Из всех представителей ленинградской рок-тусовки 80-х Алексей Вишня стал для меня одним из самых симпатичных персонажей.
О том, что есть такой то ли певец, то ли в большей степени композитор, я узнал на рубеже 80-90-х. По прошествии короткого времени я убедился, что, действительно, и песни Алексей сочинял-исполнял, и музыку для телепередач писал, и не только для них. И надо сказать, что все это было сделано достаточно талантливо, но не в моем формате что ли. Между тем, его песня "Шприц" вошла даже в модный сериал "Король и Шут".
Ну, а ещё я помню, как в 90-м читал интервью Виктора Цоя, и он, рассказывая о работе над альбомом "Группа крови", сказал, что, мол, микшировали эту запись у Лёши Вишни. Что это означало, я не понимал. Но про себя удивился: о, даже сам Цой что-то об этом человеке знает и говорит.
Прошли десятилетия, все понемногу улеглось и устаканилось в голове. Образ Алексея Вишни, находившийся вначале где-то на периферии сознания, обрел вполне определенные черты. То здесь, то там мне попадались фото и видео той же "Поп-Механики", где Алексей Вишня стоит на сцене вместе с Цоем, Каспаряном и Гурьяновым. Я понял, что человеком в питерской рок-тусовке он был заметным.
Ну, а когда Алексей завел канал на YouTube и начал рассказывать о былом, я и вовсе стал его благодарным зрителем. Душевная непосредственная манера, юмор, какие-то меткие наблюдения, отсутствие рефлексии насчёт того, что кто-то, посмотрев эти рассказы, начнет Алексею злобно оппонировать. Что было - то было. И говорить обо всем надо так, как это делает Вишня.
Дрязги вокруг его имени я подробно пересказывать не буду, но фабула в целом такова. Вишня - один из основных людей, так сказать, в тогдашнем бэк-офисе, ну, или в закулисной жизни группы "Кино", и далеко не только ее, но речь сейчас о самых известных вещах, с которыми этот человек вошёл в историю.
Итак, для группы "Кино" Алексей Вишня сделал следующее. Это их первая фотосессия, попавшая на недавнее переиздание альбома "45"; запись "46", который Цой и Каспарян альбомом не считали, но ха-ха, зато так считают фанаты; запись альбома "Это не любовь"; запись материала, выпущенного под названием "Неизвестные песни Виктора Цоя"; запись музыки для короткометражки "Конец каникул"; запись материала, выпущенного недавно как альбом "Любовь - это не шутка"; запись ряда демо для "Группы крови"; и наконец - сведение альбома "Группа крови", до этого записанного самими киношникам дома на портостудию.
Нехило? Ещё как нехило. Делал все это Алексей, замечу, бесплатно, на энтузиазме. И за единственное его желание поспекулировать на работе с "Кино" многие сопричастные его позорят до сих пор.
Дело в том, что "Группа крови" вначале должна была выйти в США. Алексею это было не по душе, и поскольку в его руках был полностью готовый альбом его товарищей, он смотался на поезде в Москву, дал переписать "Группу крови" так называемым писателям, запись мгновенно разлетелась по СССР и прославила "Кино" уже по-настоящему. И вот этот поступок киношники (кроме Густава разве что) вменили ему в вину.
Обозлились на него настолько, что никаких гонораров за работу с "Кино" Алексею было как бы и не положено. Ни тогда, ни сейчас. В итоге Вишня, как человек, не склонный к сутяжничеству, зарабатывает тем, что продает с автографом пластинки, над которыми он работал.