О секретах красоты советских женщин ходили легенды. Ну как можно было умудряться оставаться такими привлекательными, не имея доступа, ни к хорошей косметике, ни к брендовой одежде, ни к спа-процедурам и салонам красоты?
Можно сказать, что советские женщины жили в информационном вакууме. И тем не менее, они умудрялись выглядеть не хуже, а то и лучше западных модниц. Сами шили наряды, бегали за обувью по распродажам, крутили локоны на самодельные бигуди и доставали по большому блату польскую косметику.
Ну а вместо салонов красоты у советских женщин были парикмахерские, возможности которых варьировались от региона к региону. Например, в крупных городах парикмахерские могли занимать цокольный либо первый этаж какого-нибудь здания в центре.
Они были красиво оформлены, мастера там строго делились на мужских и женских. Соответственно и залы были мужской и женский.
Так было более комфортно и клиенткам, и клиентам. Женщины могли смело подставлять свои брови и ресницы под черную краску, делать химическую завивку и укладку, а также горделиво восседать под сушуаром. Там были и модные журналы в наличии, и возможность отвлечься от бытовых проблем.
Тем не менее, в городских парикмахерских были почти такие же цены, как в деревнях. А все потому, что министерства в плановой экономике заставляли подчиненных строго блюсти тарифы. Сами мастера ходили в специальных халатах и были больше похожи на столовских работниц, однако все они имели золотые руки.
К хорошему мастеру и запись была на неделю вперед. А еще в городах делали сложные укладки, которые подсматривали у кинозвезд или певиц. Многие клиентки просили сделать прическу сначала как у Орловой, а позже – как у Мирей Матьё или Брижит Бардо.
В хороших парикмахерских были возможности сделать маникюр, педикюр или получить на голову порцию настоящего лака для волос.
Мужчинам везло не только подстричься, но и красиво оформить усы, привести вы порядок брови, надушиться хорошим одеколоном. Если же клиенты ходили к одним и тем же мастерам, во время процедур они часами могли сплетничать об общих знакомых.
На периферии дела с парикмахерскими обстояли чуть хуже, но желающих сходить на перманентную завивку или выщипать брови было не меньше. На селе парикмахерские обычно занимали менее гламурное место.
Это могла быть комнатушка в подвальчике двухэтажки или в специальном пристройке к многоквартирному дому. Да и сейчас многие «салоны красоты» на периферии располагаются в таких местах. Разве что возможностей и ресурсов у мастеров стало побольше. Да цены на услуги в разы выше.
Ну а в советское время парикмахер-универсал брал за стрижку всего 40 копеек. Вот почему желающих лишний раз сходить в «салон» было хоть отбавляй. В селах, как правило, не было разделения на женского и мужского мастера. Парикмахер умел все.
Именно поэтому и стрижки в провинциальных парикмахерских выглядели более «топорно». Если женщине из села хотелось сохранить свои волосы и нервы, она заранее записывалась к городскому мастеру, которого находила по рекомендации подруг и знакомых.
Однако и в селах, и в городах салонам зачастую, не хватало продуктов красоты. Поэтому вместо лака на голову наносили пиво и сахарный раствор, а вместо бигуди использовали обычные тряпочки на резинках. Конечно, не хотелось, чтобы все это колдовство видели мужчины. Ну, и посплетничать, опять же, тоже хотелось.
С получки или с аванса модницы могли себе позволить раскошелиться, оставив в парикмахерской аж 5 рублей. В комплекс услуг входила, модельная стрижка, покраска бровей, химическая завивка, укладка.
Ну а если хотелось сэкономить, колдовали над своими прическами дома. И тут уже, как говорится, голь на выдумку богата.
Помимо вышеупомянутых пива и сахарного раствора, для придания прическе объема использовали мелкий гребешок для начеса, различные тканевые подкладки, шиньоны и даже стеклянные банки для прически бабетта. Чтобы распрямить волосы, пользовались обычным утюгом. А для покраски использовали перекись водорода, хну или басму.