В статье речь пойдет о том, как правильно организовать жизнь аккумуляторной батареи в период ее бездействия. Ограничим временной промежуток: хранением будем называть бездействие от двух недель и более. В жизни батареи мотоцикла такие периоды встречаются:
1. Чаще всего – это долгий зимний простой. На нашей широте погодные условия не позволяют эксплуатировать байк где-то с ноября по конец апреля, поэтому аккумулятор вынужденно находится на отдыхе;
2. Второй случай – долгий период стоянки в сезон. Причинами могут быть: длительный отъезд владельца, например, в командировку, а то и в отпуск к морю. Еще пример - ремонт байка с долгим ожиданием запчастей. Или у владельца просто нет времени совершать поездки на железном коне, случается и такое.
Как мы знаем, жизнь аккумуляторной батареи не долгая, пишут про 4-5 лет, у батарей с регулирующим клапаном побольше. Наша задача - эту жизнь продлить.
Список необходимых действий, которые необходимо предпринять до и во время хранения аккумулятора для того, чтобы после вынужденного отдыха батарея была готова к работе:
1. Аккумуляторную батарею необходимо отключить от бортовой сети мотоцикла
Элементарно - сбросить минусовую клемму с вывода аккумулятора. Если планируется долгий простой, например, всю зиму, аккумулятор с мотоцикла лучше демонтировать и хранить отдельно. Отключение батареи от электросети байка производится для того, чтобы ликвидировать «ток утечки». Этот ток возникает при питании штатных (например, память ЭБУ, часы) и нештатных (к примеру, охранная сигнализация) потребителей. Если мотоцикл уже в годах, плюс к тому, неухоженный, возможны «паразитные токи» - утечка тока при нарушении целостности изоляции проводов и окисления контактов в разъемах. Ток утечки со временем совсем разрядит аккумулятор. Разряженный аккумулятор быстрее подвергается процессу старения, про это – ниже.
2. Температура, при которой хранится аккумуляторная батарея
Большинство источников говорит, что оптимально 0 - +10°С. При более высокой температуре ускоряется саморазряд и старение аккумулятора. Если температура ниже нуля, возможно замерзание воды, входящей в состав электролита, при замерзании вода расширяется и разрушает пластины аккумулятора. Именно поэтому рекомендация: если байк находится зимой в неотапливаемом гараже, снимите с него батарею и храните ее отдельно в более подходящих условиях. То же самое можно сказать и про теплый гараж – найдите для батареи место попрохладнее.
3. Аккумуляторная батарея должна отправляться на хранение полностью заряженной
В разряженном аккумуляторе ускоряются процессы старения – необратимое разрушение электродов и сепараторов, «вредная» сульфатация. В результате старения аккумулятор полностью выходит из строя, восстановить его невозможно. То есть рекомендация такая: демонтировали аккумулятор с байка, сразу полностью зарядили, затем поместили на хранение. Мнение «заряжу весной, когда батарея нужна будет» не имеет права существовать, вышедший из строя к апрелю аккумулятор заряжать бесполезно. Важное замечание: если заряжаем аккумуляторную батарею не снимая ее с мотоцикла, обязательно отключаем ее от бортовой электросети, отсоединяем и минусовой провод, и плюсовой.
4. Аккумуляторная батарея должна быть чистой
Во-первых, это характеризует вас как аккуратного хозяина, заботящегося о своем железном коне. Во-вторых, чистота сбережет аккумулятор от разряда. Через грязь на крышке и стенках бегут микроамперы между плюсовым выводом батареи и минусовым. С течением времени микроамперы сложатся в амперы, аккумулятор потеряет заряд.
5. При длительном хранении аккумуляторная батарея нуждается в периодической подзарядке
Даже при кажущемся полном бездействии, внутри аккумулятора химические процессы не останавливаются, батарея подвергается саморазряду. Саморазряд идет со скоростью до 2% от емкости батареи в сутки. Мы уже знаем, что в разряженной батарее ускоряется процесс старения. Чем больше возраст аккумулятора, тем саморазряд идет быстрее. Поэтому поступаем так:
- Мультиметром или вольтметром измеряем напряжение на полюсных выводах аккумулятора (НРЦ - напряжение разомкнутой цепи). Если батарея имеет возраст менее трех лет, измерение проводим один раз в месяц. Если батарее больше трех лет, измеряем раз в две недели. Операция эта не сложная и по времени не затратная;
- Оцениваем полученный результат:
- Для открытых батарей (с жидким электролитом) – это батареи, в крышке которых имеются пробки для доступа к банкам – напряжение ниже 12,4В говорит о том, аккумулятору требуется подзарядка;
- Для батарей с регулирующим клапаном (газовой рекомбинацией) – обозначаются как MF, VRLA, AGM, GEL, Sealed Lead-Acid Battery и не имеют пробок на крышке – требуется подзарядка при значении напряжения ниже 12,6В.
- Подзарядка потребуется аккумулятору и в самом конце отдыха перед установкой на мотоцикл.
Имеются автоматические зарядные устройства с функцией поддержания полной зарядки аккумулятора. В этом режиме зарядник подает на аккумуляторную батарею постоянный пониженный ток, обеспечивая ее длительное хранение в полностью заряженном состоянии. Из недостатков – нужно держать батарею подключенной к зарядному устройству, которое постоянно включено в сеть. Стоит задуматься в том случае, если у вас имеется возможность следить за такой системой.
Перечисленный несложный комплекс мер позволяет прибывать в уверенности, что аккумуляторная батарея после вынужденного бездействия будет полна сил и прослужит еще долго. Легкого вам пуска двигателя!
Лайки, комментарии и репосты приветствуются!