712 подписчиков

«Путь Героя»: сила древних мифов приходит на помощь в воспитании

321 прочитал

Вы обращали внимание, что сюжеты классических произведений литературы и кино, мифов и сказок очень часто строятся как будто по одному сценарию? Сравните хотя бы приключения Гарри Поттера и Фродо из «Властелина колец». И это неспроста!

Джозеф Кэмпбелл — исследователь мифологии — известен благодаря своей книге «Тысячеликий герой», которая вдохновила Джорджа Лукаса на создание киносаги «Звёздные войны».

Изучая мифы народов, в том числе сильно разделённых географически — Кэмпбелл, а также ряд его предшественников и последователей, — обнаружили, что все мифы имеют общую структуру сюжета. К какой бы мы ни обратились мифологии, мы найдем все те же схожие конструкции. Эта структура получила название «мономиф Путь Героя».

Путь Героя состоит из 12 этапов, о которых и пойдет речь дальше
Путь Героя состоит из 12 этапов, о которых и пойдет речь дальше

Все мы - Главные Герои своей собственной жизни. А наши дети - Главные Герои своей. Развитие человека в любом возрасте не линейно - оно напоминает танец «шаг вперёд - два назад» и происходит примерно по той же схеме, что и похождения вымышленных персонажей.

Есть периоды накопления ресурса и периоды максимально активных действий, направленных на результат. Есть периоды сомнений и этапы, где особенно нужна поддержка. И это, конечно, не случайно - так устроена и работает наша психика.

Главная задача Пути, особенно в детском и подростковом возрасте - это получение опыта, встреча с самим собой, изучение своих возможностей, интересов и поведенческих моделей. На этой основе строятся все гибкие навыки, и от неё зависит качество и количество жёстких.

«Путь Героя» - это не только что-то большое и великое, Призвание или Дело всей жизни. Это - логика, по которой разворачивается в психике любая инициатива, любой проект, любые действия, отличные от привычных, и любые изменения, требующие нашей активности. Параллельно мы можем проходить десятки Путей, каждый на своей стадии. А за жизнь проходим, наверное, миллионы. Большие Пути требуют, конечно, больше внимания. И есть ещё дорожки, тропинки, по которым пробегаем, почти не оглядываясь по сторонам. Но все они приносят что-то своё в копилку нашего опыта и личной силы.

Стабильность - фаза накопления ресурса

Отправная точка «Пути Героя» - стабильность.

Сначала заряжаем - потом звоним
Сначала заряжаем - потом звоним

Первое, что стоит понять про стабильность и сам Путь — это то, что стабильность не может длиться вечно - зов неизбежен. Если не случится (вы)зов извне - мы создадим его сами. Если не создадим сами - он нас найдёт. Сознательно или подсознательно. Так или иначе. «Долго и счастливо» - иллюзия. Кризисы цикличны - как личные, так и общественные.

Второе - наверное, самое важное - периоды стабильности нужны Героям для накопления ресурса. Телефон сначала заряжаем - потом звоним. Машину - заправляем, потом – едем. А добра молодца сначала накормить-напоить, в баньке попарить - потом спрашивать, куда Путь держит.

Третье - уже прицельно про детей и подростков. Зачастую, им самим, в первую очередь, кажется – что запасы энергии безграничны, сон для слабаков, а окружающие - особенно родители и учителя – бесят специально и адресно лично их.

И тут уже наша родительская задача - научить основам психологической грамотности и самопомощи.

Стабильность может принимать разные формы. Она может быть похожа на идиллию, которую хочется всеми силами продлить и не отпускать. А может быть неким компромиссом между желаниями и возможностями. Может даже никого не устраивать, но в силу инерции сохраняться.

Герой может услышать зов из любой стабильной ситуации - не имеет особого значения, похожа она на ад, с которым «давно пора» что-то сделать или на рай земной - как в детстве, когда всё решают родители, и можно не заморачиваться, или на карточный домик, который наконец достроили, и теперь стараемся дышать очень аккуратно.

Очень важно уметь пополнять запасы своего «топлива» во всех вариантах стабильности. Потому что впереди - Путь.

«Письмо позвало в дорогу» - фаза зова

Путь Героя начинается с «зова». Иногда мы называем его на Вы - и получается «вызов».

Зов или вызов - то, что вызывает отклик
Зов или вызов - то, что вызывает отклик

Как ни назови - зов или вызов возникают на стыке наших внутренних движений души и чего-то внешнего - что-то вызвало интерес, изменилось или перестало устраивать.

