Найти тему
Сергей Юхачев

1949 год

Январь. Совет Министров РСФСР принял постановление о благоустройстве г. Мичуринска.

Программа по благоустройству была рассчитана на 1949-1950 гг.. Согласно программе большие ассигнования выделялись на капитальный ремонт городской больницы, драматического театра, кинотеатра «Октябрь», учительского института, пищевого техникума, средних школ, 35 жилых домов, бань.

В январе 1949 года был создан Тамбовский авиаотряд. С этого времени началось развитие авиации в Тамбовской области.

Гражданская авиация сыграла большую роль в экономике Тамбовской области. Авиация на протяжении длительного времени оказывала помощь народному хозяйству в быстром перемещении пассажиров, специалистов в различных отраслях экономики, различных грузов, почтовых отправлений, большую роль играла в сельскохозяйственном производстве, повышая плодородие полей, и в лесном хозяйстве, своевременно обнаруживая пожары и борясь с ними различными способами.

Тамбов с давнего времени был связан с авиацией, ещё с тех пор, когда в апреле 1923 г. Тамбовский губотдел коммунального хозяйства приобрёл для Тамбовской области самолёт, приспособленный для борьбы с лесными пожарами.

В 1930 г. В Тамбове была открыта авиационная школа, которая вела подготовку пилотов и авиационных техников для гражданского воздушного флота. В 1932 г. в Тамбове был создан аэроклуб. Это были лётные учебные заведения, которые занимались только подготовкой кадров для авиации.

Созданная в 1937 г. молодая Тамбовская область своей авиационной базы гражданского воздушного флота не имела, авиационный транспорт также отсутствовал. Только в апреле 1939 г. самолёты Воронежского авиаотряда приступили к совершению полётов в Тамбовской области. Воронежский отряд перевозил почту, нёс службу по охране лесов от пожаров и по оказанию экстренной помощи больным.

В январе 1940 г. в Тамбов на постоянное базирование прибыло авиационное звено под командованием Ф. М. Ускова. В составе звена были пилоты А. В. Щеболев, Н. С. Силко, Н. И. Иващенко, а также авиамеханики – А. И. Калабухов, А. П. Задиора, А. И. Криволуцкий. В июне 1941 г. из лётных отрядов Московской авиационной группы был сформирован 6 авиационный полк Гражданского воздушного флота. В состав этого полка вошли лётчики авиационного звена Воронежского авиаотряда вместе со своими самолётами У-2 (По-2), на которых до этого они совершали полёты в Тамбове.

В послевоенные годы воздушные трассы Советского Союза начали обслуживаться новыми скоростными самолётами. Строились новые крупные аэропорты, кардинально реконструировались старые. Тамбов в это время не был в передовиках воздушных перевозок. Маленькие самолёты ПО-2 и АН-2 работали на местных воздушных линиях и за пределы области не летали. Взлёты и посадки самолётов осуществлялись с небольшого полевого неблагоустроенного аэродрома.

С декабря 1945 г. по май 1948 г. авиационные звенья базировались на аэродроме, который находился в ведении ДОСААФ (позже на этой территории разместился завод «Полимермаш»). Командирами звеньев являлись И. С. Бочаров, И. А. Харитонов, А. И. Некрасов.

В мае 1948 г. в Тамбове в связи с увеличением объёмов работы по авиационному обслуживанию народного хозяйства области была создана авиационная эскадрилья, Командиром эскадрильи был назначен И. С. Бочаров.

В январе 1949 г. был создан Тамбовский авиационный отряд. С этого времени началось развитие гражданской авиации в Тамбовской области. Авиационный отряд находился в подчинении Московского управления гражданского воздушного флота. Командиром отряда был назначен И. С. Бочаров.

В январе 1952 г. Тамбовский авиационный отряд перебазировался на аэродром, который находился недалеко от села Донское. Командиром отряда был назначен В. И. Камедов.

С апреля по ноябрь в авиационном отряде начали эксплуатироваться самолёты АН-2 и ЯК-12. Первые полёты на этих самолётах осуществляли пилоты В. П. Стрельников, В. Ф. Сафронов, Б. И. Скрипко, А. А. Неделин и другие.

