Найти тему
Дестрой

Заброшенная недостроенная станция метро "Заречная" так и не построенного Омского метрополитена

Сегодня мы покажем заброшенную недостроенную станцию метро "Заречная" так и не построенного Омского метрополитена, строительство которой прекратилось в 2014 г. из за отказа от дальнейших планов продолжения постройки Омского метро, после чего работы на всех его участках были свёрнуты.

-2

Но для начала как обычно немного истории:

В связи с большой протяжённостью города Омск вдоль реки Иртыш и малой пропускной способности его улиц, ещё в 60-х гг. начались рассуждения о необходимости строительства метро, на которое даже были выделены первые средства, но тогда решением Советом Министров РСФСР от 1970 г. планы изменили в пользу скоростного городского трамвая.

Но когда население города достигло 1 000 000 человек, снова вернулись к планам строительства метро и московским институтом "Гипрокоммундортранс" был разработан проект генеральной схемы развития линий будущего метрополитена.

Так в соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов в марте 81 г. специалистами ОАО "ОмскТИСИЗ" начались изыскательные работы по технико-экономическому обоснованию первой очереди метро, но специалистами московского института "Метрогипротранс" в подготовленные в 1984 г. планы развития метрополитенов до 2000 г. этот проект изначально включен всё же не был. Тем не менее ЦК КПСС всё же удалось настоять на включении в планы XII пятилетки строительство метро в Омске.

В 1986 г. Госстрой и Госплан СССР утвердили начало строительства на 1990 г. первой очереди метрополитена в виде Октябрьской линии от станции "Машиностроителей" (Рабочая) до станции "Левобережная" (Заречная) и электродепо, а в перспективе планировалась к постройке сеть из ещё двух линий - Первомайской и Кировской.

Так первая линия метрополитена должна была быть протяжённостью 12 300 метров и включать в себя 8 станций мелкого заложения со 102-метровыми платформами под пятивагонные составы, а расчётный суточный пассажиропоток к 1996 г. должен был составить более 190 000 пассажиров.

Но снова всё пошло не по плану и в 1989 г. финансирование строительства было приостановлено и возобновилось лишь после смены власти по поручению Совмина Российской Федерации в 1991 г. Спустя два года снова утвердили проект первой очереди первой линии протяжённостью 6 760 метров от станции "Маршала Жукова" до станции "Рабочей" и 24 февраля 1993 г. была забита первая свая на опоре будущего метромоста через реку Иртыш.

И снова всё пошло не по плану из за начавшегося кризиса 1990-х гг. Снова постоянно менялись даты и планы, урезалось финансирование, от чего-то приходилось отказываться вовсе. Неспешно к 2003 г. был пройден первый перегонный тоннель, спустя ещё пару лет была достроена и законсервирована станция "Туполевская", в 2005 г. наконец открыто автомобильное движение по совмещённому метромосту "60-летия Победы" и началась проходка новых тоннелей при помощи тоннелепроходческого комплекса ТПМК КТ-5,6 Б2.

Но снова всё пошло не по плану и 27 мая 2008 г. проходческий щит, пройдя 888 метров левого перегонного тоннеля от станции "Кристалл" в сторону станции "Заречная" в результате аварийного разрыва водовода Омскводоканала был затоплен, а потом начался новый экономический кризис и строительство других объектов метрополитена снова было приостановлено.

В 2010 г. специалистами генерального подрядчика строительства Омского метро НПО "Мостовик" был разработан проект облегчённого метро с укороченными станциями длиной всего 60 метров и без вторых вестибюлей, но добавив к проекту новую пересадочную станцию "Торговый центр" с заделом на будущее, а спустя год строительство перегонных тоннелей продолжилось при помощи нового ТПМК Lovat RME238SE. Тогда достроенная станция "Библиотека им. Пушкина" была открыта в качестве подземного перехода для пешеходов.

Но снова всё пошло не по плану и в 2013 г. новый проходческий щит был спешно демонтирован и отправлен в Москву для нужд строительства главного метрополитена страны, а спустя год во время пересчёта выделяемых средств, выяснилось что для завершения строительства необходима неподъёмная для регионального бюджета сумма в 24 миллиарда рублей без учёта цены подвижных составов. Тогда было выдвинуто предложение соединить построенные участки с общей трамвайной линией, но и этим планам сбыться было не суждено, а к концу года было принято решение о консервации всех строительных площадок и объектов Омского метрополитена.

А простояв ещё десяток лет тна консервации и постепенно затопляясь грунтовыми водами, от планов продолжения строительства отказались полностью и затопили оставшиеся участки на так называемую "мокрую консервацию". На этом история строительства метро в Омске закончилось.

-3

Ну а мы, посещая Омск, совершенно случайно оказались рядом с одной из законсервированных площадок в одном из кафе и видя рядом на карте недостроенную станцию "Заречная", просто не могли не заглянуть туда и не посмотреть что там осталось на тот момент, напросившись у охраны глянуть на это строительство хотя бы краем глаза с одной стороны.

-4

Строительство этой односводчатой промежуточной станции котлованным способом началось силами НПО "Мостовик" 16 февраля 2005 г., а открыться она должна была в 2016 г. в составе первого пускового участка.

-5

Шпунтовое крепление 200-метрового котлована было завершено в 2008 г., а со стороны первого вестибюля начались работы по бетонированию будущих помещений вентиляционной камеры и блока трансформаторной подстанции.

-6

Летом 2012 г. при помощи ТПМК Lovat RME238SE к станции был подведён правый перегонный тоннель, а осенью щит развернули и он начал проходку левого перегонного тоннеля в сторону станции "Кристалл".

-7

Теперь это длинный затопленный котлован с начатками конструкций станции.

-8

Рельсы от мостового краны, который виднеется с другой стороны площадки.

-9

Лестницы в никуда.

-10

В торце котлована находились помещения технического блока и выходы перегонных тоннелей, которые были затоплены и замурованы.

-11
-12

В 2014 г. на станции был залит лоток и установлена передвижная сборная опалубка для бетонирования свода будущей станции.

-13

Которая осталась стоять посреди воды.

-14
-15
-16

К самому крану нам подойти поближе не получилось т.к. местная охрана нас не пустила к нему.

-17

Ну и раз уж мы оказались здесь, то давайте пройдёмся по поверхности к реке, где у дороги возвышаются вентиляционные киоски перегонного тоннеля от станции до совмещённого метромоста.

-18

Совмещённый автомобильный и метромост имени "60-летия Победы" длиной 648 метров.

-19

Его начали строить 24 февраля 1993 г., а автомобильное движение было открыто по нему 18 октября 2005 г.

-20

А внутри металлического короба моста должны были двигаться метросоставы.

-21

В начале моста был построен павильон с аварийными выходами из тоннеля.

Здесь мы встретили выходивших из павильона рабочих, которые занимались остаточной консервацией и установкой охранной системы моста, а пообщавшись с ними, узнали что рядом есть ещё одна недостроенная станция "Кристалл", после чего отправились туда.

-22

А это бывший ствол из бетонных тюбингов, ведущий в тоннель, который был законсервирован после завершения строительных работ.

-23

А вот и недостроенная станция "Кристалл", которая изначально должна была называться "Бульвар Архитекторов". Её начали строить в 2007 г., а 1 февраля 2013 г. была завершена проходка перегонных тоннелей к ней и осенью закончилась разработка котлована будущей станции, а в 2014 г. все работы также были остановлены.

Но к сожалению на эту станцию мы смогли посмотреть лишь через забор, т.к. её охрана оказалась менее приветливой.

-24

Так что на этом всё.

-25

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.