После выхода интервью со мной «А был ли на Руси ордынский гнёт», мне стало понятно, что тема «тёмных веков русского средневековья» (времён, которые как по какой-то диалектической, и не без юмора, закономерности, с начала нового тысячелетия всё чаще стали называть «Эпохой городов») только приоткрывается в наше время. Прежде всего, надо показать: если ига, гнёта не было, а было нечто куда более позитивное, что я обозначил как сотрудничество, то какое наследие оставила после своего распада Золотая Орда в Северной Руси, ставшей Россией? Итак, по порядку.
Первое. Развитие политического устройства в переходе к монархическому строю. Крупнейший английский славист Джон Феннел свою главную книгу о Северной Руси XIII века назвал «Кризис средневековой Руси 1200–1304 годов». Он уловил главное: феодальный кризис на Руси был не из-за Золотой Орды. Наоборот, при Золотой Орде и её «лютом иге» этот кризис на Руси закончился. А начался он ранее, с падением в 1204 году Константинополя (столицы православия) под ударами крестоносцев, введений против Руси торговых санкций Ватикана: запрет на поставки серебра и золота в слитках, оружия, рыцарских коней и кораблей. И связанных с этим процессов: упадком Днепровской торговли плюс тотальным кризисом лествичной наследной системы у князей Руси. (От старшего брата к младшему и потом к их детям, что вело к хаосу и семейным войнам за престол.)
Однако при князе Александре Невском и его братьях (Ярославе и Василии) произошёл перелом. Несмотря на войны с монголами и ливонцами, Волго-Балтийская торговля Руси, Орды и немецкой Ганзы стала настолько выгодной её участникам, что к началу 1270-х годов военные действия довольно заметно сократились, уменьшились. Рост торговли и доверительных отношений с соседями из Орды и Немецкой торговой Ганзы, привели к образованию на северо-востоке Руси в землях Великого княжества Владимирского трёх довольно богатых уделов: Переяславля-Залесского, Тверского и Московского. Объединившись к концу княжения младшего из сыновей Александра Невского – Даниила – Московское и Переяславское княжества образовали новое Московское княжество, которое и составило конкуренцию с Тверским, а затем и Литовским княжеством за роль собирателя Русских земель.
Не сразу, но в политической борьбе, в 1330–1450-е годы, от Ивана Калиты до Василия Тёмного, произошёл переход наследования власти в княжестве Московском. От родового (т.е. лествичного) к семейному (от отца к сыну). То есть монархическому. Наиболее оптимальному и конкурентному в то время. И Золотая Орда этому процессу откровенно помогала. Исходя из своих торговых интересов, ей просто выгодно было, чтобы самый сильный русский князь, да кого поддерживает митрополит РПЦ и торговый Новгород, был Великим Князем Русским. Так торговля спокойней идёт. Ханы, как правило, не ставили гамбиты сильным, и Россия объединилась весьма быстро. Одновременно с Англией и Францией. А вот Германия и Италия опоздали и кашу сию за века не расхлебали. И это при том, что в XIII веке «кризис средневековой Руси» был на фоне отсталой политической (листвичной) системы и низкой плотности населения на больших лесных пространствах. Мы бы без ордынской лояльности (по их шкурным, повторим, интересам) могли бы в разных «Алых-Белых розах» столетиями разоряться. Т.о. мы получили здоровый монархизм, и соборный. Когда новая династия выбиралась всеми сословиями. А крестьяне считались гражданами, в отличие от чумазой Европы.
Второе. Русские переняли из Ясы Чингисхана Постулат о равенстве всех людей перед законом. Хан когда-то говорил: «Я хочу, чтобы дева одна с золотом в руках могла без страха ходить по моей державе». Реально воплотить сие, да в те века, было нереально. Но русский крестьянин (или община) имели реальное право на суд, им пользовались даже против всесильного Аракчеева. А в Польше пан мог безнаказанно зарубить крепостного саблей. Отсюда же следовало более человечное отношение к народам империи. Уж если закон для всех, значит все – люди. Известны случаи, что казаки, собирая ясак, ещё и прикупали у тунгусов соболей. За 4 шкурки давали железный топор. Уже не бусы. Только потом обе стороны ещё и репы чесали смущённо. Казаки: «А не обманываем ли мы этих людей? А? За 4(!) соболя даём всего один топор!» Тунгусы: «А не слишком ли мы хитрим перед этими русскими? Даём всего 4 соболя за добротный железный топор!» Это ведь классика жанра при взаимовыгодной торговле. По крайней мере, в нашей державе людям не впаривали стеклянные погремушки. И тем более никому не могла прийти в голову мысль, запечатленная в договоре, где честные лорды обязуются «поставить славному Губернатору Рио-де-Жанейро не позднее 1 октября 10 000 тонн… НЕГРОВ»(!!!) Зато наши братья башкиры, тунгусы, якуты не подводили страну ни в 1612, ни в 1812, ни в 1941 годах. Да и сейчас бесстрашно воюют против нацистов бандеровцев и всего НАТО. Ведь они защищали и защищают своё государство.
Третье. Не менее важно, что от Золотой Орды мы сами переняли не только весьма важные и эффективные тогда принципы государственного строения и военных технологий и тактик, дополненные своим началом: земства, выборные всем миром целовальники, стрельцы-егеря, которые и от мамлюков, и от янычар отличались свободой своего происхождения и качественно лучшей подготовкой. Но и более ясный, незамыленный взгляд на мир. Мы теперь оказались способны посмотреть на события и под западным, и под восточным углом зрения.
Окончание здесь Автор: Шляхторов Алексей
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга Алексея Шляхторова здесь