Найти в Дзене

История любви принцессы Елены Сербской и великого князя Иоанна Константиновича и откуда в ней американский актёр

Осенью 1910 года в Сербии неожиданно грянул кризис- престолонаследник Александр I Караджорджевич был на грани смерти, врачи не гарантировали его выздоровления. Тогда было решено обратиться к русскому двору с просьбой о том, что в случае смерти Александра, на престол взошел бы кто-то из великих князей, но российская сторона не согласилась. Престолонаследник выздоровел, но стало понятно, что нужно придумать что-то на случай нового кризиса. Тогда было решено выдать сестру Александра, Елену, дочь Петра I, за кого-то из князей Романовых. Выбор пал на Иоанна Константиновича, правнука царя Николая I, принадлежавшего к ветви династии Романовых, именовавшейся Константиновичами. В июне 1911 года, когда Елена гостила у своей тети в Милане, пара заявила о своей помолвке. А с 3 по 9 августа того же года, Иоанн Константинович и Елена находились в Сербии, где великий князь каждый день обедал во дворце с будущим тестем, посещал Манасию и Любичево и знакомился с сербской армией. Вместе с отцом и бра

Осенью 1910 года в Сербии неожиданно грянул кризис- престолонаследник Александр I Караджорджевич был на грани смерти, врачи не гарантировали его выздоровления. Тогда было решено обратиться к русскому двору с просьбой о том, что в случае смерти Александра, на престол взошел бы кто-то из великих князей, но российская сторона не согласилась. Престолонаследник выздоровел, но стало понятно, что нужно придумать что-то на случай нового кризиса.

Тогда было решено выдать сестру Александра, Елену, дочь Петра I, за кого-то из князей Романовых. Выбор пал на Иоанна Константиновича, правнука царя Николая I, принадлежавшего к ветви династии Романовых, именовавшейся Константиновичами.

-2

В июне 1911 года, когда Елена гостила у своей тети в Милане, пара заявила о своей помолвке. А с 3 по 9 августа того же года, Иоанн Константинович и Елена находились в Сербии, где великий князь каждый день обедал во дворце с будущим тестем, посещал Манасию и Любичево и знакомился с сербской армией.

Вместе с отцом и братом Елена поехала в Санкт-Петербург, где 21 августа состоялась её свадьба. Надо сказать, что несмотря на то, что этот союз должен был стать браком по расчёту, молодожёны были влюблены друг в друга. До встречи с Еленой Иоанн Константинович хотел посвятить себя духовной карьере, даже для своей религиозной семьи он имел невероятную тягу к церкви. Но встреча с сербской принцессой изменила его жизнь.

-3

Для самой Елены эта встреча тоже стала настоящим подарком - сохранились её письма к жениху, на сиреневой бумаге, которые были написаны не самым лучшим русским языком, но каждая строчка в них дышит любовью и нежностью к будущему супругу.

В день свадьбы князь Иоанн сиял от счастья, а Елена, которую обожали за её прекрасное чувство юмора, очень быстро очаровала всех вокруг себя. Скоро Елена сблизилась с княгиней Ольгой, дочерью Николая II, они стали настоящими подругами.

Только началась счастливая семейная жизнь сербско-русской пары, как Сербия вступила в Балканскую войну. Елена, как настоящая сербка, не могла следить за этими событиями издалека, и вернулась в свою страну как сестра милосердия вместе с медицинским отрядом, средства на который собрал лично свёкор.

В Белград Елена вернулась в октябре 1912 года. Она повсюду ездила вместе за своим отцом, Петром I, сопровождая его в поездках по стране - солдаты, видевшие медицинский отряд прямиком из царской России, чувствовали дополнительные силы и надежду, что связь Сербии и России нерушима.

Вернувшись, Елена отправилась учиться на специальный курс в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга, который оставила из-за рождения сына Всеволода, ставшего последним потомком династии Романовых мужского пола, родившемся на русской земле.

Когда началась Первая мировая война, князь Иоанн с братьями ушёл на фронт, а уже опытная Елена организовала санитарный поезд, склад медицинских материалов и петербургский приют для бездомных, и сама отправившись на фронт. А в 1915 году Елена рожает дочь Екатерину, которая умерла в Монтевидео в 2007 году - к Екатерине мы ещё вернёмся в самом конце.

