Найти тему
ДИ-one

"Часы" Елены Долгопят: история одного преступления

Тема рассказа Елены Долгопят «Часы» - история одного преступления. Проблематикой рассказа можно считать взаимоотношения стариков в условиях уходящего времени. Художественное пространство фиксируется лишь на одном доме, где обитает множество когда-то знаменитых стариков.

Мотив времени пронизывает всё произведение. Герб на дверях дома, где живут старики, говорит нам об их артистическом прошлом, молодости, прошедшей в Советском Союзе. Автор как бы рассказывает нам не до конца, умалчивая про историю, случившуюся с одной старушкой. В повествовании используется приём кадрирования, автор выхватывает отдельные моменты и показывает их читателю. Становится понятно, что вся жизнь стариков осталась в воспоминаниях о давно ушедшем прошлом, а в настоящем осталась лишь боязнь смерти. Все они жили по часам: вставали, гуляли, ходили в магазин. Этим воспользовался грабитель, вынеся из квартиры коллекционера, ушедшего по обычаю навестить свою давнюю подругу, несколько ценных часов из коллекции. Долго в полиции не могли составить фоторобот или опознать вора по запаху, который уловил Иван Андреевич, случайно столкнувшийся в подъезде с грабителем. А главная героиня, которая когда-то училась криминалистике, смогла помочь необычным способом, по совету одного из экспертов. Портрет грабителя обнаружился в одном из альбомов с репродукциями Ивана Андреевича.

Для героини, живущей в доме стариков, это не просто немощные, беспомощные люди. В прошлом - это легенды: ученые, певцы, литераторы, художники, «которые даже посвященным кажутся волшебниками». О каждом можно писать захватывающие истории. И потерпевший от грабителя Иван Андреевич Ерёменко, в прошлом парикмахер, тоже творил чудеса. Дело свое он любил и работал, пока позволяло здоровье. Одиночество его не пугало. Он навещал подругу молодости на Тверской, забытую певицу Лялю Корчагину, вечерами листал альбом с европейской живописью и наслаждался концертом своей бесценной коллекции часов. И дело не только в ценности коллекции. Иван Андреевич наслаждался чудом рук человеческих: его часы отличались не только работой, но и часовой гармонией, которую можно сравнить лишь с хоралом Баха.

В рассказе главным приемом, с помощью которого раскрывается интрига, является портрет. Например, дрожащие руки старика-парикмахера и волнистые волосы несостоявшегося криминалиста. А вот портрет рыцаря, позволивший Ивану Андреевичу быстро определить преступника, играет в тексте главную роль.

Как и знакомый консультант нашей героини, «человек, малоизвестный даже среди специалистов, за консультацию у которого в другой стране платили бы сумасшедшие деньги», Холмс консультирует монархов и расследует похищение, совершенное в Ватикане. Но его успех не в дедуктивном методе, а в «умении проникать взором за маскировку».

И фамильный портрет злодея Гуго, и «портрет рыцаря со строгим лицом, только что убившим противника в честном поединке», написанные несколько веков назад, - это «любопытный пример возврата к прошлому и в физическим, и в духовном отношении». И это тоже является волшебством, как и сами рассказы о Шерлоке Холмсе. Именно в словах автора заключается основная мысль произведения: «следы наши появляются в мире задолго до нас».

Большинство стариков, живущих в доме с Иваном Андреевичем, погружены в свои воспоминания, и всё, что им осталось – одиночество. Оно не закончится вместе с жизнями стариков, и множество часов в доме Еременко как грозное и неумолимое напоминание о конце всего и каждого, чей голос не заглушить никакими дверьми. Эти люди уже не молоды, чтобы бежать от настоящего, у них нет будущего, а есть только прошлое. Прошлое – это их настоящее.

Сюжет рассказа «Часы» соткан из мимолетных встреч и разговоров. В них «только саднящая тревога или тоска по чему-то забытому, но не ушедшему». Отчего-то именно эти мгновения и случайности, замеченные в жизни обыкновенных людей, ранят своей подлинностью.

Российская литература
0