Найти в Дзене

Завещание Архипа Куинджи. Почему картина «Ночное» стала последней в жизни художника?

Архип Куинджи «Ночное», 1905—1908 гг. 

 

На этой картине изображения тихая летняя ночь под ярким месяцем. Вдоль реки пасутся лошади, неторопливо течет вода, спят пастухи. Полотно навевает спокойствие и умиротворение.

Архип Куинджи считается мастером света и тени. Ночи получались у него особенно хорошо. Есть версия, что художник добавлял в краски некие химические вещества, которые позволяли создать необычные оттенки и придать сюжету сказочности и мистичности. Мастер постоянно экспериментировал с пигментами и воплощал различные техники живописи. 

 

Картину «Ночное» Куинджи писал в последние годы своей жизни. В то время от жил в затворничестве, заперевшись у себя в мастерской и занимаясь только творчеством. На это полотно художник потратил целых три года, но искусствоведы почему-то считают его незаконченным. 

 

По мнению некоторых экспертов, картина «Ночное» стала прощанием мастера и его завещанием. 

 

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал: 

 

«Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство»... » 

 

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, обсуждая картины позднего периода творчества художника: 

 

«Пожалуй, особенно замечательна среди них картина «Ночное» (1905—1908, ГРМ), воспринимаемая сегодня как завещание художника. С неповторимой, присущей только ему чуткостью запечатлел в ней художник таинство предутреннего нарастания света в степных просторах, на берегу покойной широкой реки, где тихо пасётся, ожидая рассвета, табун лошадей». 

 

В настоящее время полотно является частью коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.