Почему потребовалось оценивать профессиональный уровень госслужащего
В конце декабря в федеральный закон 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» были внесены изменения. Благодаря им в документе появились такие понятия, как «оценка профессионального уровня» и «область профессиональной служебной деятельности», а также порядок проверки соответствия гражданина, претендующего на замещение вакантной должности.
В силу изменения вступят уже в апреле этого года. Почему возникла необходимость включать эти термины в федеральный закон? Какие задачи сегодня ставит власть перед государственными служащими? Об этом рассуждает преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия), независимый эксперт в составе конкурсных и аттестационных комиссий Василий Кривошапкин.
— Василий Валерьевич, что означает введение в закон понятия «профессиональный уровень»?
— До внесения этих изменений в законодательстве, если диплом соответствовал квалификационному уровню, то формально кандидат получал допуск к конкурсу на вакантную должность, а после внесения изменений, конкурсная комиссия государственного органа будет смотреть на профессиональный уровень - конкретные умения и навыки кандидата. Поэтому ожидаются изменения процедур проведения конкурса в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Постепенно такой подход будет распространяться от федеральных органов к региональным и на органы местного самоуправления.
— К чему это может привести?
—Это постепенно будет подталкивать органы государственной власти на определение профессионального уровня не только у кандидатов на замещение вакантных должностей, но и при аттестации действующих государственных и муниципальных служащих. Нужно будет своими действиями подтверждать перед конкурсной или аттестационной комиссией свой профессиональный уровень - знания и умения на практике, а не формально предъявлять документы о полученной квалификации. Наконец-то, появится реальная потребность обучаться не «ради корочки», а для получения актуальных знаний, реальных умений и эффективных навыков. А это в свою очередь, большой вызов перед нами – образовательными организациями дополнительно профессионального образования- подготовить компетентных руководителей и специалистов.
Подходы меняются
Закон встает на защиту прав работодателя, чтобы профессиональный уровень государственных служащих соответствовал требованиям конкретной должности. Предполагается, что начнется качественная трансформация кадровой политики во всех органах государственной власти. А для этого должны быть разработаны новые методики определения профессионального уровня.
— Хочу отметить, что курс на развитие профессионального уровня служащих – это большой шаг для всей гражданской службы, который дает ей возможности для качественного перехода на меритократический подход в кадровой работе. И если раньше при приеме на службу применялся более формальный подход, то сегодня упор делается на подтверждение и развитие компетенций.
При этом возрастает ответственность руководителей за подготовку и развитие кадров государственных органов. Также, возрастет реальная конкуренция за сотрудников высокопрофессионального уровня.
— Какие изменения в связи с возросшими требованиями к служащим ждут в целом?
— Согласно последним изменениям руководители ведомств смогут устанавливать требования к профессиональному уровню служащих по результатам прохождения ими дополнительного профессионального обучения. В связи с этим, обучение на программе профессиональной переподготовки становится актуальным и возрастет востребованность данных программ. Судите сами: раньше обязательно требовался уровень квалификации по тем или иным специальностям. При этом, наличие документа о профессиональной переподготовке в качестве подтверждения квалификации никакой роли не играла. Сегодня же она принимается наравне с дипломом о высшем образовании на уровне специалитета. Это решает огромную проблему «нехватки кадров» созданной искусственно: служащих не хватает, так как закон требовал наличие диплома о высшем образовании только по основной специальности. Сегодня же изменения ведут к тому, что кандидаты, получившие дипломы о профессиональной переподготовке, смогут участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей по полученной дополнительной специальности. Соответствующий закон должен вступить в силу в мае этого года.
— Насколько это справедливо по отношению к тем, кто с самого начала выбрал для себя специальность, к примеру, юриста и учился этому четыре года?
— Я считаю, что конкуренция на рынке труда должна проходить не между сотрудниками или госслужащими, а должна быть среди работодателей за компетентные кадры с подходящим профессиональным уровнем. Каждой организации нужно принять эту идею: компетентный специалист стоит дорого, а некомпетентный специалист стоит еще дороже. Ведь из-за некомпетентности специалиста можно потерять всю организацию, так как его некомпетентность сказывается на результативности и эффективности профессиональной деятельности. Поэтому развитие профессионального уровня государственного служащего станет заботой не самого служащего, а руководителя государственного органа. Хороший руководитель всегда должен быть заинтересован в повышении профессионального уровня своих сотрудников. Именно благодаря внедрению такого определения как «профессиональный уровень» будет развиваться уровень, эффективность и рейтинг государственного и муниципального управления региона.
Очно или заочно?
— Какой формат обучения нужен госслужащим?
— Каким бы не был формат, будь это очный, заочный или дистанционный, предпочтение следует отдавать такому формату, который будет наиболее эффективными для получения необходимого профессионального уровня. Кому-то необходима возможность госслужащим общаться и взаимодействовать друг с другом, а кому-то важно повысить профессиональный уровень в работе с документами. Внедрение проектного подхода государственной гражданской службы предполагает командную работу и частую коммуникацию с заказчиками, коллегами из других ведомств. Проектная работа госорганов часто испытывает трудности из-за отсутствия межведомственного взаимодействия, и в таком случае, задача образовательных организаций помочь создать такую среду, что мы в Высшей школе и делаем.
— Каковы сегодня тенденции в образовании?
— Общемировая тенденция — это рост обучения и самообучения на рабочем месте. И не только рядовых сотрудником это касается, но и руководителей. Внесенные изменения в Законе об образовании РФ тому подтверждение: образование теперь это не услуга, а процесс состящий их совместных усилий самих слушателей и преподавателей. При этом мы должны ясно понимать, что научить слушателя никто не сможет, он может научиться сам. Только постоянное мотивированное самообразование и самосовершенствование обеспечивает развитие его профессиональных компетенций. Мы, как преподаватели, призваны помочь этому процессу и наиболее эффективно и доступно получить необходимые знания и навыки.
Резюмируя все вышесказанное, я хочу подчеркнуть, что, и образовательным организациям дополнительного профессионального образования, и органам государственной власти и местного самоуправления предстоит огромная и очень интересная работа по развитию профессионального уровня государственных и муниципальных служащих. Ведь получаемые нашими слушателями профессиональные компетенции помогают эффективно и результативно решать сложные задачи по повышению качества жизни всех жителей нашей страны.