Найти тему
Известия

Тело Мастера: Сергей Полунин представил премьеру по Булгакову

В Москве 22 марта прошла премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Микс из музыки Чайковского, Артемьева и «Гражданской обороны», Никита Михалков с казацкой песней, двойник президента и Маргарита, летающая на луне. Четырехчасовой спектакль-балет от начала до конца создан Сергеем Полуниным. Он и автор идеи, и режиссер-постановщик, и балетмейстер. На то, чтобы герои Булгакова затанцевали, Полунин потратил свои накопления и посвятил год на реализацию. «Известия» оценили старания.

133 образа

Собрать аншлаг в «Крокусе» звезде мирового балета не удалось. Были пустые места по бокам балконов. Партер и амфитеатр — под завязку. На Полунина шел в основном балетный зритель, ну и фанаты. Публика — хорошо одетая, в бриллиантах и на лабутенах, с дорогими букетами. «Мастер и Маргарита» должен был начаться в 20:00, но задержался на полчаса. Зная, что представление рассчитано на четыре часа, поклонники стали прикидывать, когда они будут добираться домой.

Как признался в интервью «Известиям» Сергей Полунин, для него Булгаков и балет — всё. И поставить спектакль по роману «Мастер и Маргарита» было важнее материального благополучия и стабильности.

— Это не только большая ответственность, но еще и стимул быть лучше, — сказал Сергей Полунин. — «Мастер и Маргарита» отличается от предыдущих моих спектаклей. Это самая масштабная постановка. В ней будет 133 образа.

Приходить на спектакль с целью познакомиться с романом Булгакова — тщетное занятие. Потому что следить за содержанием сложно. По замыслу постановщика говорят в спектакле только несколько героев. Остальные изъясняются языком пластики и танца.

Читайте книги

Зрители, знающие содержание романа, силились угадать в артистах героев. Кроме Воланда, Иешуа, Мастера и Маргариты, чьи образы понятны и хрестоматийны, остальных персонажей надо было логически вычислять.

Гуттаперчевый артист Вахтанг Хурцилава мог ходить, как паук, назад-вперед, выворачиваться наизнанку, завязываться в узел — он изображал Кота Бегемота. Танцовщики и балерины Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко станцевали партии главных героев. Ведущий солист МАМТа Джона Кук танцевал за Ивана Бездомного. Прима-балерина Ксения Рыжкова — Фрида. Солисты МАМТа Алексей Любимов — Азазелло, Александр Селезнев — Берлиоз, Дмитрий Соболевский — Левий Матвей, Денис Дмитриев — Коровьев.

На роль Воланда постановщик пригласил заслуженного артиста России Игоря Миркурбанова. Он же сыграл Понтия Пилата и Профессора Стравинского. Для себя Сергей Полунин тоже выбрал три образа — Мастера, Иешуа и Булгакова. А Маргаритой сделал собственную жену — олимпийскую чемпионку по фигурному катанию Елену Ильиных. Для нее это не первый выход в ином качестве. Елена дебютировала в качестве танцовщицы в спектакле Полунина «Распутин».

За музыкальную основу режиссер взял музыку Эдуарда Артемьева. Но так как у композитора не было балета «Мастер и Маргарита», Полунин собрал своеобразный микс из произведений композитора из классики, народной музыки и современных песен. В нем есть номера, где герои танцуют под песню «Не для меня придет весна» в исполнении Никиты Михалкова и выделывают коленца с метлами под «Дворник» группы «Агата Кристи».

К слову, музыкальным редактором спектакля стал сын Эдуарда Николаевича Артемий Артемьев. Современная музыка порой диссонировала с произведениями Чайковского. А сцену в больнице Полунин решил поставить под песню Егора Летова и группы «Гражданская оборона» «Про дурачка». Это поняли не все. Некоторые стали уходить из зала. Но большинство поняли посыл создателей. К тому же рокеров было достаточно среди поклонников. Для них было большим сюрпризом появление лидера группы «Пикник» Эдмунда Шклярского в роли Абадонна.

Зазеркалье

Полунин создал на сцене темный мир, в котором иногда проскакивали отблески света или огонь от сожженных рукописей. Ему в помощь был художник по свету Давид Мисакян. Свет — отдельный персонаж этой постановки.

Основной декорацией постановки стало огромное зеркало. Оно то спускалось на сцену и, наклоняясь под определенным углом, становилось зазеркальем происходящего, то превращалось в экран, то становилось стеной непонимания.