Знаменитый кризис З-х лет, который ещё называют «возраст «Я сам» - одно из первых проявлений такого зова. Вроде нет ещё явного смысла бунтовать - родители обеспечивают большинство потребностей и пока не предъявляют особых требований. Но ребёнка перестаёт устраивать, что большая часть активностей принадлежит взрослым - появляется стремление всё попробовать самому и заявить о себе, своей индивидуальности.

И уже в этом возрасте мы видим, как по-разному дети принимают этот зов: кто-то с большим энтузиазмом ко всему, кто-то с опаской, кто-то избирательно.

Дальше - больше. В подростковом возрасте формы и масштабы частенько пугают родителей. Но суть остаётся та же - услышать себя и заявить об этом миру.

Фишки этапа «Зов»

🍊 Зов обязательно будет. Рано или поздно. Так или иначе.

Если в какой-то момент беспокоит, что дитё ничем не интересуется и ничего не хочет, то присмотритесь внимательнее - так ли это? Может, он не интересуется только задачами, которые ставит школа? Но при этом готов с упоением рассказывать о сюжетах анимэ со времени появления этого жанра и задаёт кучу вопросов о курсах акций и основах финансовой грамотности?

🍊 Зову нужно дать место, куда прийти. Его нужно уметь услышать. Иногда наша душа говорит с нами шёпотом.

Поэтому очень важно копить ресурс и заряжать батарейки при любой возможности. Для этого очень важно иметь свободное время. И детям и взрослым. По-настоящему свободное. Ничем не занятое: ни телевизором, ни уроками, ни спортом.

Для ребёнка до 7-8 лет принципиально важен минимум час в день для свободной игры. Подросткам уже можно подкидывать простые медитации и дыхательные практики. Ну и самое главное - не ругать ни себя, ни детей – помнить, как важно иногда «поделать ничего».

Нет, я не сказала «позволять делать ничего 24*7», но выделить кусочек времени и признать важность этого процесса - обязательно!

🍊 Зов нельзя заставить прийти.

Можно усилием воли поставить себе важные или нужные цели. Можно скопировать чужие - под давлением, по приколу или за компанию. И это тоже можно и нужно иногда делать - потому что в процессе можно почувствовать отклик. Но нельзя заставить себя что-то искренне хотеть и вдохновляться, если отклика внутри не случилось.

И да, кстати, нынешнее увлечение «знаками вселенной» - это вовсе не мистицизм и мракобесие. Это - всего лишь простой проективный тест - а на что мы готовы откликнуться?

Механизмы и эффективность проективных тестов вполне себе научно обоснованы и давно широко используются в психологии. И если мы ищем какой-то знак - мы просто чуть шире открываем глаза и другие органы чувств и чуть внимательнее прислушиваемся к себе.

🍊 Зову можно помочь.

Причём сразу двумя путями.

Первый - создавать ребёнку как можно больше вариантов и возможностей, где можно себя попробовать: да-да, то самое «драм-кружок, кружок по фото». Позволить начинать и бросать, возвращаться, снова искать что-то новое, позволить выбирать бездумно, ходить за компанию, в онлайне, в офлайне, в группе и индивидуально - примерить на себя «весь список» - по мере возможностей семьи, конечно же.

Второй - создавать контролируемую фрустрацию. Не все хотелки должны удовлетворяться сразу. Особенно те, что касаются обладания и приобретений.

Курсы по анимации - пожалуйста, а вот крутой граф-планшет - давай, пожалуйста, копи на него, параллельно изучай модели, сравнивай, разбирайся в деталях.

🍊 Зов нужно учиться слушать, а не убивать.

Следующая фаза - если помните - отказ от зова. Т.е. это прям неизбежный этап.

Наш мозг так устроен, что каждый зов он сам проверяет на прочность (ну, иначе он просто разорвётся между ними). Поэтому очень важно создать в семье установку, что во фразе «души прекрасные порывы» - «души» - это НЕ глагол! Даже если эти порывы иногда пугают.

Без возможностей для спонтанного творчества сложно найти себя
Без возможностей для спонтанного творчества сложно найти себя

К сожалению, типичная история нашего времени - сначала мы забиваем детское расписание всеми возможными кружками и секциями, а потом удивляемся, что он ничего не хочет. А у него была вообще-то возможность научиться хотеть, слышать и понимать СВОИ желания и интересы?

И какие модели он видит в семье: насколько родители слышат и уважают свои собственные желания?