В декабре 1958 г. экипажи самолётов, командирами которых являлись В. К. Вальчук и А. Р. Матосов первыми начали осваивать полёты на самолётах ЛИ-2. На этих самолётах рейсы выполнялись за пределы области – в города Москву, Воронеж, Курск, Харьков.

В 1959 г. из Тамбовского аэропорта было отправлено 25 тысяч пассажиров.

В мае 1961 г. в Тамбове произошло значимое событие – в эксплуатацию сдано здание аэровокзала. В это же время открывается новая авиационная линия Тамбов - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды. Только за полугодие из Тамбовского аэропорта было отправлено 39 тысяч пассажиров. Кроме того, за весенне-осенний период в колхозах и совхозах области было обработано самолётами 112 тысяч гектаров посевных площадей.

В сентябре 1963 г. был образован Тамбовский объединённый авиационный отряд, который находился в подчинении Московского территориального управления авиации специального применения и местных воздушных линий ГВФ (Гражданского воздушного флота). Командиром отряда был назначен В. И. Камедов.

К ноябрю 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской Революции авиаторами Тамбовщины за год в колхозах и совхозах области было обработано 550 тысяч гектаров посевных площадей. Самых высоких результатов добились экипажи, командирами которых были В. Г. Моргунов и В. Г. Худяков. Эти экипажи обработали по 50 тысяч гектаров и за высокие показатели были удостоены права стать участниками ВДНХ СССР 1967 г.

В сентябре 1969 г. Командиром Тамбовского объединённого авиаотряда был назначен В. С. Саврасов.

В январе 1970 г. в связи с приближающимся 100-летним юбилеем со дня рождения В. И. Ленина коллектив авиапредприятия взял на себя социалистические обязательства по досрочному выполнению плана четырёх месяцев.

В том же году согласно постановлению Тамбовского облисполкома о реконструкции аэропорта «Тамбов» специалисты приступили к строительству бетонной взлётно-посадочной полосы, здания аэровокзала, стоянок для самолётов АН-24, а также дороги от аэропорта до Тамбова.

В апреле 1970 г. за достижение высочайших успехов в социалистическом соревновании в VIII пятилетке и в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения В. И. Ленина члены авиаотряда получили награды: второй пилот самолёта ЛИ-2 Е. Г. Бачурин – орден Трудового ,Красного Знамени, Авиатехник А. И. Наумов – орденом «Знак почёта». Большая группа пилотов, авиамеханика и работников аэропорта была награждена почётными грамотами и получила благодарность.

В феврале 1971 г. был открыт санаторий-профилакторий авиаторов.

В октябре того же года Тамбовский авиаотряд получил новые самолёты АН-24. Первыми получили эти самолёты лучшие экипажи.

В мае 1972 г. увеличилось количество авиарейсов на линиях Тамбов-Симферополь и Тамбов - Минеральные Воды. Протяжённость воздушных линий составила 10 тысяч километров. Только за семь месяцев 1972 г. из тамбовского аэропорта было отправлено 158 тысяч пассажиров. В октябре были открыты постоянные полёты по маршруту Тамбов-Куйбышев-Уфа-Свердловск на самолётах АН-24. Летом 1972 г. тамбовский авиаотряд обработал в хозяйствах области 600 тысяч гектаров посевных площадей.

В декабре 1972 г. Тамбовскому объединённому авиаотряду по итогам соревнования в честь 50-летия образования СССР Советом Управления гражданской авиации центральных районов (УГАЦ) и Президиумом Московского территориального комитета профсоюзов авиаработников было присуждено второе место.

В 1973 г. стали осуществляться регулярные рейсы на авиалиниях Тамбов-Челябинск Тамбов-Краснодар-Сухуми.

В июле 1974 г. здание аэровокзала было сдано в эксплуатацию. Стали осуществляться полёты по авиалиниям Тамбов-Тула-Минск, Тамбов –Горький -Набережные Челны, Тамбов-Днепропетровск-Одесса.

