Екатерина Градова – актриса непростой судьбы. Ведь случившаяся в начале ее творческого пути знаменитая роль радистки Кэт из легендарного фильма так и не стала залогом блестящей кинокарьеры.
Заслуженная артистка РСФСР Екатерина Градова– коренная москвичка. Дитя послевоенного поколения (родилась в 1946) Её отцом был знаменитый архитектор Георгий Градов, а мать – актрисой. Несмотря на то, что детство Екатерины прошло за кулисами, становиться актрисой она поначалу не собиралась. После школы поступила в Московский институт иностранных языков. Но вдруг поняла, что по-настоящему ее привлекает творческая профессия. Поступила в школу-студию МХАТа. А уже через три года начинающая актриса получила признание публики. В театре им. Маяковского Градова превосходно сыграла главную роль в постановке «Таланты и поклонники», чем обратила на себя внимание зрителей и театральных критиков.
В то же время состоялся кинодебют актрисы. В 1967 году Екатерина сыграла роль в фильме «Осенние свадьбы». Роль не первого плана, но весьма непростая. Героиня Градовой – девушка, у которой возлюбленный погибает накануне свадьбы. В этой киноработе актриса проявила незаурядный драматический талант. Градову заметили и зрители, и критики.
А настоящий успех пришел в 1973 году, когда состоялась телепремьера легендарного многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны».
Казалось, роль радистки Кэт, написана специально для Градовой. Так органично она вписалась в образ. А на самом деле в фильм «Семнадцать мгновений весны» актриса попала случайно. На роль Кэт пробовали разных актрис. В том числе, Ирину Алферову. А Градова в то время участвовала в другом проекте: начинала сниматься в кинокартине «А зори здесь тихие» в роли Риты. Но режиссёр Татьяна Лиознова, будучи впечатленная театральными работами Градовой, пригласила в свой фильм. Актриса согласилась.
А работать на съемочной площадке неопытной актрисе было очень трудно. В том числе и физически, ведь она была беременна. За два с половиной месяца до выхода «Семнадцати мгновений весны» на экраны, она родила дочь, которая всем известна сегодня как Народная артистка РФ Мария Миронова.
Роль Кэт была очень ответственная. Приходилось работать с консультантами. Ведь Градовой нужно было хорошенько понять специфику поведения женщины-разведчицы в реальных условиях: как она совмещает работу нелегала с повседневной жизнью, ведением домашнего хозяйства, заботой о муже, воспитанием детей… Позже Градова вспоминала, что ее познакомили с женщиной довольно неприметного вида. Она и стала консультантом, а отчасти и прототипом радистки Кэт. Бывшая разведчица Анна Федоровна Филоненко долгие годы прожила за границей с мужем-коллегой. Рожала детей. Она-то и рассказала актрисе о том, как надо было соответствовать легенде. Например, во время родов женщина-нелегал полностью должна была контролировать свое поведение и не допускать никаких разоблачающих ее криков на русском языке.
Градовой трудно было на съемках и оттого, что ее окружали сплошные звезды. Но опытные актеры относились к ней с пониманием, готовы были помочь, подсказать. Особенно исполнитель главной роли, блистательный Штирлиц. Спустя много лет Градова будет с душевной теплотой вспоминать, как взялся оберегать и учить ее всем актерским премудростям Вячеслав Тихонов. Даже привозил ее на съемки и отвозил домой после смены. Конечно, такое отношение не могло пройти не замеченным. Им даже приписывали роман. Однако Градова всегда утверждала, что ничего подобного не было. Только платоническая симпатия и восхищение со стороны Тихонова. И признательность с ее стороны: Екатерина всегда называла Вячеслава Тихонова необыкновенным человеком, сохранившим душевную чистоту, несмотря на звездный статус.
После выхода «Семнадцати мгновений весны» слава буквально обрушилась на Градову. Но нисколько не окрылила актрису. Скорее, наоборот.
«..это ужас что началось! Я же не могла из дому выйти! Уходила в гастроном на час, а приходила через три-четыре. Я там расписывалась на майках, на одежде, меня валили на прилавки... Это было очень тяжело. Я не привыкла к этому», – вспоминала актриса.