Отказ от зова

Каждый день, просыпаясь, мы входим в новый мир, не такой, как вчера. Но, меняясь, мы хотим всё же оставаться собой. И поэтому каждый Зов встречает стадию отказа и сопротивления. Сознательно или неосознанно, слыша Зов, мы спрашиваем себя:

🔎 А мой ли это Зов?

🔎 Из всех многочисленных возможностей я точно хочу реализовать именно эту?

🔎 Готов ли я начать именно сейчас?

🔎 Какие ресурсы мне нужны? Каких не хватает? Как я смогу их пополнять в процессе?

🔎 Не разрушит ли меня эта дорога? Останусь ли я собой, если по ней пойду?

🔎 Какая стабильность мне нужна для того, чтобы спокойно начать эксперимент? Что будет моим «посохом» в пути, на который я смогу опереться?

🔎 Смогу ли я вернуться в исходную точку?

Не ругайте себя или ребёнка за нерешительность.

Этап отказа очень важен - его результатом станет Добрая Воля на изменения и Энергия для реализации Зова и прохождения Пути.

Как помочь услышать Зов и пройти стадию отказа

Вы скажете - ну что такого? Конечно, надо подумать, взвесить: хочу - не хочу, готов - не готов, зачем такие дебри?

Барьеры, страхи и сомнения - закономерная часть пути
Барьеры, страхи и сомнения - закономерная часть пути

Дело в том, что слышать свои желания тоже приходится учиться. Особенно если в раннем детстве нам часто говорят: «Много хочешь - мало получишь» и «Я - последняя буква в алфавите». Очень легко создать установку, что мои желания и интересы не важны.

Разбираться со своими страхами и сомнениями - тоже не врождённое умение. Мало увидеть наличие барьера - они очень разнообразны. Представьте ситуацию выбора, барьеров и сомнений - попробуйте позадавать себе или обсудить - что страшнее в следующих парах:

• Что не получится или что получится?

• Что мне придётся познакомиться и строить отношения с новыми людьми или что станет меньше общих интересов с теми, кого я сейчас считаю друзьями?

• Что мне не хватит сил дойти до конца или что я потрачу время и силы впустую?

Мы, конечно, стараемся научить детей преодолевать трудности. И частенько это встречает отдельную волну сопротивления. Почему?

Как правило - потому что мы предлагаем сразу ответ «в конце учебника», а нужно научить проходить весь процесс: видеть свои страхи и барьеры, различать их, смотреть в них внимательно и с уважением, договариваться с собой, а не бороться!

Иногда возможность выслушать ребенка стоит тысячи полезных советов. Особенно в комплекте с искренней поддержкой и любящими глазами.

Встреча с наставником

Мы обижаемся на детей, что они не слушают наших наставлений и мудрых советов, выстраданных опытом. И одновременно - на своих родителей - за то, что продолжают наставлять и беспокоиться, что мы «покушали и надели шапку».

Обижаться бесполезно - рано или поздно придётся признать, что

• сепарация от родителей жизненно необходима, чтобы ощутить себя самостоятельной личностью и ответить на вопрос «кто я»

• сложно на 100% прислушиваться и следовать рекомендациям, которые даются тем же голосом, что и «ложись спать», «уберись в комнате» и «надень шапку»

Конечно, несмотря на сопротивление деток - мы для них ролевая модель, которая всегда перед глазами.

Но иногда эта модель может восприниматься в обратную сторону: «Я ещё не знаю, чего я хочу, но точно знаю, что не хочу быть таким, как вы, дорогие родители или таким как ты, мама/папа».

Наших моделей всегда недостаточно, поэтому дети будут жадно впитывать и пытаться копировать другие модели и искать себе кумиров вне семьи - просто потому, что так устроена психика. Ребёнку важно научиться видеть шире, чем только семейные модели, сравнивать, обогащать свой опыт, делать осознанный выбор, а не только копировать поведение по привычке - все эти навыки тоже войдут в копилку компетенций и личной силы.

Логически из сказанного вытекает ответ «Что делать?»

🍊 Признать, что родительского авторитета всегда недостаточно, по умолчанию. И что «наставники» появятся, даже если мы этого не хотим. Вопрос в качестве и силе влияния тех, на кого будет равняться юный Герой.

🍊 Стараться строить доверительные отношения с ребёнком - в атмосфере доверия легче поддерживать авторитет и знать, что же в данный момент актуально - где искать внутреннюю мотивацию.