В декабре 1975 г. было завершено оснащение аэропорта Тамбов современным навигационным, радиолокационным и связным оборудованием.

Первым в Управлении гражданской авиации центральных районов экипаж самолёта АН-2, командиром которого был В. А. Рязанцев, обработал за год 51 тысячу гектаров посевных площадей (при плане 35 тысяч) и стал участником Выставки Достижений Народного хозяйства (ВДНХ) СССР 1975 г. За высокие достижения экипаж получил серебряную медаль ВДНХ СССР.

Рационализаторы авиационного предприятия В. С. Иванков, Ю. А. Сидякин, Ю. П. Солдатов и др. разработали и внедрили в производство 50 рационализаторских предложений, которые принесли экономический эффект 26 тысяч рублей.

В этом же году было сдано в эксплуатацию здание гостиницы-общежития, которое было расположено на территории аэропорта.

В январе 1976 г. за большие производственные успехи, достигнутые в IX пятилетке десять работников авиационного предприятия были награждены орденами и медалями СССР (в их числе командир корабля АН-24 Н. М. Зазулин и техник-бригадир авиационно-технической базы Е. М. Гончаров были награждены орденом Трудовой Славы III степени).

В мае 1976 г. в эксплуатацию вошли коммерческий склад и склад ГСМ.

В июне того же года через тамбовский аэропорт стали выполняться транзитные рейсы Архангельск-Тамбов- Ростов-на-Дону (самолётами ТУ-134), Ворошиловград-Тамбов-Горький (самолётами АН-24).

Коллегия Министерства гражданской авиации СССР и Президиум ЦК профсоюза авиаработников по итогам работы во II квартале присудили коллективу Тамбовского авиапредприятия третью премию.

Третью премию получило Тамбовское Авиапредприятие и за первый квартал 1977 г. В апреле того же года Совет управления гражданской авиации центральных районов и Президиум территориального комитета профсоюза авиаработников вручили предприятию переходящее Красное Знамя.

Переходящее Красное Знамя Городского комитета КПСС и горисполкома с занесением на Доску почёта было вручено коллективу предприятия в первом полугодии 1977 г.

Коллектив авиапредприятия не замыкался только на работе. Во внерабочее время авиаторы участвовали в культурной жизни предприятия, города, области. В августе 1977 г. в Доме творческих работников Тамбова состоялась традиционная встреча авиаработников с творческими работниками города литераторами, артистами, художниками. На встрече выступали заслуженный артист РСФСР Н. Гайдышев, поэтесса М. Румянцева, художник С. Куксов и др.

В октябре 1967 г. за досрочное выполнение годового производственного плана в честь 60-летия Великой Октябрьской революции 25 работников авиационного предприятия были награждены знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 г. Звание «Коллектива имени 60-летия Великого Октября» было присвоено 15 экипажам сменам и бригадам авиаработников.

В феврале 1978 г. в связи с Днём аэрофлота и за успехи, достигнутые в обслуживании народного хозяйства области, 14 работников авиапредприятия были награждены Почётными грамотами Областного комитета КПСС, Облисполкома и Совета Профсоюзов. В. И. Николаев – командир корабля АН-24 – был награждён орденом Трудовой Славы III степени.

В августе 1978 г. коллективу авиапредприятия Президиумом Московского территориального комитета профсоюзов авиаработников по решению Совета Управления гражданской авиации центральных районов за достижение больших производственных успехов, освоение новой техники и воспитание коммунистического отношения труда у личного состава, было присвоено высокое звание «Коллектива коммунистического труда».

В июне 1979 г. через Тамбов стали выполняться рейсы из Чебоксар в Харьков и из Днепропетровска в Ульяновск.

В апреле 1980 г. по результатам социалистического соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина 15 коллективов экипажей, смен и бригад и 59 работников авиапредприятия были награждены почётной грамотой.

В 1979-1980 г.г. экипажи Тамбовского авиапредприятия выполняли авиационные химические работы в ЧССР.

В январе 1982 г. лучшие лётчики авиапредприятия В. А. Рязанцев - командир самолёта АН-2 и Н. Зазулин - командир самолёта АН-24 за достигнутые успехи в авиационной отрасли были награждёны: В. Рязанцев - Орденом Октябрьской Революции, Н. Зазулин – орденом Трудовой Славы II степени.

В феврале 1981 г. Ф. А. Суздалеву «за долголетнюю безупречную работу в гражданской авиации, за освоение новой техники и подготовку кадров» [Тамб. объед. авиаотряд] Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание «Заслуженный пилот СССР».

В августе 1982 г. В. Николаев – командир корабля АН-24 был награждён орденом Трудовой Славы II степени. В ноябре того же года В. А. Рязанцев – командир самолёта АН-2 – Главным комитетом ВДНХ СССР за достижение наивысших результатов в обслуживании сельского хозяйства был награждён Дипломом I степени с вручением премии - автомобиля «Москвич».

В декабре 1982 г. в честь 60-летней годовщины образования Союза Советских Социалистических Республик коллектив авиотряда досрочно выполнил план авиационно-химических работ, обработав 1 миллион гектаров. В том же году коллектив авиаотряда «За достижение высоких результатов во Всесоюзном смотре эффективного использования сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов» был награждён Дипломом ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Госснаба СССР.

В феврале 1983 г. начальнику авиационно-технической базы С. И. Антоновичу за освоение новой техники, подготовку кадров и долголетнюю безупречную работу в гражданской авиации Указом Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР».

В честь 60-летия Аэрофлота коллектив авиационного предприятия получил приветственные адреса от областного комитета КПСС, городского комитета КПСС, горисполкома и от коллективов предприятий города и области.

В ноябре 1983 г. Е. М. Гончарову – технику-бригадиру авиационно-технической базы «за достигнутые производственные успехи и внедрение передовых методов труда присуждена премия советских профсоюзов имени Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова» [40 лет].

В 1985-1987 г.г. экипажи самолётов АН-2 выполняли авиационно-химические работы в Германской Демократической Республике.

В 1986 г. и 1987 г.г. Тамбовский авиационный отряд являлся участником ВДНХ СССР. В 1986 г. авиаотряд был награждён Дипломом Главного комитета ВДНХ СССР.

В 1987 г. «за достижение наивысших результатов по обслуживанию сельского хозяйства» [40 лет]. Были награждены: серебряной медалью – командир самолёта АН-2 В. И. Виноградов, командир самолёта АН-2 В. М. Шубенков, авиатехник П. Н. Леонов; бронзовой медалью – командир самолёта АН22 С. Г. Шарапов, командир самолёта АН-2 В. Г. Мазяков, командир самолёта АН-2 Н. С. Качалин, авиатехник А. В. Бугаевский.

В 1987 г. исполнилось 10 лет с того момента, как В. Козодаева – получила право работать на самолёте АН-2. В то время женщин в авиацию принимали в виде исключения. В 1977 г. таким исключением была студентка ТИХМа В. Козодаева, которую приняли на лётное отделение Тамбовского аэроклуба. За пять лет, которые девушка летала на «Яках», она заслужила репутацию отличного лётчика-спортсмена. В. Козодаева мечтала служить в рабочей авиации. Чтобы осуществить свою мечту она подала документы на экспериментальные курсы в группу женщин при Кременчугском лётном училище. В 1977 г. В. М. Козодаева прибыла в Тамбовское авиапредприятие. В.Козодаева получила право работать на самолёте АН-2. Прежде чем лётчик В.Козодаева стала командиром экипажа, ей пришлось очень много работать. Два года она летала вторым пилотом, постоянно совершенствуя своё мастерство. Опытные лётчики знают, каким напряжённы и упорным трудом и самоотдачей приобретается лётное мастерство. Будучи командиром экипажа, свои опыт и мастерство В. М. Козодаева передавала молодёжи. За неполные десять лет В. Козодаева провела в воздухе более 4000 часов. Приходилось перевозить пассажиров и грузы, выполнять рейсы в санавиации. В. М. Козодаева вместе с врачами была спасительницей многих людей, нуждавшихся в неотложном и быстром лечении или проведении срочной операции.

