Сегодня мы покажем заброшенную недостроенную станцию метро "Заречная" так и не построенного Омского метрополитена, строительство которой прекратилось в 2014 г. из за отказа от дальнейших планов продолжения постройки Омского метро, после чего работы на всех его участках были свёрнуты.
Но для начала как обычно немного истории:
В связи с большой протяжённостью города Омск вдоль реки Иртыш и малой пропускной способности его улиц, ещё в 60-х гг. начались рассуждения о необходимости строительства метро, на которое даже были выделены первые средства, но тогда решением Советом Министров РСФСР от 1970 г. планы изменили в пользу скоростного городского трамвая.
Но когда население города достигло 1 000 000 человек, снова вернулись к планам строительства метро и московским институтом "Гипрокоммундортранс" был разработан проект генеральной схемы развития линий будущего метрополитена.
Так в соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов в марте 81 г. специалистами ОАО "ОмскТИСИЗ" начались изыскательные работы по технико-экономическому обоснованию первой очереди метро, но специалистами московского института "Метрогипротранс" в подготовленные в 1984 г. планы развития метрополитенов до 2000 г. этот проект изначально включен всё же не был. Тем не менее ЦК КПСС всё же удалось настоять на включении в планы XII пятилетки строительство метро в Омске.
В 1986 г. Госстрой и Госплан СССР утвердили начало строительства на 1990 г. первой очереди метрополитена в виде Октябрьской линии от станции "Машиностроителей" (Рабочая) до станции "Левобережная" (Заречная) и электродепо, а в перспективе планировалась к постройке сеть из ещё двух линий - Первомайской и Кировской.
Так первая линия метрополитена должна была быть протяжённостью 12 300 метров и включать в себя 8 станций мелкого заложения со 102-метровыми платформами под пятивагонные составы, а расчётный суточный пассажиропоток к 1996 г. должен был составить более 190 000 пассажиров.
Но снова всё пошло не по плану и в 1989 г. финансирование строительства было приостановлено и возобновилось лишь после смены власти по поручению Совмина Российской Федерации в 1991 г. Спустя два года снова утвердили проект первой очереди первой линии протяжённостью 6 760 метров от станции "Маршала Жукова" до станции "Рабочей" и 24 февраля 1993 г. была забита первая свая на опоре будущего метромоста через реку Иртыш.
И снова всё пошло не по плану из за начавшегося кризиса 1990-х гг. Снова постоянно менялись даты и планы, урезалось финансирование, от чего-то приходилось отказываться вовсе. Неспешно к 2003 г. был пройден первый перегонный тоннель, спустя ещё пару лет была достроена и законсервирована станция "Туполевская", в 2005 г. наконец открыто автомобильное движение по совмещённому метромосту "60-летия Победы" и началась проходка новых тоннелей при помощи тоннелепроходческого комплекса ТПМК КТ-5,6 Б2.
Но снова всё пошло не по плану и 27 мая 2008 г. проходческий щит, пройдя 888 метров левого перегонного тоннеля от станции "Кристалл" в сторону станции "Заречная" в результате аварийного разрыва водовода Омскводоканала был затоплен, а потом начался новый экономический кризис и строительство других объектов метрополитена снова было приостановлено.
В 2010 г. специалистами генерального подрядчика строительства Омского метро НПО "Мостовик" был разработан проект облегчённого метро с укороченными станциями длиной всего 60 метров и без вторых вестибюлей, но добавив к проекту новую пересадочную станцию "Торговый центр" с заделом на будущее, а спустя год строительство перегонных тоннелей продолжилось при помощи нового ТПМК Lovat RME238SE. Тогда достроенная станция "Библиотека им. Пушкина" была открыта в качестве подземного перехода для пешеходов.
Но снова всё пошло не по плану и в 2013 г. новый проходческий щит был спешно демонтирован и отправлен в Москву для нужд строительства главного метрополитена страны, а спустя год во время пересчёта выделяемых средств, выяснилось что для завершения строительства необходима неподъёмная для регионального бюджета сумма в 24 миллиарда рублей без учёта цены подвижных составов. Тогда было выдвинуто предложение соединить построенные участки с общей трамвайной линией, но и этим планам сбыться было не суждено, а к концу года было принято решение о консервации всех строительных площадок и объектов Омского метрополитена.
А простояв ещё десяток лет тна консервации и постепенно затопляясь грунтовыми водами, от планов продолжения строительства отказались полностью и затопили оставшиеся участки на так называемую "мокрую консервацию". На этом история строительства метро в Омске закончилось.
Ну а мы, посещая Омск, совершенно случайно оказались рядом с одной из законсервированных площадок в одном из кафе и видя рядом на карте недостроенную станцию "Заречная", просто не могли не заглянуть туда и не посмотреть что там осталось на тот момент, напросившись у охраны глянуть на это строительство хотя бы краем глаза с одной стороны.
Строительство этой односводчатой промежуточной станции котлованным способом началось силами НПО "Мостовик" 16 февраля 2005 г., а открыться она должна была в 2016 г. в составе первого пускового участка.
Шпунтовое крепление 200-метрового котлована было завершено в 2008 г., а со стороны первого вестибюля начались работы по бетонированию будущих помещений вентиляционной камеры и блока трансформаторной подстанции.
Летом 2012 г. при помощи ТПМК Lovat RME238SE к станции был подведён правый перегонный тоннель, а осенью щит развернули и он начал проходку левого перегонного тоннеля в сторону станции "Кристалл".
Теперь это длинный затопленный котлован с начатками конструкций станции.
Рельсы от мостового краны, который виднеется с другой стороны площадки.
Лестницы в никуда.
В торце котлована находились помещения технического блока и выходы перегонных тоннелей, которые были затоплены и замурованы.
В 2014 г. на станции был залит лоток и установлена передвижная сборная опалубка для бетонирования свода будущей станции.
Которая осталась стоять посреди воды.
К самому крану нам подойти поближе не получилось т.к. местная охрана нас не пустила к нему.
Ну и раз уж мы оказались здесь, то давайте пройдёмся по поверхности к реке, где у дороги возвышаются вентиляционные киоски перегонного тоннеля от станции до совмещённого метромоста.
Совмещённый автомобильный и метромост имени "60-летия Победы" длиной 648 метров.
Его начали строить 24 февраля 1993 г., а автомобильное движение было открыто по нему 18 октября 2005 г.
А внутри металлического короба моста должны были двигаться метросоставы.
В начале моста был построен павильон с аварийными выходами из тоннеля.
Здесь мы встретили выходивших из павильона рабочих, которые занимались остаточной консервацией и установкой охранной системы моста, а пообщавшись с ними, узнали что рядом есть ещё одна недостроенная станция "Кристалл", после чего отправились туда.
А это бывший ствол из бетонных тюбингов, ведущий в тоннель, который был законсервирован после завершения строительных работ.
А вот и недостроенная станция "Кристалл", которая изначально должна была называться "Бульвар Архитекторов". Её начали строить в 2007 г., а 1 февраля 2013 г. была завершена проходка перегонных тоннелей к ней и осенью закончилась разработка котлована будущей станции, а в 2014 г. все работы также были остановлены.
Но к сожалению на эту станцию мы смогли посмотреть лишь через забор, т.к. её охрана оказалась менее приветливой.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.