Какое милое лицо! Какие сияющие глаза! Сколько женственности! Но природе показалось этого мало. Она наделила эту женщину необыкновенно-нежным поэтическим талантом. Какие простые и, в то же время пронзительные стихи! Голос поэзии настолько тих, что порой только музыка доносит её до нашего слуха. Так и с поэзией Вероники Тушновой. Большинство людей услышали её стихи только в песнях "А знаешь, всё ещё будет...", "Сто часов счастья...", "Не отрекаются любя..." Правда в этой песне не хватает одной строфы:
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
Многие стихи вышли в свет в сопровождении музыки. Спасибо композиторам и исполнителям! Но сколько осталось нечитанных строк в немногочисленных сборниках Вероники и многочисленных рукописях!
Например, стихотворение "Хирург", написанное в 1944 г. и опубликованное в самом первом сборнике "Первая книга". Поэтессе было тогда 34 года.
Н. Л. Чистякову
Порой он был ворчливым оттого, что полшага до старости осталось. Что, верно, часто мучила его нелегкая военная усталость. Но молодой и беспокойный жар его хранил от мыслей одиноких - он столько жизней бережно держал в своих ладонях, умных и широких. И не один, на белый стол ложась, когда терпеть и покоряться надо, узнал почти божественную власть спокойных рук и греющего взгляда. Вдыхал эфир, слабел и, наконец, спеша в лицо неясное вглядеться, припоминал, что, кажется, отец смотрел вот так когда-то в раннем детстве. А тот и в самом деле был отцом и не однажды с жадностью бессонной искал и ждал похожего лицом в молочном свете операционной. Своей тоски ничем не выдал он, никто не знает, как случилось это,- в какое утро был он извещен о смерти сына под Одессой где-то... Не в то ли утро, с ветром и пургой, когда, немного бледный и усталый, он паренька с раздробленной ногой сынком назвал, совсем не по уставу. ("Хирург" Вероника Тушнова).
Вероника была из интеллигентной обеспеченной семьи. Родилась она в Казани 27 марта 1911 г. С детства писала стихи. Ещё в школе её учитель литературы заметил в ученице литературный талант.
У Вероники был строгий, деспотичный отец, профессор Казанского ветеринарного института. Он настоял на обучении дочери в медицинском институте, а потом и в аспирантуре. В 27 лет (в 1938 г.) Вероника Тушнова вышла замуж за коллегу и родила дочь. Прожили не долго. Развелись.
В 1941 году творчество всё-таки взяло верх и Вероника поступила в Литературный институт!.. Но... война.
Её называли "Доктор с тетрадкой". Из этой тетрадки некоторые стихи и короткие рассказы перекочевали в дебютный сборник.
Но лирика в те годы не приветствовалась. В ней не было призывов к борьбе и победам. А в женских страданиях о несчастной любви не было никакого патриотизма. И даже о войне слишком просто, буднично, камерно, в виде летописи:
...Горячий мрак, и бормотанье
вполголоса... И только раз
до корня вздрагивает зданье,
и кто-то шепотом: «Не в нас».
И вдруг неясно голубой
квадрат в углу, на месте двери:
«Тревога кончилась. Отбой!»
Мы голосу не сразу верим.
Но лестница выводит в сад,
а сад омыт зеленым светом,
и пахнет резедой и летом,
как до войны, как год назад. ("Ночная тревога")
Так просто, до слёз.
Как эта женщина с тонкой поэтической душой переносила ужас бомбёжек, страдания раненых? Всё в тетрадке:
Опять идут измученные люди,
Опять носилки, костыли, бинты,
Страданье, кровь, простреленные груди
И хриплый бред палатной темноты.
(стих. «Октябрь 1941 г.»)
А вот эти строчки, просто на разрыв! Казалось бы всё кончилось. Возвращение домой.
Вот и дом. Но смотрят незнакомо
Стены за порогом дорогим.
Если сердце не узнало дома,
Значит, сердце сделалось другим.
(стих. «Вот и город…»)
В 1958 году, когда Веронике Тушновой было 47 лет (помните "В 40 лет жизнь только начинается) она познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913–1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком.
Это была очень красивая пара! Он был младше её на два года, поэтому Вероника убивали у себя четыре. Даже позже, умирая от рака, просила близких выбить на памятнике год рождения 1915. Не хотела, чтобы он раскрыл её маленькую тайну. Как это поженски! Близкие исполнили её волю. Они встречались в гостиницах, в квартирах у друзей. "100 часов счастья разве этого мало?" Но всё стало известно жене. Встречи прекратились. "Не отрекаются любя..." И Вероника заболела, неизлечимо.
"Я стою у открытой двери,
я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, —
всё равно напиши, прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
от которой спасенья нет,
напиши мне письмо, пожалуйста,
вперёд на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!"
Он навещал её в больнице. За несколько дней до смерти Вероника запретила пускать любимого к ней в больницу. Сил не было приводить себя в порядок. Хотела, чтобы он запомнил её такой, изумительно красивой. 7 июля 1965 г. она ушла из жизни. 7 лет любви.
Только когда её не стало, Александр со всей неизбежность понял безвозвратность потери.
"С горем не в силах справиться,
В голос реву,
Зову.
Нет, ничего не поправится:
Из-под земли не явится,
Разве что не наяву.
Так и живу.
Живу?" Александр Яшин.
Он пережил её на три года. И ушёл из жизни с тем же диагнозом.
Вот такая история любви. Когда её знаешь, по-другому понимаешь стихи Вероники Тушновой. Сегодня в 8 часов я опубликую новую песню на её стихи. Хочу, чтобы Вы их услышали. Называется она "А может быть, останусь жить..."
И мне очень хотелось бы услышать Ваш отклик. Пишите, пожалуйста! И подписывайтесь!
#вероникатушноваисторияжизни
#вероникатушновастихи
#вероникатушновабиография
#леналещенкожизньврифму
#неотрекаютсялюбя