В апреле 1988 г. авиаотряд перешёл на новую систему хозяйствования. В первом полугодии 1988 г. Тамбовский авиаотряд по итогам производственной деятельности был занесён на городскую Доску почёта.

За долголетнюю и безупречную работу командир корабля АН-24 Н. Г. Пуляхин, налеташий безаварийно 20 тысяч часов был награждён орденом Трудового красного Знамени и знаком «Отличник Аэрофлота».

В 1988 г. Тамбовский авиаотряд выполнил производственный план по всем показателям.

Протяжённость воздушных линий имеет более 20 тысяч километров, из Аэропорта Тамбов ежегодно отправляется 150-170 тысяч пассажиров.

Аэропорт «Тамбов» в начале XXI в. играл большую роль в транспортной инфраструктуре и в социально-экономическом развитии Тамбовской области. Областная администрация в связи с важностью правильной организации работы аэропорта в этот период постоянно держала на контроле его деятельность и предпринимало конкретные шаг и по его модернизации и увеличению пассажиропотока. В 2010 г. была разработана целевая программа развития авиационных услуг в Тамбовской области. Программа предусматривала привлечение инвесторов к реконструкции комплекса аэропорта и обеспечению его соответственно современным тогда стандартам качества и безопасности пассажиров.

В 2010 г. количество пассажиров, желающих добраться до Москвы авиационным транспортом увеличилось количество рейсов Москва-Тамбов и Тамбов-Москва. Время в полёте составляло всего один час. Стоимость полёта была приемлемой – 1000 рублей. Новинкой сезона стали регулярные рейсы Тамбов-Сочи. С июня месяца всего за 2,5 часа тамбовчане могли добраться до лучших курортов России. Минимальная стоимость билета была 3500 рублей.

В 2010 г. Тамбовский аэропорт занимался обслуживанием чартерных рейсов по маршрутам Тамбов-Москва-Тамбов и Москва-Тамбов-Москва. В мае того же года начал осуществляться дополнительный рейс Тамбов-Сочи-Тамбов. За 2010 г. Тамбовским аэропортом было обслужено более 300 парных рейсов и перевезено более 9 тысяч пассажиров.

Основными видами деятельности аэропорта в 2010 г. являлись: управление аэропортом, управление воздушным движением, деятельность терминалов, транспортная обработка грузов, хранение нефти.

В 2010 г. выручка компании составили свыше 18 миллионов рублей. За пользование услугами аэродрома предприятием была получена выручка свыше 8 миллионов рублей. однако не обошлось и без убытков, которые составили 2,6 миллиона рублей за год.

Алёшин О. И самолётом можно будет долететь. Тамбовская жизнь. 28 марта 2009. – С. 3;

Аэропорт «Тамбов» наращивает объёмы перевозок. Наедине № 14, 7 апреля 2010;

Бирюкова О. Самолётом, поездом или автобусом. Тамбовский курьер № 14, 6 апреля 2010;

Кролик В. Рабочее место в небе. Тамбовская правда 8 апреля 1988. – С. 3;

Кулин Н. Воздушный полпред города. Тамбовская правда 5 августа 1986. – С. 3;

Мишина М. Дороги, поездки, полёты. Тамбовская жизнь, 6 апреля 2010;

Рожков И. Зам. командира Тамб. авиапредприятия. На воздушных трассах. Тамбовская правда, 8 февраля 1981. – С. 3;

Солдатов Ю. Зам. гл. инж. по авиац. и радиоэлектр. оборуд. Тамб. авиапредприятия. Вахта авиаторов. Тамбовская правда 18 июля 1986 г.;

Тамбовская жизнь № 15, 12 апреля 2011. С. 11;

Тамбовскому объединенному авиаотряду – 40 лет. Хроника, цифры, факты (январь 1949-январь 1989). Сост. И. Д. Рожков. Отв. за выпуск В. В. Чертухин. – Тамбов, 1989. – 15 с.;

Фалин С. В порядке исключения. Тамбовская правда 12 сентября 1986 г. – С.4;

Фалин С. На земле и в воздухе. Тамбовская правда 9 февраля 1986. – С. 3;

Введён в строй Тамбовский анилинокрасочный завод (будущее уникальное химическое предприятие ОАО «Пигмент»).

