!" (1986) появилась у Георгия Данелии во время телефонного разговора со сценаристом Ревазом Габриадзе. До этого в советском кино уже сняли немало киноисторий о встрече землян с инопланетным разумом. Но режиссер открыл новый аспект популярной темы – он отправил героев-землян в другую галактику, где столкнул их цивилизацией, более развитой в техническом плане, но упадочной с точки зрения нравственности, культуры и социального строя. Поэтому фильм Данелии часто относят к жанру киберпанка, хотя в нашей стране он появился попозже.
Проблем на съемках "Кин-дза-дзы!" было так много, что однажды оператор Павел Лебешев заявил – видимо инопланетяне не хотят, чтобы о них рассказали, и мешают работать. Как бы там ни было, группа успешно преодолела препятствия. Вот несколько любопытных историй о том, как это происходило.
1. Основная масса сложностей и неприятностей пришлась на техническое оснащение съемок. Данелия мечтал, что все инопланетные аппараты на экране будут летать и ездить по-настоящему. Он дал заказ одному из конструкторских бюро, а в итоге получил чертежи, напоминающее обычные земные вертолеты-самолеты. Это его категорически не устроило. Таким образом, деньги потрачены, а в итоге "пшик". Пришлось положиться на фантазию, подручные материалы, ручную тягу и комбинированные съемки.
2. Пепелац, главный инопланетный аппарат, на котором перемещались в пространстве чатланин Уэф (Евгений Леонов) и пацак Би (Юрий Яковлев), смастерили из хвостовой части списанного самолета Ту-104. Дизайнеры постарались, оснастив его всякими деталями и имитировав ржавчину из покрашенного пенополиуретана. Пепелац должен был прибыть в Каракумы к началу экспедиции, но вместо города Небит-Даг (Туркменистан), где базировалась группа, груз по железной дороге отправили во Владивосток. Другие декорации в пустыне еще не были готовы, поэтому снимали эпизоды, какие могли. За одну экспедицию все отснять не успели, пришлось везти группу в Туркменистан второй раз.
3. Помните эпизод, в котором дядя Вова отдает весь запас КЦ (спичек) за гравицапу и две бутылки воды контрабандистам, а они с добычей улетают на ракете, феерично взлетающей из песка? Для этой сцены на авиационном заводе сделали настоящую ракету (единственное, что режиссер взял из разработок конструкторов). К ней потребовались пульт и электрический домкрат, которые закупили у японского производителя. Но этот груз задержали на таможне. Инженеры-дизайнеры картины умудрились запустить ракету без дополнительного оборудования. Однако эффектного полета не получилось – она взорвалась. Голь на выдумки хитра: новую ракету сделали из трубы и применили комбинированные съемки. Кстати, груз с японскими приборами растаможили, когда съемочный процесс уже завершился.
4. Похоже инопланетяне "подставили ножку" некоторым актерам, которых режиссер планировал снять в картине. Для Бронислава Брондукова была специально написана роль, но у артиста случился инсульт. Ролан Быков и Александр Фатюшин хотели сниматься, были утверждены, но в итоге им помешали разные обстоятельства. На роль Абрадокса, правителя планеты Альфа, пригласили немецкого журналиста и режиссера Норберта Кухинке, сыгравшего профессора Хансена в "Осеннем марафоне". Но на его приезд наложили "вето", причем в тот момент, когда Кухинке уже собрался лететь в Союз. В итоге Абрадокса сыграл сам Георгий Данелия. Еще одним пострадавшим стал Леонид Ярмольник. Он дважды собирался приехать в Каракумы. В первый раз декорации, построенные для его сцены, сгорели, съемки отменили. Во второй раз декорации разрушил пьяный водитель, въехавший в них на передвижном дизель-генераторе. Дальше судьбу испытывать не стали – эпизод с персонажем Ярмольника из сценария исключили.
5. Съемки основных сцен, связанных с планетой Плюк, происходили в пустыне Каракумы. Не уверена, что невероятную жару, при которой работала группа, можно считать вредительством со стороны инопланетян, но, как вспоминает Станислав Любшин (прораб дядя Вова), при 60 градусах работать было нормально, а вот при 70 уже тяжело. Немного спасал ветер от установленных кондиционеров. Но, честно говоря, даже представить невозможно, что при таких градусах реально просто находиться на улице. Однако артист рассказывает, что по возвращению на базу те, кто помоложе, умудрялись играть в футбол и даже ходили в баню. Тяжело приходилось 60-летнему Евгению Леонову, у которого были проблемы с сердцем – помогал только нитроглицерин.
Да, съемки "Кин-дза-дзы" дались нелегко. Не говоря уже о сдаче фильма и зрительском отклике, который оказался далеко неоднозначным. К сожалению, легче назвать нелицеприятную картину мира "очернительством", чем задуматься и что-то изменить в себе и вокруг. Читала у Данелии, что на фоне ругательных посланий его порадовало письмо от школьников, которые убеждали режиссера не унывать и не обращать внимания на злопыхателей.
Что же касается трудностей съемочного процесса. Тот же Станислав Любшин говорит, что режиссер сумел так объединить людей идеей фильма и доброжелательной атмосферой, что радости было больше, чем трудностей. Их чаще всего не замечали.
Друзья, есть среди вас почитатели этого фильма? Пишите в комментариях, мне интересно! Большое спасибо подписчику канала за предложенную тему! Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание! За лайки отдельное спасибо! Подписывайтесь на канал, будем обмениваться впечатлениями.