Да и остальные элементы сценографии были выполнены из зеркал, будь то фортепиано, скамейка, рельсы, трибуна и даже трон Воланда. Появляясь на черной сцене, он превращался в портал в другую реальность. А как иначе. Ведь даже автор романа Михаил Булгаков переносит своего читателя то во времена Иудеи, то в советскую столицу. А у Полунина на сцене потусторонний мир с его условностями. И даже в этой беспросветной темноте есть место любви и страсти Мастера и Маргариты. Дуэту Полунин – Ильиных веришь, как бы сказал Станиславский. Фигуристке не привыкать выполнять сложную хореографию на льду, и на сцене она не потерялась. Но когда Маргарита в прямом смысле взмыла в воздух и полетела верхом на луне, зал аплодировал.

«Сдавайте валюту»

Произведение Булгакова богато на красочное описание всякой чертовщины. Текст автора — находка для постановщика, реализовать описанное — залог эффектного шоу. Так и у Полунина: в какой-то момент в зрителей полетели червонцы, дождь из которых устроил в зале Коровьев. После этого свет в зале погас, послышалось шуршание швабр, которыми для безопасности танцовщиков стали сметать деньги за сцену. А затем на ней появился человек, похожий на президента. Мало того, и голос его был один в один как у Владимира Путина.

— Добрый вечер! Я смотрю, вас много сегодня здесь собралось, — начал монолог вышедший в строгом костюме человек.

Зал зашевелился. Шепотки и удивление сменились овацией. Зрители повытаскивали мобильные и начали снимать выступающего.

— Владимир Владимирович же сегодня ждал Сергея в Кремле, хотел награду вручить, но тот не пришел. Готовился, видно, к премьере, — заговорили в голос сидящие рядом всезнайки.

— Это что же, он сам пришел? — изумились зрители.

Но быстро поняли, что на сцене не президент, а артист Дмитрий Грачев. В программке его персонаж значился как конферансье. Залу явно нравился этот герой. Зрители отвечали на его вопросы, реагировали на репризы.

— Сидите в душном зале, — заметил человек со сцены.

— Нам нравится! — выкрикнул воодушевленный зритель.

— Да не уж-то программа такая интересная?

— Да! — зааплодировал зал.

— А впрочем, кому что нравится. Следующим номером нашей программы будет Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и заведующий диетической столовкой. Просим.

На авансцену вышел человек в трусах и майке с портфелем под мышкой.

— Ну-с, Никанор Иванович, покажите нам пример и сдавайте валюту, — призывал человек в костюме. — Мне показалось, что вы хотели поклясться богом, что у вас нет валюты. Вот какие басни Лафонтена мне приходится выслушивать. Вы же здесь все валютчики, — то ли утверждал, то ли интересовался докладчик.

— Криптовалютчики! — признались смельчаки из темноты зала.

— Я к вам, как к специалистам обращаюсь: ну анонимное письмо, ну прокламацию, да мало ли что еще, но подбросить $400! Таких идиотов в природе не имеется. Огорчили вы меня Никанор Иванович. Ну а вы? Все сидите и упорно отказываетесь сдавать валюту. А ведь страна нуждается в ней. А вы всё упорствуете. Ведь тайное хранение валюты является абсолютной бессмыслицей. Потому что воспользоваться ею нет никакой возможности — на этих словах из 15 главы романа Михаила Булгакова «Сон Никанора Ивановича» зал зааплодировал и одобрительно заулюлюкал.

И на финал докладчик напомнил: «Не забывайте, что деньги должны храниться в госбанке, в сухих и хорошо охраняемых помещениях. Ну что, кто сдает?»

— Мы идем к вам! — закричали уже женщины.

— Верю, верю. Эти глаза не лгут.

Тату-маскировка

Следующим номером программы стало появление Сергея Полунина под хит Александра Малинина на стихи Есенина: «Мне осталась одна забава: пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист…» Песня, как олицетворение биографии Сергея Полунина. Будучи звездой Королевского балета в Лондоне, его звали не иначе как Bad Boy (плохой мальчик — англ.). Аллегорий в спектакле было предостаточно.

«Известиям» Сергей Полунин признался, что теперь у него на груди три портрета президента России. Но в спектакле демонстрировать их постановщик посчитал неуместным. Татуировки артист спрятал под одеждой. Ну не может на сцену выходить татуированный Иешуа. Полунин в этой роли появился на сцене в глухой майке.

Спектакль закончился около часа ночи. Истинные поклонники таланта танцовщика досидели до конца. Зрители пришли увидеть другого Полунина. Это уже не полуторачасовой SACRÉ и такой же непродолжительный «Распутин». Это серьезная, вдумчивая работа мастера.

Как рассказал «Известиям» Сергей Полунин, после премьерных показов в Москве и Санкт-Петербурге (25 марта) «Мастер и Маргарита» отправится на гастроли в Сибирь.