Первая продукция предприятия – пигмент красный «Ж» создавалась в сложнейших условиях: инженеры, технологи и рабочие цеха № 1 работали сверхурочно, так как продукцию эту с нетерпением ждали коллективы московских карандашных фабрик им. Красина и им. Сакко и Ванцетти. Выпущенный краситель получил самую высокую оценку первых потребителей.

Анилинокрасочный завод быстро развивался. Уже в первый год своего существования он выпускал 30 наименований продукции. В дальнейшем на предприятии вводились новые производственные мощности и в 70-е –80-е годы было освоено уже 80 видов наименований продукции. Уникальным был построенный в 80-е годы новый единственный в Советском Союзе комплекс дисперсных красителей. Эту продукцию, необходимую для производства химического волокна, ждали трудящиеся крупных предприятий в Чайковском, Кемерово, в белорусских городах Светлогорске и Могилеве.

Продукция предприятия отправлялась во многие города Советского Союза и в зарубежные страны. На экспорт предприятие поставляло 21 наименование продукции.

На протяжении всех лет своего существования предприятие росло, реконструировалось, расширялись промышленные площади, внедрялись самые новейшие технологии, осваивалось самое современное оборудование. Для обеспечения рабочих и сотрудников предприятия жильём строились новые дома.

В 90-е годы ХХ века «Пигмент» одним из первых в стране становится акционерным обществом. Председателем Совета директоров был избран Н. П. Утробин. В 2005 г. генеральным директором ОАО «Пигмент» избирается А. Н. Утробин.

Предприятие постоянно совершенствует ассортимент продукции, занимается поиском новых рынков сбыта и потребителей, разрабатывает новые технологии и виды продукции.

В настоящее время ОАО «Пигмент» является одним из лидеров в своей отрасли и входит в число 100 крупнейших предприятий России. Оптические отбеливатели, пигменты и лаки, акриловые и винилацетатные эмульсии и другие виды продукции для разных отраслей промышленности (всего более 400 экологически чистой и безопасной продукции) востребованы многими предприятиями. Качество продукции предприятия неоднократно подтверждалось дипломами российских и международных конкурсов: «Лучшая лакокрасочная продукция», «100 лучших товаров России»,Золотая звезда за качество продукции».

Главным достоянием предприятия являются люди. Активно ведётся подготовка, стажировка, обучение молодых специалистов, Для комфорта работников предприятия дизайнеры создают в цехах и в зонах отдыха специальные условия, продумывая не только интерьеры, но и цветовые гаммы. Для отдыха трудящихся предприятием был открыт санаторий-профилакторий.

Промышленность Тамбовской области. Этапы становления и развития. Гл. ред. А. Н. Колмаков. Проект подг. ООО «Команда» совм. с типогр. «Арт-Инфо».- 2007.- 96 с.

Тамбовская энциклопедия. Администрация Тамбовской области, 2004. ООО «Издательство «Юлис». 708 с.;

Июль 1949 года. В Тамбове на пересечении улиц Московской и Советской сооружен монумент, на котором установлен и торжественно открыт монумент «Танк» из колонны «Тамбовский колхозник».

Автором проекта монумента является архитектор В. Самородов. Памятник посвящён благородному почину наших земляков и олицетворяет единство тыла и фронта, а также беззаветное служение Отечеству.

Танк «Т-34» - это боевая машина, которая в годы Второй мировой войны была признана лучшей. Бойцы и командиры Красной, а затем Советской Армии заслуженно гордились «тридцатьчетвёрками», иностранные специалисты не могли не признать превосходные боевые качества этого танка, а Гитлер грозился найти и уничтожить инженеров, сконструировавших такую опасную для фашистов машину. На постамент вознесена подлинная боевая машина, принимавшая участие в сражениях. Этот танк, навечно застывший на постаменте, прошёл боевой путь от Сталинграда до Винницы. