В.К. Карраск ученый, конструктор, гражданин
05 марта 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения Владимира Константиновича Карраска (1928—2004) — конструктор ракетно-космической техники, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996), лауреат Ленинской (1967) и Государственной (1985) премий СССР, премии Правительства РФ (1997).
Получив от друзей несколько дней назад напоминание о прошедшем юбилее своего бывшего старшего коллеги, естественно вспомнил все яркие момента совместной работы с ним. Из своих 25 лет работы на космическую сферу и 21 года непосредственно в ведущих космических корпорациях, с Профессором В.К. Карраском проработал всего 8 лет в КБ «Салют» Минобщемаша (ныне ГКНПЦ им. Хруничева «Роскосмоса»). Владимир Константинович был Зам. Генерального конструктора, отвечая за работу ключевого конструкторского направления, мне выпала роль и.о. Зам. Генерального конструктора -руководителя направления космических вооружений и энергетики. Перевелся я в эту известную космическую корпорацию на Программу АнтиСОИ («Звездные войны») по негласной рекомендации Нобелевского лауреата академика А,М. Прохорова, после посещения Генеральным конструктором КБ «Салют» Дмитрием Алексеевичем Полухиным моего подразделения в НПО «Квант», Генеральным конструктором которого был член-корр. АН СССР Н.С. Лидоренко. Программа АнтиСОИ была ответом на Программу США Стратегической Оборонной Инициативы (СОИ) и потребовала адекватной мобилизации научно-технического потенциала страны.
Приемная В.К. Карраска в фирме была на двоих с Зам. Генерального конструктора по науке Профессором Андреем Акимовичем Ивановым (мобилизованным на Программу из Курчатовского Института и утвержденным в Политбюро ЦК КПСС). Поскольку с замом по науке мне приходилось встречаться по работе по нескольку раз в день и мы были друзьями, то естественно, что и с его соседом по приемной встречались не только по производственной необходимости.
Научная и производственная жизнь в крупной космической корпорации всегда насыщенная, а в период разработки глобальной оборонной Программы, особенно. Подразделение, которым мне пришлось руководить, по давнему распределению обязанностей еще со времен академика В.Н. Челомея, выполняло, помимо оборонного заказа, участие в разработке ДОС (долговременных орбитальных станций) совместно с НПО «ЭНЕРГИЯ», из которых на мой период выпало участие в разработке всех модулей ОКС «МИР». Учитывая закрытый характер оборонных разработок, приходится и спустя 35 лет взвешивать каждое написанное слово.
В большой корпорации, разрабатывающей самую современную тему, приходилось взаимодействовать с большим числом интереснейших людей и в руководстве, и в научно-производственной сфере на разных уровнях. О каждом из которых можно рассказать много захватывающе интересного. Возможно, тему продолжу. Но в этой публикации мне хочется отметить роль профессионала и гражданина именно Владимира Константиновича Карраска, поскольку один его гражданский поступок позволил сохранить авторитет фирмы и внести вклад в способность пережить трудные времена экономических преобразований.
Необходимо отметить, что разгром космической сферы начался еще в 1987 году, а сразу на рубеже 80-х -90-х годов с момента, когда первым секретарем Московского горкома КПСС стал Б.Н. Ельцин, этот процесс ускорился Мало кому известно, что Минобщемаш был во многом проводником Бориса Николаевича во власть, а его «наезды» на КБ «Салют» координировала дочь Татьяна. Сегодня нет проблем посмотреть в интернете информацию о судьбе ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» и ОКС «МИР». Разрушение этих проектов очень негативно повлияло на космическую отрасль страны. Об этом хорошо известно не только специалистам…
Однако мало кому известно, что та же судьба ждала и «рабочую лошадь» советской и российской космической сферы. В считанные месяцы после утверждения Б.Н. Ельцина поступило указание сверху закрыть проект «Протон». Основной аргумент - не экологичность ракеты, вследствие использования в качестве топлива гептила, являющего, при высокой теплотворной способности, весьма химически токсичным. Этот недостаток ракеты был известен изначально, однако, этот вид топлива обеспечивал требуемые тактико-технические характеристики носителя. После получения такой директивы руководство КБ «Салют», еще в полной мере не оправившееся от разгрома проекта «Энергия-Буран», в котором фирма была в числе ключевых соисполнителей РКК «Энергия» (вместе с НПО «Молния», НПО «Прогресс», НПО «Энергомаш», …), фактически, было в шоке. В то время КБ «Салют» и Завод им. Хруничева, производящий «Протоны», были юридически отдельными предприятиями. КБ осуществляло научное руководство и конструкторское сопровождение. Руководство КБ было ошеломлено согласием дирекции завода прекратить производство ракеты-носителя.
В это время причина ошеломления была не единственная: в рамках диверсификации на космическое КБ «Салют» была возложена задача разработки комплекса оборудования… для хлебопекарной промышленности. Жесткий контроль за процессом такой «диверсификации» осуществлял известный организатор и патриот Е.Лигачев – второй секретарь ЦК КПСС. Именно его инициировали на такую перестройку. Сказать, что все мы обалдели – значит мало выразить эмоции. Генеральный конструктор КБ, которого новый глава государства сделал основным объектом давления, практически не имел рычагов для защиты «Протона», поскольку в столь же шоковом состоянии находились и руководство Минобщемашем, Оборонный отдел ЦК и Военно-промышленная комиссия.
Автор этой статьи, которого Б.Н. Ельцин не любил еще больше Генерального, договорился о попытке убедить В.К. Карраска включиться в процесс. Дело в том, что Владимир Константинович входил в крыло либералов руководства КБ и они поддерживали команду Б.Н. Ельцина, фактически входили в нее и дружили с Татьяной, дочерью нового Президента РФ. В начале 90-х отношения между либералами и патриотами были еще более ожесточенными, нежели ныне. А автор данных строк, будучи сам либералом по воспитанию в семье, учебе в Академгородке и вообще по жизни, был для фирменных либералов на тот момент красной тряпкой, поскольку числился, по своей функции наведения порядка в оружейно-энергетическом направлении, ястребом.
Владимира Константиновича Карраска автор этих строк не просто уважал как специалиста высочайшей квалификации, но как порядочного высоконравственного человека. И сев перед ним в его рабочем кабинете и глядя ему в глаза, изложил свою аргументацию того действия, к котором коллега должен взять на себя ответственность за спасение ракеты-носителя «Протон», ключевым разработчиком которой Владимир Константинович являлся. Задача и для коллеги была в тот момент очень сложной. Когда аргументация была изложена, он глядя мне в глаза, сказал просто: «Я Вас понял, Олег Николаевич» (мы с ним были на Вы). Ни «да» ни «нет» сказано не было…
Сегодня программа модификаций «Протона» определена до 2025 года, о чем можно прочитать даже в Википедии. Заслуга в продлении важнейшей программы на 35 лет и улучшении экологических характеристик ракеты-носителя принадлежит Профессору В.К. Карраску. Полагаю, что без конструктивного участия Татьяны Борисовны Ельциной не обошлось.
Зачем автор статьи решил к 95-летию замечательного человека, конструктора ракетно-космической техники, гражданина-патриота написать об этом событии. Искать согласие нужно всегда, даже, если ситуация кажется безнадежной. «Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника» — это слова Черчилля. Великий был политик и сложный человек. Особо это актуально именно сейчас, когда необходимо найти решение прекращения военного конфликта в Украине, когда нет согласия между патриотами и либералами в стране, между Западом и Востоком в Планетарном сообществе. Шанс на согласие есть всегда и все войны заканчивались миром, приемлемым для всех участников военных конфликтов…