Второй киноработой, прославившей Градову, была роль подельницы бандита Ручечника (в блистательном исполнении Е. Евстигнеева) Светланы Волокушиной в еще одном культовом фильме – «Место встречи изменить нельзя». Роль небольшая, но очень запоминающаяся. В образе холеной мошенницы, промышляющей кражей дорогих шуб, актрисе удалось за короткое экранное время передать целую гамму эмоций: от надменности, самоуверенности до растерянности, а потом и паники. Кстати, сама актриса эту роль очень не любила.
Трудно поверить, но в фильмографии Екатерины Градовой совсем немного работ. И в основном, это телеспектакли.
Но и с театральной сцены она ушла в конце 80-х. Тогда она работала в театре Московской театре сатиры.
Некоторые связывают завершение карьеры Екатерины Георгиевны с обстоятельствами личной жизни. А именно, смертью её бывшего мужа Андрея Миронова.
История взаимоотношений с Андреем Мироновым – особая, драматическая страница биографии Градовой.
Они познакомились в 1970 году на дипломном спектакле Екатерины. Через год сочетались узами брака. Близкие и друзья утверждали, что Градова не просто любила мужа, а обожала, боготворила. Его и его творчество. Отношение же Миронова к ней было более уравновешенным, спокойным. В 1973 году в семье родилась дочь Маша. А вскоре супруги расстались. Градова сама ушла от мужа, не выдержав его измен...
«Жить с Андреем было тяжело, а любовь или нелюбовь тут не при чём. Он совершенно не умел ценить семью, преданность, верность. Никак не выделял меня из числа своих обожательниц. Что жена, что любовницы– всё едино. Для меня это было пыткой, поэтому и ушла», – искренне признавалась она.
Тем не менее, любовь к Миронову она пронесла через всю свою жизнь. Говорят, даже хранила кусочек ткани той рубашки, в которой он делал ей предложение, а также его любовные записки...
А еще постоянно корила себя, что, будучи в молодости максималисткой, ушла от него, не смогла найти в себе силы на прощение….
И вот, когда Миронов умер в 1987 году, видимо что-то оборвалось в душе Екатерины Градовой…По крайней мере, потрясение повлияло на отношение к профессии. Произошла переоценка ценностей. Тем более, как известно, ей в полную меру пришлось прочувствовать «прелести» театрального серпентария: яд зависти, ненависти, закулисные интриги и сплетни. Долгие годы она терпела нелюбовь к себе в театре. Многие коллеги считали ее надменной, замкнутой. И не понимали, что на самом деле Градова была вынуждена носить маску, а в действительности была очень ранимым человеком.
Во всяком случае, спустя годы Екатерина Градова сделала шокирующее признание в одном из интервью. Она сказала, что очень бы хотела в своей жизни: «категорически не соприкоснуться с театром и с кино».
После завершения актерской карьеры Екатерина Георгиевна обратилась к религии. Только в разговорах с Богом она находила покой, отпускала боль прошлых лет. Более того, актриса окончила Свято-Тихоновский Богословский институт и стала преподавать по богословской специальности.
Благодаря вере Екатерина Градова нашла и личное счастье. Во время поездки в монастырь Оптина Пустынь актриса встретила Игоря Тимофеева, физика-ядерщика, и в 1991 году стала его женой. Новый супруг был моложе Градовой на 9 лет. Она же говорила о нем так: «Чудеснейший человек с чистейшей душой, мужчина с большой буквы».
Через год после замужества 46-летняя Екатерина Градова и Игорь Тимофеев усыновили годовалого мальчика Алексея Суховеркова. Любопытно, что ребенка супруги взяли из того же детского дома, откуда брали детей на съемки фильма «Семнадцать мгновений весны».
Приемный сын Градовой ныне работает шеф-поваром в подмосковной ресторане. И не скрывает своей любви и благодарности по отношению к приемной матери.
Последние годы Екатерина жила с мужем в деревне Горки Владимирской области. Там у актрисы был дом и участок земли. Кроме того, она занималась благотворительностью.
Умерла актриса в возрасте 75 лет в 2021 году.
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки