Орк - вымышленное гуманоидное существо, похожее на гоблина. Более ранние вымышленные монстры с именами, похожими на «орк», можно найти в древнеанглийской поэме «Беовульф», в ранней современной поэзии и в европейских народных сказках.
Орки были введены в современное употребление благодаря фэнтезийным произведениям Дж. Р. Р. Толкина, особенно роману-эпопее «Властелину колец». В свою очередь профессор заявил в письме шотландской писательнице Наоми Митчисон, что на его орков сильно повлияла детская книга фэнтези «Принцесса и гоблин» Джорджа Макдональда.
В произведениях Дж. Р. Р. Толкина орки – жестокая, агрессивная, уродливая и злобная раса, контрастирующая с доброжелательными эльфами и служащая злой силе, хотя они и разделяют человеческое чувство морали.
Концепция орков Толкина была адаптирована и импортирована в фэнтези других авторов, а также в ролевые и стратегические игры, такие как «Dungeons & Dragons», «Warhammer Fantasy», «The Elder Scrolls» и «Warcraft».
Если немного копнуть в историю литературы, то можно узнать что монстр по имени Оркус упоминается в «Королеве фей» Эдмунда Спенсера впервые опубликованной аж в 1590-ом году. Оксфордский словарь английского языка упоминает орка раннего современного периода, что означает «людоед», в сказке Сэмюэля Холланда «Дон Зара дель Фого» - стилизации с испанских романсов, таких как «Дон Кихот», вышедшей в 1656-ом году.
Предполагается, что «орк» - «людоед» пришел в английский язык через континентальные сказки, особенно от французского писателя семнадцатого века Шарля Перро, который позаимствовал большинство своих историй у итальянских писателей шестнадцатого века Джованни Франческо Страпаролы и Джамбаттиста Базиле (который писал на неаполитанском диалекте и утверждал, что передает устные народные сказки из своего региона). В сказках Базиле использовал «huorco», «huerco» или «uerco», неаполитанскую форму итальянского orco, «гигант» или «монстр», чтобы описать большого, волосатого, клыкастого зверя, похожего на человека, который мог говорить, жил в темном лесу или пещере и мог захватывать и есть людей.
Дж. Р. Р. Толкин положил начало современному использованию английского термина «орк» для обозначения расы злых гуманоидных существ. Он объяснил, что его «орк» имеет древнеанглийское происхождение и означает «демон».
Помимо Толкина орков в свои книги добавляли и другие авторы. В фэнтезийном цикле «Борона» его автор Филип Мазза описывает расу орков или гулгутру на древнем языке. Гулгутра - члены Выводка, или Эн-Рауко, злой расы, населяющей фэнтезийный мир после апокалипсиса. У них низкие выступающие лбы, лучево-зеленая кожа, красноватые глаза, большие клыки и короткие заостренные уши.
В ответ на их типажирование как типичных злых персонажей или антагонистов, некоторые романы изображают события с точки зрения орков или представляют их как более симпатичных персонажей. К примеру, роман британской писательницы Мэри Джентл «Хрюкает!» представляет орков как типичную пехоту, используемую в качестве метафорического пушечного мяса. Серия книг Стэна Николса «Орки: Первая кровь» посвящена конфликтам между орками и людьми с точки зрения орков. В «Плоском мире» Терри Пратчетта орки - раса, близкая к вымиранию.
Какими бы они ни были, злыми, жестокими, жадными до людской крови, орки, несомненно, являются культовыми персонажами не только книг фэнтези, но и многочисленных настольных и компьютерных игр. Время преобразило их (некоторых и вовсе сделало положительными персонажами), а жизнь закалила, и лучше вам держаться подальше от их мощных кулаков, если вы хотите дожить до рассвета!