🍊 Создавать окружение - искать и организовывать общение ребёнка с потенциально интересными ему «наставниками».

И следующий вопрос - где брать качественных наставников?

Вы обращали внимание, что сюжеты классических произведений литературы и кино, мифов и сказок очень часто строятся как будто по одному сценарию?-6
«Даже после того, как технология будет доведена до совершенства, обучение по-прежнему будет зависеть от прекрасных отношений между учащимися и преподавателями. ИИ улучшит, но никогда не заменит работу, которую учащиеся и учителя выполняют вместе» - Билл Гейтс в письме «Эпоха ИИ началась», март 2023

Это могут быть друзья родителей - мой сын с огромным удовольствием играет в шахматы с моими коллегами, которые иногда бывают в гостях, когда предоставляется такая возможность. Если у друзей есть дети - обычно общение происходит таким образом, что взрослые общаются со взрослыми, а дети - с детьми. Но в контексте наставничества - было бы полезно организовать какие-то совместные мероприятия - сходить в поход или поиграть в настолки, где дети получили бы возможность пообщаться с родителями других детей - этот дополнительный опыт вполне может стать подсказкой в Пути или спровоцировать какой-то интерес, помочь услышать Зов.

Педагоги в кружках, секциях, тренеры, репетиторы, студии, лагеря, курсы и интенсивы - сейчас огромный выбор и по тематикам и по форматам: длинные и короткие, очно и онлайн - как говорится, на любой вкус и кошелёк.

Заранее сложно предсказать, какой сложится контакт и будет ли новый педагог для ребёнка наставником.

Но важно пробовать и создавать пространство вариантов и поддерживать те занятия, где сложились отношения и есть интерес не только к предмету, но и к преподавателю или к сверстникам в группе.

Отдельно скажу про возраст. Родители воспринимаются как очень далёкое «другое поколение». А бабушки/ дедушки вообще «видели динозавров». Поэтому особую ценность имеет общение со старшими товарищами, которые «не такие старые», как мы.

Моя старшая дочь до сих пор дружит с девушками, одна из которых преподавала ей основы рисунка и живописи - и отчасти, наверняка, способствовала выбору профессии, а вторая - была её няней в средней школе.

Разница в возрасте с обеими около 10 лет.

Консультации психолога - чтобы обратиться за консультацией не обязательно иметь проблему.

Есть режим психотерапии, где решаются сложные вопросы. А есть консультационный режим - где ребёнок может получить поддержку, задать вопросы, узнать что-то новое. В таком режиме можно работать по потребности - консультации могут быть редкими или в принципе 1-2 встреч может быть достаточно, чтобы сориентироваться в ситуации.

Первое испытание

Первое испытание - это порог, прохождение которого помогает дальше увереннее идти вперёд.

Помощь и поддержка очень важны для ребёнка на этом этапе, и приёмы здесь очень простые:

Поддержать в готовности пройти испытание - это может быть какой-то отбор, первые соревнования, публичное выступление и т.п. Для кого-то впервые пойти во что-то новое в любом формате - это испытание.

Важно похвалить, подчеркнуть ценность того, что он решился и принял участие - независимо от результата.

Похвалить за результат, даже если он далёк от идеального - отметить прогресс в сравнении с нулевой точкой (когда ещё даже не пробовал)

Умение ценить разные виды побед очень помогает в укреплении личной силы и внутренней опоры!

Помочь составить дальнейший план действий:

➡ В ситуации, когда испытание пройдено - надо наметить следующую, более высокую цель и укрепить готовность к длинному пути (если речь о системном обучении чему-то, поступлению в школу с отбором и т.п.)

➡ В ситуации, если результат ниже ожиданий - наметить новый путь к цели, может быть, более размеренный или наметить новую цель в другом направлении. И помнить, что у каждого свои Пути и свой темп.

В любом случае при переходе к новым целям потребуется этап оценки контекста - союзников, противников, провокаторов и своих собственных ресурсов.

Социум

Когда Герой всё-таки решается отправиться в Путь/взяться за какое-то Дело - он неизбежно начинает чётко слышать от своего окружения:

🤗 Мы с тобой!

🤨 Зачем тебе это надо! / Это всё ерунда! / Это никому не нужно, опасно, вредно, и вообще скучно

🤡 Вряд ли у тебя получится! / Этот спорт не для всех! / <ирония, сарказм, насмешки>

Противников и провокаторов достаточно вокруг - в семье добавьте ребёнку поддержки в его начинаниях
Противников и провокаторов достаточно вокруг - в семье добавьте ребёнку поддержки в его начинаниях

Что важно:

🍊 Родитель обязан быть союзником (хотя бы один, лучше, конечно, когда оба)

🍊 Герою придётся признать - и родитель может в этом помочь:

• Противники и провокаторы будут всегда, в любых начинаниях

• С союзниками можно сделать больше и веселее, чем одному

• С ними со всеми можно научиться взаимодействовать

С 11-12 до 16-17 лет ведущая деятельность - социальная, как ни крути. Вспоминаем шутки про успешных троечников, которые научились общаться, взаимодействовать и управлять отличниками.

И, быть может, это известно и очевидно, но крайне важно - чтобы ребёнок мог поделиться с родителями радостями и сложностями в отношениях со сверстниками, учителями, родственниками - с любыми людьми, с которыми он взаимодействует.

И когда он делится - родителю очень важно уметь соблюдать простые правила.

З «НЕ»

• не спешить давать советы

• не спешить оценивать, кто прав, кто виноват

• не обесценивать: «ладно, это всё ерунда, оценки какие и посуда почему не помыта?» или «у тебя таких Кать будет миллион»

4 «ДА»

• дать время выговориться

• показать ценность всех, включая противников и провокаторов - одни помогают убедиться в силе нашего намерения, другие - увидеть слабые места плана и его скорректировать

• дать подсказки, как самому увидеть ситуацию с разных сторон:

- какое позитивное намерение могло бы стоять за таким поведением / такими словами?

- а как бы ты поступил на его/ её месте?

• дать возможность покрутить ситуацию с разных сторон, подумать «об взрослого», придумать или выбрать свою тактику

Из этих бесед Вы узнаете, какие роли чаще берет на себя Ваш отпрыск: он лидер, командный игрок или индивидуалист, предпочитает быть Героем, Антигероем, Шутом, Странником или Принцессой?

Насколько широк его репертуар, умеет ли он переключаться между ролями? И как себя чувствует в каждом амплуа?

И массу ещё всего интересного.

Внутренняя пещера

И вот, после первого испытания и некоторого количества контактов с социумом, где Герой получил опыт поддержки, противостояния, провокаций - он понимает, что надо посмотреть внимательнее внутрь себя и, возможно, - чему-то научиться!

Все ответы - внутри
Все ответы - внутри

Да, на старте он тоже оценивает ресурсы - но, скорее - уже имеющиеся в активе.

Только столкнувшись с первыми сложностями, причём как в самой задаче, так и через окружение и социум - Герой приходит к пониманию, что надо изучить себя с позиции не только «что я уже могу» и «в чём я уже хорош», но и посмотреть «каким я могу стать», какие качества я могу усилить, способности - раскрыть, навыки - приобрести.

Внутренняя мотивация (в том числе и к учёбе и развитию навыков) возможна при соблюдении следующих условий:

1. У ребёнка есть цель, не навязанная, а основанная на его внутреннем Зове и сфере интересов.

2. Он может говорить об этом. Знает, что всегда будут препятствия и люди, которые волей или неволей будут мешать её достижению. Не боится смотреть на внутренние и внешние барьеры и договариваться с собой (а не бороться с родителями).

3. У него есть наставник(и) и поддержка со стороны родителей.

4. У него есть ресурс и возможность его восполнять (здоров, высыпается, не перегружен побочными задачами и т.п.)

И даже при соблюдении этих условий внутренняя мотивация может проявиться не сразу - иногда ей нужно время дозреть.

Во всех других случаях - можно организовать учебную деятельность и восполнять функцию пока ещё незрелой префронтальтной коры извне - напоминать, контролировать, помогать справляться, привязывать внешнюю мотивацию (играешь только, когда уроки сделаны, двойка - неделя без интернета, все 5 = +2 часа на игры и т.п.)

Для собственного спокойствия и выбора правильной тактики - важно понимать, на какой стадии наш Герой, готов ли уже к ответственности за весь процесс или пока только за отдельные шаги. И если не готов - закладывать собственный ресурс при планировании образовательной стратегии (осознанно, без иллюзий и завышенных ожиданий).

И конечно, важно при любой тактике сохранять спокойствие, доброту и любить 🧡 маленького Героя.

Ведь именно из любви, поддержки и надёжной привязанности рождается способность услышать Зов, проявить интерес и решиться на Путь.

