Доменный спор - это ситуация, когда двое или более сторон претендуют на право использования одного и того же интернет-домена. Самая частая ситуация, когда случается такой спор: если одна сторона зарегистрировала доменное имя, которое находится под защитой товарных знаков или иных прав другой стороны.
В таких случаях возможно решение спора через арбитражный процесс, а в случае если это не поможет - в суд. Самые сложные ситуации случаются, когда речь идёт об иностранных доменах. Поэтому расскажу о процедуре, которую редко используют в России, но она распространена на международном уровне.
Арбитраж по доменным спорам начинается с обращения в соответствующий центр арбитража доменных имен (например, WIPO), который рассмотрит жалобу и вынесет решение о том, кому из сторон следует принадлежать право использования доменного имени. Решение арбитражного центра является обязательным для всех участников доменного спора, если они зарегистрированы в данном центре
В случае несогласия с решением арбитража, можно обратиться в суд за решением спора.
Не забываем о переговорах и медиации! Доменные споры нередко заканчиваются подписанием соглашения (переговоры, правда, изнурительные). Но арбитражная процедура - более частый и, эффективный и быстрый способ разрешения доменных споров.
А на закуску у нас интересное о громких доменных спорах последних лет. Одним из самых знаменитых и обсуждаемых был спор между компанией Apple, Inc. и китайской компанией Proview Technology, Inc. за право использования торговой марки «iPad», приобретенной Apple в 2010 году. Proview утверждала, что она имеет право на использование этого названия, поскольку продавала свой собственный товар на одноименном сайте под таким же названием. Shenzhen Proview зарегистрировала название iPad в Китае в 2001 году, а Apple купила права на название у тайваньского филиала Proview Taipei, который зарегистрировал его в разных странах еще в 2000 году. После долгих споров суд признал торговую марку Apple законной.
Еще один знаменитый доменный спор был между компанией Microsoft и китайской компанией Beijing Zhengquan Industrial Co., Ltd. Microsoft требовала от Zhengquan выплатить компенсацию за то, что та владела доменом "360.com", который Microsoft рассматривала как свой. В конечном итоге компании заключили мировое соглашение, согласно которому Microsoft получила право использования домена "360.com".
Также стоит упомянуть спор между журналом Forbes и бизнесменом Михаилом Форбсом (Michael Forbes), который отказался продавать свой домен forbes.com компании Forbes. В итоге журнал был вынужден купить домен у Forbes за $200 000.
P.S. И медиация, и арбитраж, и судебные доменные споры - со всем этим можно к нам!