Найти тему
Дорогою Добра

Как жили коты в Византии? Какие сюжеты можно встретить в византийской литературе X-XII веков?

#Историякотиков_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Историякотиков@dighistory
Об этом и многом другом, в самом замурчательном цикле «Цифровой истории» «История котиков». Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие серии!

«Война котов и мышей» и другие кошачьи истории Византии


История Византии в Средние века – это история богатейшей империи, на которую долгое время равнялись европейские и азиатские державы. Византия с Константинополем (он же Царьград) своими несметными богатствами на протяжении столетий привлекала внимание алчных завоевателей от славян и авар до крестоносцев и турок. Богатства же Византии и ее могущество зиждились в первую очередь на отлаженной системе сельского хозяйства и торговли. В нашем цикле «Войны Юстиниана» мы затрагивали вопрос о снабжении империи ромеев зерном из Египта и рыбой из Крыма. Тонны продовольственных грузов ежедневно прибывали в ромейские города, размещались в амбарах и на складах. Без котов, которые сдерживали рост популяции крыс и мышей было, разумеется, не обойтись. Коты в Византии на протяжении всей своей истории жили весьма вольготно, заполняя собою дома простых людей и императоров и даже страницы рукописей.

Византийцы были ценителями и заядлыми коллекционерами самых разных животных. Особенно ромеи увлекались скачками на колесницах, запряженных лошадьми. Состязания на ипподроме, который называли также цирком, в Константинополе привлекали внимание сотен тысяч жителей империи. Ромеи болели за разные команды, каждая из которых использовала в качестве опознавательного знака одежду определенных цветов (синюю, зеленую, красную и белую). Взаимоотношения между болельщиками со временем превратились в противостояние «партий цирка», которое определяло саму политику империи. А однажды очередные скачки закончились одним из самых страшных восстаний за всю историю империи, Восстанием Ника, которое чуть не стоило императору Юстиниану жизни.

Кроме чиновников, заведующих организацией скачек, важную роль при дворе играли управляющие императорским зверинцем в Константинополе. Достаточно вспомнить, что жена самого Юстиниана, царица Феодора, была дочерью такого управляющего. В зверинцах мы встретим самых разных экзотических животных, поставляемых из всех известных тогда земель. Константин IX Мономах гордился, что является обладателем слона, а император Валентиан I пугал послов и челядь двумя гигантскими медведицами, которых держал прямо во дворце. Он нежно называл их Золотой малюткой и Невинностью. Некоторые источники упоминают, что с некоторыми гостями император поступал также как помещик Троекуров из разбойничьего романа Пушкина «Дубровский»: бросал их в небольшое помещение, где голодные медведицы рвались с привязи.

Кошки были любимицами многих императоров и императриц. Так, императрица Зоя (XI век), отличавшаяся весьма крутым характером (по летописцу Пселлу она «потеряла всякое представление о делах и была совершенно испорчена царским безвкусием» и если бы не ее муж, то «многим людям вырвали бы глаза без всякого повода»), пожалуй, искренне любила только свою кошечку по имени Мехлебес, для ублажения которой была учреждена специальная императорская свита. Кстати, телохранителем Зои был знаменитый викинг Харальд Суровый, о котором мы еще вспомним в конце нашего поста.

Образ кошки и ее злейшего врага, мыши, очень популярен в византийской литературе. Эта популярность отражала с одной стороны постоянное беспокойство по поводу нашествия грызунов, с другой стороны надежду на избавление от этой угрозы в лице кошки. Очень часто эти образы используются в назидательных произведениях. Так, Анна Комнина пересказывает популярный в XI веке сюжет про беспокойный навязчивый сон турецкого султана, в котором его преследуют мыши, которые превращаются во львов и наказывают султана за его многочисленные прегрешения. У Христофора из Митилены и Евстафия Фессалоникийского нашествие мышей на дома византийцев есть недобрый знак грядущей расплаты за отсутствие должного религиозного рвения. Кошка же считается с одной стороны избавительницей, с другой стороны также неизбежной расплатой за преступления. Так, в византийской литературе X-XII вв. распространен сюжет про безбожных мышей, которые вломились в церковь, едят просфоры и пьют оливковое масло из светильников. Их шабаш прекращается, когда в церковь вбегает кошка (то, что кошка допускалась в христианские церкви в том числе и для обеспечения сохранности церковных продуктов, мы писали в прошлом посте).

