Найти в Дзене
Мысли с завода

Сфера услуг: почему она больше не престижна и не актуальна

Оглавление

В 10-ых годах этого века активно продвигался тезис о том, что будущее экономики – это сфера услуг. По её доле в ВВП оценивалась "развитость" экономик, ожидаемо по этому критерию преуспели страны Запада и их союзники. Однако пандемия Covid-19, а также начавшаяся Специальная военная операция внесли свои коррективы. Страны, сделавшие в последние десятилетия ставку на развитие сферы услуг, оказались в весьма интересном положении.

Откуда растут корни международного "сервиса", остаётся ли сфера услуг настолько же востребованной и актуальной в 2023 году, а также чем грозит перевод на неё значительной доли экономики страны, читайте ниже.

Что такое "сфера услуг"?

Чтобы приступить к теме, разберёмся для начала с определениями. Для рассмотрения предлагаем выделить три сектора экономики: сырьевой, производственный и непроизводственный. К последнему и относится сфера услуг.

Сырьевой сектор экономики занимается добычей и производством сырья для обеспечения базовых потребностей населения и производства. Например, к нему относится сельское хозяйство: выращивание пищевых и технических культур; добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии и теплоснабжение и т.д. Конечным продуктом сырьевой отрасли является объём сырья с заданными характеристиками.

Производственный сектор занимается созданием материальных и интеллектуальных ценностей для потребления населением, государством или для обеспечения или расширения производства. Примеры: станкостроение, машиностроение, строительство, пищепром, программирование, научно-исследовательская деятельность и т.д. Конечным продуктом является готовый к применению материальный или интеллектуальный объект.

Непроизводственный сектор включает в себя те сферы деятельности, которые не направлены на создание новых материальных или интеллектуальных ценностей, а служат для решения побочных проблем производства, общества и отдельных людей. К ним относятся, к примеру, банки, которые позволяют получить крупную сумму денег, не откладывая её годами; некоммерческие организации, решающие социальные проблемы; а также сфера услуг.

Сфера услуг занимается удовлетворением нематериальных потребностей населения. При этом даже при предоставлении услуг в материальной форме (еда в ресторане, стрижка в салоне, туризм и т.д.), на самом деле удовлетворяются не базовые потребности человека, а более абстрактные. В ресторан люди ходят не потому что иначе умрут от голода, а для удовлетворения эстетических потребностей. А в барбершопе мужчины бреются не потому что сами не умеют, а чтобы приобрести определённый статус от своего внешнего вида. То же и с другими видами услуг.

Схема развития сферы услуг в обществе.
Схема развития сферы услуг в обществе.

История сферы услуг

В экономическом смысле предоставлять друг другу услуги за деньги люди стали не сразу. Связано это было прежде всего со становлением капиталистических отношений. Во времена, когда первоочерёдным вопросом стояло физическое выживание, выделять время и ресурсы на предоставление или приобретение услуг у людей не было.

Как только общество расслоилось на людей со свободным временем – рабовладельцев – и рабов, работающих на первых, появились и "слуги". Теперь хозяева имели при себе людей, которые были вынуждены им прислуживать: веселить, стричь, мыть и т.д. Обеспечивалось это правом сильного: рабы обычно захватывались на войнах. Иногда покупались на невольничьих рынках.

Положение слуг и господ, подвергнувшись преобразованию, осталось и при феодальных отношениях. Слуги перестали быть продаваемым товаром, однако всё также осуществляли услуги в принудительном порядке. Параллельно стали появляться и коммерческие услуги. К примеру, появились первые гостиницы – они принимали паломников. Также развился банковский сектор: любой желающий может получить ссуду под процент. Фактически это является "торговлей временем": банки предоставляли услугу мгновенного доступа к финансам без долгого накопления.

С крушением последних феодальных общественных институтов все слуги стали "работниками сервиса" (от лат. servio — служить, обслуживать). Теперь они не были привязаны к конкретному хозяину и продавали свои услуги на свободном рынке. Появились и компании-агрегаторы бывших "слуг". К примеру, вместо того, чтобы непосредственно платить уборщику, хозяин виллы нанимает клининговую компанию, которая сама выбирает, кто там будет проводить уборку. И, соответственно, получает доход от этого. А хозяевами "слуг" на время теперь может стать любой, у кого есть деньги на их услуги. Это стало целым сектором экономики – сферой услуг.

Структура стабильных и нестабильных экономик. Самостоятельные экономики всегда имеют ресурсную и производственную подушку и только сверху надстраивают непроизводственные сектора экономики. Нестабильные и зависимые экономики полностью ориентированы на предоставление услуг за внешние ресурсы.
Структура стабильных и нестабильных экономик. Самостоятельные экономики всегда имеют ресурсную и производственную подушку и только сверху надстраивают непроизводственные сектора экономики. Нестабильные и зависимые экономики полностью ориентированы на предоставление услуг за внешние ресурсы.

Современность и кризисы

После установления монополярного мира и доминирования американского образа жизни как эталона для всего остального человечества, сфера услуг внезапно стала почётной и прибыльной деятельностью. А высокая доля доходов от сферы услуг в ВВП стала считаться показателем "цивилизованности" и "развитости" страны. Вот так работа рабов и слуг эволюционировала в уважаемые профессии.

Напомним, что в этой статье сферу услуг мы понимаем узко – это лишь непроизводительный сектор экономики. Иногда к ней относят обслуживающие промышленность сферы деятельности, но мы специально их разделили по смыслу и отношению к производству.

До конца 2010-ых годов считалось хорошим тоном усиливать непроизводительный сектор экономики. Появились целые "государства-сервисы", чьей функцией стало обслуживание иностранных граждан и юридических лиц. Сюда же входят "офшоры": страны, предоставляющие услуги по снижению налогообложения за счёт регистрации бизнеса под их юрисдикцией. Одним из самых древнейших "государств-сервисов" стала Швейцария: страна-банк, которая за счёт своего нейтралитета позволяет анонимно размещать на своих счетах деньги любых лиц и государств. Её не тронул даже режим Гитлера, хранивший там деньги.

Другой пример – туристические государства. Большая доля национального дохода в них приходится на деньги иностранцев, которые они оставляют, пользуясь сферой услуг. Такие государства могут вообще не иметь никакого производства или сельского хозяйства. Вся их экономика стоит на потоке туристов из других государств.

Доля сферы услуг в экономиках стран мира. Данные: Всемирный банк.
Доля сферы услуг в экономиках стран мира. Данные: Всемирный банк.

Проблема экономики, построенной на сфере услуг, заключается в том, что государство оказывается зависимым от чужого сырья, промышленных товаров и потока иностранной валюты. В такой обстановке ни о какой политической субъектности говорить не приходится. Малейшие экономические санкции за нелояльность к государству-донору встряхнут экономику так, что это закончится финансируемой извне революцией и сменой режима на более лояльный.

Встряхнула сферу сервиса и пандемия Covid-19. "Туристические страны" понесли от неё наибольшие убытки. При изоляции населения сфера услуг с переменными успехами пыталась выкрутиться. Где это возможно, наладили дистанционное предоставление услуг, другие же вынуждены были закрыть бизнес.

Другим важным фактором уязвимости сферы услуг является сокращение доходов населения. Высокое развитие этого сектора экономики в странах "первого мира" обусловлено большим количеством свободных денег у их жителей. Когда вы обеспечены едой, одеждой, жильём, бытовой техникой и у вас ещё остаётся большое количество денег, вы уже можете их потратить на потребности более высокого уровня. На развлечения, походы в рестораны, внутренний туризм, домашних животных и так далее. Количество таких трат в ВВП и является по мнению западных экономистов показателем высокого уровня жизни.

Но обстановка может поменяться. К примеру, одна страна, поставляющая вам дешёвый газ, начала военную операцию, а ваше правительство наложило на её экономику санкции. В итоге газ пришлось закупать в другом месте и дороже, траты на электроэнергию и отопление существенно выросли и вы больше не можете себе позволить дорогие туры, пятизвёздочные рестораны и модельные стрижки. Раздутая сфера услуг начинает стремительно сокращаться. А производства в стране уже нет – всё перевели в "отсталые страны" для удешевления себестоимости товаров. В итоге население без ресурсов и промышленности вынуждено скрести последние евроценты по сусекам, а уволенные из сферы услуг работники – выживать на пособия. Новых рабочих мест-то нет.

Падение ВВП в странах Европы за год пандемии Covid-19. Больше всего пострадали страны с большой долей туризма в ВВП. Источник: BusinessViews.
Падение ВВП в странах Европы за год пандемии Covid-19. Больше всего пострадали страны с большой долей туризма в ВВП. Источник: BusinessViews.

Единственной страной, которая может беспрепятственно наслаждаться построенной на сфере услуг экономикой – это США. Но их особенное положение обусловлено финансовым контролем со стороны ФРС курса доллара и навязывание его в качестве резервной валюты другим странам. Кто печатает валюту, тот и определяет, насколько она обесценится у остальных её держателей из-за инфляции.

Дл остальных же стран "сервисная" ловушка может плохо кончиться. Из самостоятельных государств они рискуют стать "слугами" хозяев вливаемых в сферу услуг денег, повторив судьбу слуг прошлых веков. Только контролировать их будут не физической силой, а угрозами экономических санкций, которые их обанкротят. Такую судьбу уже испытали на себе непокорные Куба и Венесуэла.

Итог. Экономика, построенная только на сфере услуг, несовместима с суверенитетом страны. Без сырьевой и промышленной базы государство становится уязвимым к непредвиденным кризисам и потоку иностранных денег. Так что чрезмерно и искусственно раздувать эту сферу вряд ли станет полезным для государства в долгосрочной перспективе. Это наименее наукоёмкая отрасль, предназначенная для удовлетворения потребностей, от которых люди могут отказаться в сложные времена. В текущих условиях обострившейся международной обстановки не следует ждать дальнейшей тенденции к усилению сферы услуг в структуре ВВП у ведущих стран. Во время войны никто не стрижёт пуделей и не ездит фотографироваться с Пизанской башней.

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press.
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press.