Если наш Герой ещё мал - не стоит его в Пещере оставлять одного. С ребёнком надо много разговаривать и много наблюдать за ним, а также - создавать возможности попробовать как можно больше всего разного, чтобы он мог сам почувствовать, что интересно, и что начинает получаться.

Мне порой кажется, что это одна из самых важных наших родительских задач - создавать ребёнку возможности для экспериментов, выбора и получения опыта.

Главное испытание и Награда

Этап Главного испытания ещё называют «вторым порогом» - чем же он отличается от первого? Первое испытание Герой проходит и воспринимает как что-то пробное. Внутреннее напряжение по его поводу не такое сильное, а жизненные изменения не так драматичны. После второго испытания – не по порядку, а по масштабам, по важности – герой уже точно выходит с каким-то приобретением. Главные приобретения, конечно же внутренние – навык, качество, модель поведения – Герой обязательно что-то приобрёл, даже если справился с испытанием не так хорошо, как планировал.

И значимые награды - тоже внутри
И значимые награды - тоже внутри

Один из частых поворотов сюжета в мифах, литературе, кино – герой понимает, что дракона (соперника) не нужно убивать. Что испытание вообще не про силу, а про умение сотрудничать, чуткость, сострадание. Т.е. после Главного испытания Герой может обрести совершенно не то, на что рассчитывал. Но это обретение всегда оказывается значимым для дальнейшей жизни.

Отказ от возвращения и интеграция опыта

Новое внутреннее приобретение ещё нужно как-то «прошить» внутрь себя.

Иногда приобретения бывают не только внутренними, но и внешними и требуют каких-либо изменений в организации жизни в целом. Например, ребёнок выиграл конкурс на обучение в престижной школе в другом городе. Или прошёл отбор, предполагающий серьёзное погружение в деятельность, которая до этого считалась внешкольной, дополнительной - и теперь его приоритет в спорте, музыке, танцах, а «дополнительной» стала школьная нагрузка.

Но даже когда «приобретения» не столь масштабны - после прохождения любого порога возникает новый виток саморефлексии и пересборка образа себя. Могут возникнуть, например, сложности в общении со старыми друзьями (особенно с теми, кто тоже участвовал, например, в конкурсе, но отбор не прошёл). Происходит постановка новых целей.

На этом этапе важно:

🍊 Помнить о том, что после прохождения больших порогов идёт большая внутренняя работа - важно дать ей время, внимание, ресурс

🍊 Дать возможность получить поддержку - если есть запрос: выговориться, обсудить, порефлексировать вместе или наоборот - отвлечься, отдохнуть, отпраздновать

Почему этот этап ещё называют отказ от возвращения? Потому что иногда с появлением новых качеств человеку кажется, что он уже не сможет стать прежним, что что-то обретено, но что-то другое безвозвратно утрачено. Иногда хочется «застрять» в новой роли и «отменить» всё, что было прежде. И тоже важно иметь время, ресурс и поддержку, чтобы разобраться со всеми этими противоречивыми чувствами.

Повелитель двух миров

Помните один из культовых мультфильмов, который тоже создан по модели «Путь Героя» - про настойчивость и веру в себя - Кунг-Фу Панда? Обретя новый опыт и силу, По не отказался от своих прежних качеств: чувство юмора, дружелюбие, некоторая бесшабашность, доброта и сострадание - всё это осталось при нём.

Это и есть смысл «Пути» - расти, оставаясь собой, находить точки интеграции нового и старого, расширять себя, свой репертуар ролей и моделей и, соответственно, - задач, которые ты можешь решать.

Больше навыков - больше силы, больше уверенности и интереснее дальнейший путь
Больше навыков - больше силы, больше уверенности и интереснее дальнейший путь

Именно через такую интеграцию человек обретает больше устойчивости во всех сферах жизни, становится многогранной личностью и может уверенно выбирать и реализовывать именно те цели, к которым чувствует искренний интерес и внутренний зов. Кроме того, приобретённые навыки осознанности помогают вовремя давать себе паузы для наполнения ресурсом и более гармонично и открыто взаимодействовать с другими и эффективно сотрудничать с самыми разными людьми.

Становясь на Путь Героя

Читать про приключения выдуманных персонажей захватывающе интересно, но в реальности путь героя полон сомнений, сложностей, фрустраций и скучных, будничных занятий. Тем не менее, свершения наших детей, большие и малые, так же важны, как и героические подвиги в любимых книгах. И самое важно на этом пути - наша полная поддержка и понимание.

#путьгероя #воспитание #психология #дети #подростки