Без кошек не обошелся и выдающийся византийский философ, сатирик и поэт XII века Феодор Продром (Птохопродром). Он решил написать своеобразное продолжение популярной античной пародии на «Илиаду» «Батрахомиомахию» или «Войну лягушек и мышей». Он оставил одних героев, мышей, но заменил лягушек на кошек. Так родился один из самых замечательных образцов византийской литературы «Катомиомахия» или «Война котов и мышей». В ней повествуется о войне мышиного короля Креилла (переводится как Мясолюб) против великой Кошки. Судя по всему, решающее сражение происходит в каком-то амбаре, потому что несчастная Кошка погибает от балки, которая упала ей на голову. Жена Креилла злорадно просит царского посланника:

«Теперь поведай по порядку, в точности
О битве и о смерти кровопивицы..
Желаю, чтобы вестник рассказал сейчас
Толково о сражении и гибели
Врагини лютой и мышегубительной».

Кошки на протяжении всей истории державы ромеев играли значительную роль как в народном хозяйстве, так и в повседневной жизни. Однако в наши дни находятся и те, кто пытается из хорошего отношения ромеев к своим пушистым любимцам сделать далеко идущие выводы, которые приводят к укоренению старых мифов. При строительстве межконтинентальной железной дороги Marmaray в Стамбуле, которое началось в 2004 году рабочие нашли десятки кошачьих захоронений эпохи Византии.

Археологи из Стамбульского университета отметили, что ромейские кошки не имели патологий и умерли от естественных причин, а также предположили, что кошки были завсегдатаями рыбачьих районов византийской столицы. А дальше пошли выводы. В 2021 году стамбульский профессор Алтан Амутак выступил в прессе, причем отдельные положения этого выступления попали и в российские СМИ. Согласно профессору погребения кошек, которые умерли своей смертью, показывают, что византийцы, в отличии от католиков той поры любили и ценили кошек. Ссылаясь на буллу папы Григория IX «Vox in Rama» об истреблении кошек (мы разберем ее в следующих постах) и на том, что средневековые теологи представляли кошек как спутников ведьм, он воспроизводит миф о том, что истребление кошек (если оно вообще было) привело к росту популяции грызунов и к эпидемии чумы в XIV веке. А хорошее отношение византийцев к кошкам профессор объясняет влиянием ислама. Версия профессора, безусловно, не выдерживает критики. Так как массового истребления кошек, не смотря на призывы самого грозного папы (кстати, учредителя инквизиции) не произошло. Чума вспыхнула спустя более чем век после знаменитой буллы. Византийцы долгое время воевали с арабами и сельджуками, а любовь к кошкам унаследовали от римлян. Наконец, хорошее отношение к кошкам не спасло Константинополь от Черной смерти, которая прибыла в него в самом начале эпидемии и уничтожила значительную часть населения.

Вообще же смелые выводы профессора на основе обнаруженных кошачьих захоронений напомнили автору этих строк известный бородатый анекдот про конференцию британских и советских археологов. Итальянские археологи сообщали на ней, что обнаружили при раскопках средневекового Лондона медную проволоку, что, якобы, доказывает, что англичане уже тогда пользовались проводным телеграфом. На это находчивые советские археологи заметили, что при раскопках средневекового Новгорода медную проволоку они не обнаружили, что доказывает, что новгородцы уже в Средние века пользовались беспроводным телеграфом.

Прежде чем закончить наш очень краткий очерк, автор напоминает про кошколюбивую царицу Зою и ее телохранителя из варяжской гвардии Харальда. К сожалению, история не сохранила свидетельств того, гладил ли Харальд прекрасную Мехлебес, но он явно не раз ее видел и мог сравнивать с кошками из его родной Норвегии. Он мог отметить, что кошки Византии меньше своих скандинавских сородичей, более изнежены и избалованы.

В следующий раз мы поговорим о суровых котах суровых викингов, о том, как скандинавские пушистики помогали своим хозяевам в их завоеваниях и походах от Каспия до Северной Америки. Оставайтесь с нами и не забывайте гладить котов!

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев
Текст: Глеб Таргонский

На иллюстрациях:
1. Отдыхающая кошка. Мозаика. Константинополь, 7 в.
2. Кошка охотится. Мозаика. Смирна, 9 в.
3. «Катомиомахия», список 15 в.

Источник:
https://vk.com/wall-144904445_602023