-4

Помимо помощи больным и раненым, Елена Петровна Сербская, как её тогда называли, помогала сербским беженцам, нищим и семьям погибших. По просьбе своего отца в начале 1917 года она посетила места на юге России, где было больше всего сербских беженцев, чтобы помочь им.

В 1918 году, вместе с приходом к власти большевиков, князь вместе с братьями был выслан из Петрограда в Вятку, затем в Екатеринбург, и, наконец, в Алапаевск, где жил в заточении два месяца. Несмотря на то, что Елене поначалу ничего не угрожало, как говорят, именно из-за сербского паспорта, она сама пожелала ехать с мужем в ссылку, но ей было отказано. Из-за того, что просьбы Елены об освобождении князя становились всё более громкими, уральские большевики арестовали её в Екатеринбурге. Ночью с 17 на 18 июля Иоанна Константиновича и его братьев сбросили в шахту под Алапаевском и забросали гранатами.

Для вызволения Елены Петровны в дело вмешалось сербское посольство и сперва шведские дипломаты, которые уверяли, что готовы принять в Швеции принцессу и её детей, а потом и норвежские послы - свекровь Елены Сербской уже находилась в Норвегии с её детьми. 2 декабря 1918 года Президиум ВЦИК принял решение передать Елену норвежскому посольству.

После освобождения Елена Петровна уехала в Стокгольм, где воссоединилась с детьми, а потом увезла их в Сербию, где они прожили некоторое время, но сменили Сербию на Францию, а потом и на Англию, чтобы сын и дочь могли получить хорошее образование.

Существуют разные мнения о том, почему дети принцессы и князя Иоанна Константиновича никогда не учили русский язык. Одни уверяют, что Елена Петровна возненавидела Россию после всего пережитого, другие говорят, что это легенда далёкая от истины, и образ жизни семьи в Европе не предполагал знаний русского.

Как бы то ни было, Елена продолжала помогать русским эмигрантам и бывшим однополчанам своего мужа, несмотря на очень скромный образ жизни, который она сама вела. Елену Петровну похоронили на русском кладбище в Ницце в 1962 году.

Возвращаясь к детям, потомкам сербской и русской династии - Всеволод Иоаннович всю жизнь сокрушался, что ни слова не знает по-русски. Он был трижды женат.

-5

Его первый брак, несмотря на "романовский снобизм" о котором шутили родственники, стал морганатическим - невеста Мэри Лигон была девушкой гораздо более низкого положения, чем жених. Кроме того, она была на 4 года старше, а в Лондоне имела весьма сомнительную репутацию. Елена Петровна была категорически против брака, но Всеволод всё же сумел добиться её согласия, брак был также признан главой Дома Романовых в изгнании - великим князем Владимиром Кирилловичем. Супруги прожили в браке почти 17 лет. Детей у Всеволода Иоанновича ни в одном браке не появилось.

Екатерина Иоанновна, как и её брат, получила блестящее образование, но русского языка тоже не знала. В 1937 году она вышла замуж за итальянского дипломата маркиза Руджеро Фараче ди Виллафореста, и уехала жить в Рим. Перед вступлением в брак княжна отреклась от прав на престол.

-6

В Риме у супругов родилось трое детей - дочери Николетта и Фьямметта, а затем сын, которого в честь дедушки назвали Иоанном, или Джованни, на итальянский манер. В 1945 году супруги разъехались, и Екатерина Иоанновна с детьми уехала в Южную Америку.

Фьямметта Фараче, наполовину итальянка, а на четверть русская и сербка, вышла замуж за уругвайца Виктора Карлоса Арселаса. На случай, если эта фамилия покажется вам знакомой, всё именно так - пара переехала в США, где у них родилось двое детей, один из которых стал актёром и сыграл в популярном сериале "Карточный домик".

-7

У Себастьяна Арселаса получилась интересная родословная. Помимо всех очевидных корней, он является потомком Софии Ганноверской и находится в линии наследования Британского престола. Сам Себастьян помнит о своих русских корнях, хотя и скромно умалчивает о том, что его кровь - самого голубого цвета, но по-русски, как и многие предыдущие поколения его семьи, не говорит.