Найти тему

Первый "заговор" против Хрущева.

Хрущев мастер «дворцовых интриг» и главный заговорщик против Берии, к 1955 году значительно укрепил свое влияние в ЦК КПСС. Он использовал любые промахи своих главных конкурентов в борьбе за власть. Еще в ноябре 1954 года на расширенном совещании ЦК он воспользовался выступлением Маленкова, который обрушился с критикой партийного аппарата и обвинил его в «перерождении». Но Хрущев грубо оборвал его и заявил, сорвав аплодисменты, что партийный апппарат является главной опорой Президиума ЦК. До этого, он восстановил практику «синих конвертов» партаппаратчикам, которые отменил Маленков. Хрущев «похоронил» идею Маленкова о мирном сосуществовании двух систем и угрозе гибели мировой цивилизации в результате ядерной войны», а затем мастерски ее присвоил ее в начале 60-х. Похоронил «новый экономический курс» на повышение благосостояния народа путем опережающего развития производства предметов потребления. (гр. «Б»). Публично обвинил Маленкова в тесном сотрудничестве с Берией и его ответственности за фабрикацию «Ленинградского дела» и др. В феврале 1955 года Маленков потерял свой главный пост – Председателя Совета Министров СССР.

Новое обострение отношений внутри Президиума ЦК произошло во время подготовки 20 съезда КПСС, отчетного доклада ЦК, главной частью которого Хрущев считал развенчание культа личности Сталина. Резко против, выступили Молотов В. М., Ворошилов К.Е., Каганович Л.М. и только накануне съезда Хрущеву удалось добиться решения Пленума ЦК о подготовке отдельного доклада по этому вопросу. Хрущев зачитал это доклад на съезде, но побоялся открывать прения по данному вопросу, почувствовав рост просталинских настроений внутри партии. Резкое усиление этих настроений в январе 1957 года так напугало Хрущева, что на приеме в китайском посольстве он произнес речь, в которой назвал И.В.Сталина примером для настоящих коммунистов и высоко оценил его вклад в построение социализма в СССР. Это дало определенные козыри тем, кто предупреждал о том, что критика сталинского культа станет детонатором нежелательных и крайне опасных процессов внутри страны и за рубежом. Но поводом для первой, организованной атаки против Хрущева Президиума ЦК, послужили его «реформаторский зуд» ,попытка отменить отраслевое управление народным хозяйством СССР и передать его республиканским и местным совнархозам.

Уже в мае 1957 года большинство членов Президиума ЦК - В.М. Молотов, Н.А.Булганин, Г. М. Маленков, К. Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, М. З. Сабуров и М.Г. Первухин договорились между собой по ряду ключевых вопросов: 1. упразднить должность первого секретаря ЦК , 2. Хрущева перевести на должность министра сельского хозяйства с сохранением членства в составе Президиума, 3. Суслова перевести Министром культуры СССР 4. Председателя КГБ Серова И.А. отправить в отставку, назначив на его место либо Булганина Н.А., либо Патоличева Н.С. 5. Поднять политический статус маршала Г. К.Жукова, сделав его членом Президиума ЦК.

18 июля на заседании Президиума ЦК, Г. М. Маленков подверг резкой критике деятельность Хрущева и предложил отрешить его от должности Первого секретаря. Казалось, что пришел конец единоличной власти Хрущева. Но «заговорщики" действовали нерешительно, особенно Н.А.Булганин, который и перенес продолжение заседания на следующий день в виду отсутствия трех членов Президиума ЦК – М.А. Суслова, А.И. Микояна и А.И. Кириченко. Кроме того, не удалось склонить на сторону «заговорщиков» Г.К. Жукова.

Но Хрущев и его сторонники - М.А Суслов, Г. К.Жуков, и Е.А.Фурцева, решили не сдаваться. Жуков вообще предложил арестовать всех заговорщиков «без шума и пыли». Но этот вариант был отвергнут Сусловым и Хрущевым.

19 июня заседание Президиума ЦК возобновилось. В защиту Хрущева высказалось только трое – Микоян, Суслов, Кириченко. Пытались поддерживать Хрущева Брежнев, Козлов и Фурцева. Совершенно неожиданно в поддержку большинства выступил секретарь ЦК Д. Т. Шепилов. Голосов полноправных членов Президиума ЦК, наделенных правом не только выступать, но и принимать решения, вполне хватало, чтобы снять Н.С. Хрущева с должности Первого секретаря ЦК и избрать на это пост Молотова В. М. Поэтому Булганин поставил вопрос на голосование и получил искомое большинство в семь голосов. В результате было принято решение: подготовить проект Постановления Президиума ЦК по данному вопросу и принять его утром следующего дня на новом заседании.

Но неожиданно в развитие ситуации вмешалась группа членов ЦК, которых обзвонила Фурцева, и которые явились на заседание без приглашения. Они предъявили подписанных два идентичных документа: «Нам, членам ЦК КПСС, стало известно, что Президиум ЦК непрерывно заседает, нам также известно, что вами обсуждается вопрос о руководстве Центральным комитетом и руководстве Секретариатом. Нельзя скрывать от членов Пленума такие важные для всей нашей партии вопросы. В связи с этим, мы члены ЦК КПСС, просим срочно созвать Пленум ЦК и вынести этот вопрос на обсуждение Пленума. Мы члены ЦК, не можем стоять в стороне от вопросов руководства нашей партии». Первое письмо подписало 48 человек, второе -28 человек. Персональный состав «подписантов» опубликован в книге Е.Ю. Спицина «Хрущевская слякоть».

Группа силовиков, военных членов ЦК - маршалы Жуков, Конев и генерал армии Серов, потребовали срочного созыва Пленума ЦК. Именно их усилиями военно - транспортная авиация срочно доставила в Москву всех членов ЦК.

22 июня открылся внеочередной Пленум ЦК, который продолжался до 29 июня. Предельно жестко на Пленуме выступил Жуков, который с «расстрельными списками» в руках, обвинил «заговорщиков» в чудовищных репрессиях. Хрущев тут же перешел в наступление и превратил Пленум в избиение старейших руководителей партии, обвинив их в фракционности, нарушении единства партии. Всего выступило 85 кандидатов и членов ЦК. Итогом было Постановление Пленума «Об антипартийной группе Маленкова, Кагановича, Молотова» и человека с самой длинной фамилией - «Ипримкнувшегокнимшепилова, которые были выведены из состава ЦК и сняты со всех послов. Хрущев временно «пощадил» Булганина, Сабурова, Первухина, Ворошилова. Хрущев хотел этим жестом скрыть истинный масштаб возникшей ему оппозиции. Но главным итогом была окончательная победа партийного аппарата над государственным.

Следующими жертвами Хрущева в его неуемном стремлении к личной власти стали Жуков Г. К. (октябрь 1957), Н. А. Булганин ( март 1958 г.) И.А.Серов (конец 1958 г.) ,К.Е. Ворошилов (июль 1960 г.). Все члены антипартийной группы были исключены из рядов партии на 22 съезде КПСС .

На 22 съезде было принято решение, которое предопределило и начало политического заката Хрущева. Это решение об обязательной ротации партийных кадров, которые, сохранив власть Хрущеву, возомнили себя «неприкосновенными». Партноменклатура на время затаилась, ожидая своего звездного часа.