Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Джанкарло Джаннини

«Итальянское кино не часто балует зрителя новыми актерскими именами: пробиться дебютанту через частокол признанных имен нелегко. Из фильма в фильм снимаются давно утвердившие себя, завоевавшие широкую популярность актеры, которых продюсеры считают «надежными». А молодежь, пусть она и красива и талантлива, если и снимается, то чаще всего во второсортных лентах, которые итальянцы называют «кино серии Б».

Но Джанкарло Джаннини — особый случай. Он обрел известность задолго до кино на драматической сцене и телеэкране. Родился на севере Италии — в портовом городе Специи, вырос в Неаполе. Получив диплом инженера, вновь поступил учиться — в Римскую Академию драматического искусства. И уже в 1963 году снискал признание критики и зрителей в романтической комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»…

Затем пришел успех на телевидении — за исполнение роли диккенсовского Дэвида Копперфильда, сыгранной свежо, нетрадиционно, Джаннини удостоился премии, присуждаемой лучшему молодому актеру года. И, наконец, исполнение роли Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном Франко Дзеффирелли в 1964 году, утвердило его окончательно как одного из наиболее перспективных актеров итальянского театра.

В 1966 году труппа Дзеффирелли гастролировала в СССР, и мы увидели Джаннини в двух спектаклях. Действительно, Джаннини — Ромео был хорош: в нем бурлила энергия молодости, жизнерадостность, он весь казался озаренным юной, пылкой любовью. В драме Верги «Волчица», в которой главную роль исполняла великая Анна Маньяни, Джаннини играл Кардилло — простого крестьянского парня.

Хочется вспомнить еще одну его театральную работу - роль Леонида в спектакле «Обещание». Так называлась пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», поставленная режиссером Валерио Дзурлини в римском театре «Элизео».

В отличие от театра в кино Джаннини начал робко, с малообязывающих ролей и фильмов. Снимается уже почти двадцать лет, в активе у него семь десятков лент, но по-настоящему значительных работ пока, увы, не много. Как это ни парадоксально звучит, творческая биография Джаннини в кино только-только начинается.

Он снимался у разных режиссеров и в фильмах самых различных жанров. Большинства этих лент сам, видимо, стеснялся и скрывался потому нередко под американизированным псевдонимом — Джон Чарли Джонс.

Вряд ли стоит рассказывать о всех ролях первых лет, но две из них все же запомнились. И оба раза это происходило тогда, когда судьба сводила его с серьезными постановщиками.

В фильме Энцо Муци «Розовое пятно» Джаннини сыграл молодого документалиста и фотографа по имени Джанкарло. Герой отправляется в Индию, надеясь с помощью своей камеры проникнуть в проблемы чужой действительности, попутно преодолев и собственную неудовлетворенность жизнью. Осознать же личные проблемы оказывается возможным лишь через трагедию, которая ждет его дома — смерть любимой сестры...

Запомнилась и небольшая роль в фильме Валерио Дзурлини «Первая ночь покоя». За напускным равнодушием и легкомыслием провинциального юноши по прозвищу «Гонщик», увлеченного лишь сумасшедшей ездой на своей машине, угадывалась глубокая внутренняя тоска, как и у героя «Розового пятна».

Внешние данные молодого актера — красивого, но изнеженного, чуть инфантильного, — вероятно, причина того, что он так часто появлялся на экране в образе беззаботного, избалованного представителя «золотой молодежи».

Так было, например, в фильме «Паоло Горячий» режиссера М. Виккарио. Герой его —папенькин сынок, неисправимый донжуан, галантные похождения которого продолжаются до тех пор. пока он не встречает настоящую любовь. Простую девушку, которую он полюбил, играла Орнелла Мути. Это была их первая встреча на экране.

С годами Джаннини приобрел облик более мужественный, сохранив прежнюю романтичность и темпераментность. Теперь он все чаще снимался в ролях простых итальянцев, людей страстных, эмоциональных, бунтарей по натуре.

Именно такие роли предлагала ему режиссер Лина Вертмюллер, сотрудничество с которой Джаннини начал еще в первые годы работы в кино. В псевдонародных, по существу, фильмах Вертмюллер странным образом сочетаются социальные, политические мотивы с безумными страстями и мелодраматическими эффектами. По жанру это то трагикомедии, то мелодрамы в стиле «ретро». Гипертрофичность эмоций, злоупотребление местными диалектами, псевдофольклорность, мешанина тем и мотивов заставляют многих в Италии относиться к фильмам Вертмюллер с некоторой иронией, в то время как за границей, особенно в Америке, они весьма популярны: ведь именно такими — темпераментными, шумными, чуточку комичными, хотя и трогательными в своем простодушии, — за рубежом привыкли представлять себе итальянцев.

Однако на подобном амплуа Джаннини использовала не одна Вертмюллер: Этторе Скола пригласил его на роль итальянца «из народа», раба своих страстей, в комедии «Драма ревности: подробности в уголовной хронике», имевшей большой успех в США и куда меньший — в Италии. Уже тогда Джанкарло играл на равных со своими партнерами по фильму — звездами Марчелло Мастроянни и Моникой Витти.

Разностороннее дарование Джаннини, способность его к мгновенному перевоплощению смогли полностью раскрыться лишь в совместной работе с Лукино Висконти в фильме «Невинный». Граф Туллио — герой романа Габриэля Д’Аннунцио, по которому поставлен фильм, — не просто отрицательный персонаж.

Это образ разоблачительный, глубоко социальный. В согласии с замыслом режиссера Джаннини сумел развенчать героя Д'Аннунцио, поклонника философии Ницше, вообразившего себя «сверхчеловеком», которому «все дозволено», на деле же это обыкновенный циник и эгоист, идущий на чудовищное преступление. И Джаннини психологически тонко и убедительно раскрывает эти черты графа Туллио. скрывающиеся под светской маской.

А вот роль иной тональности — молодой таксист Антонио в советско-итальянском фильме режиссера Григория Чухрая «Жизнь прекрасна». Антонио — герой сознательный и активный. Он понимает, что для счастья одной любви и покоя недостаточно. Вслед за своей подругой — подпольщицей Марией (это была новая для него встреча на экране с Орнеллой Мути) он приходит в ряды Сопротивления. Это решение продиктовано и умом и сердцем. Любовь героев чиста и строга, вообще вся атмосфера фильма глубоко серьезна и вместе с тем поэтична. Создать привлекательный образ Антонио актеру помогло творческое общение с режиссером, помог и присущий Джаннини высокий романтизм.

В своих интервью Чухрай отзывается о нем как об интересном и высокопрофессиональном актере, до фанатизма преданном своему делу.

Одна из последних работ Джаннини — участие в антифашистском фильме «Лили Марлен» западногерманского режиссера Райнера Вернера Фассбиндера, где он снимался вместе с известной актрисой Ханной Шигулой» (Богемский Г. …И романтичный Антонио // Советский экран. 1983. 13: 16-17).