Найти тему
АиФ-Черноземье

Тур де завод. Зачем Липецкой области развивать промышленный туризм?

Оглавление
   Тур де завод. Зачем Липецкой области развивать промышленный туризм?
Тур де завод. Зачем Липецкой области развивать промышленный туризм?

Липецкая область вошла в пилотный проект по развитию промышленного туризма. Маршруты, по которым будут водить туристов, отличаются от традиционных. Это производственные цеха, промплощадки и мастерские. Чем наши заводы готовы удивить гостей?

Турист, к станку!

Промышленный туризм появился в конце XIX века. Экскурсии на сыроварни и кондитерские фабрики привлекали новых клиентов и продвигали бренд. В СССР промышленный туризм был элементом проф­ориентации школьников. Огромные цеха, шум оборудования, поток материалов – за такими приглашениями стоял прагматичный расчёт: предприятиям нужны работники, а идти работать лучше в знакомое место. Сейчас промышленный туризм переживает новый виток развития.

«Открытая промышленность – это в широком смысле новая философия, которая позволяет предприятиям рассказать о том, что промышленность у нас не просто существует, а она интересная, привлекательная для того, чтобы здесь работать, чтобы инвесторам вкладывать деньги», — рассказала бренд-стратег, ментор команды Липецкой области по развитию промышленного туризма Алевтина Золотарёва.

В Липецкой области принимать туристов готовы девять предприятий. Это «Свободный Сокол», «Липецк Цемент», Технопарк «Липецк», «Мотор­инвест», «Елецкие кружева», «Елецкое пиво», «Грязинский культиваторный завод», ОЭЗ «Липецк» и «Липецкая кофейная компания».

«На заводе мы проводим обзорную экскурсию, что называется, от заготовки — к плугу. Хотим разрушить миф о том, что работа на производстве грязная и низкооплачиваемая», – сказал генеральный директор Грязинского культиваторного завода Александр Исаков.

В «Липецкой кофейной компании» туристам дают возможность проследить путь кофе от хранения зелёных зёрен до их обжарки и упаковки, а затем самим продегустировать бодрящий напиток. На старейшей фабрике художественных промыслов «Елецкие кружева» гости посещают единственный в России цех машинного мерного кружева и пробуют свои силы в вязании коклюшками. А на заводе по производству электромобилей туристам показывают, как производят машины будущего. Цикл полный – от сборки деталей до покраски кузова.

Три в одном

По словам директора дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольги Захаровой, желающих участвовать в пилоте липецких предприятий было втрое больше, но на этот год их число ограничено.

«Пока нам важно выработать стандарты и обеспечить безопасность экскурсий. Реализация пилотного проекта позволяет наработать первый опыт. В дальнейшем, если всё пройдёт успешно, мы будем тиражировать эту практику и на другие предприятия», – сказал заместитель губернатора Сергей Курбатов.

Открывая свои двери для туристов, компании преследуют разные цели. Это и повышение престижа рабочих профессий (не секрет, что многие предприятия испытывают кадровый голод), и поиск новых партнёров, и продвижение собственной продукции. Ведь каждый из нас – это потенциальный потребитель. Конечно, далеко не весь производственный процесс рассчитан на массового туриста.

«Надо исходить из интересов целевой аудитории. Экскурсия на трубный или цементный завод может быть интересна бизнесу и студентам профильных вузов, а гостям города лучше показать региональные бренды – елецкие кружева, глиняные игрушки, кондитерские изделия и мороженое, – считает руководитель одного из туристических агентств Елена Клеймёнова. – К нам часто обращаются туристы из других регионов, спрашивают, что необычного можно у нас посмотреть. Музеями и отдыхом в санатории уже никого не удивишь. А вот от предложения съездить на завод и увидеть собственными глазами, как льют металл, собирают машины и пекут хлеб, редко кто откажется».

Комментарий

Писатель, автор книг о промышленности и экономике Липецка Юрий Марчевский:

– Промышленный туризм – многогранная тема. Можно водить экскурсии как на действующие фабрики и заводы, так и на объекты промышленного наследия. Мало кто знает, что у нас в конце 70-х годов в районе Сырского Рудника было полусекретное предприятие – Липецкий опытно-экспериментальный завод. А то, что Липецк был городом шахтёров, кому известно? Ещё одно интересное направление – всевозможные промыслы. Мы всегда были знамениты кружевами, хохломой, глиняной игрушкой. Вот о чём надо рассказывать. Такие экскурсии будут интересны людям разных возрастов, но в первую очередь школьникам и студентам с точки зрения профориентации. Конечно, проводить их должны грамотные, хорошо подготовленные экскурсоводы.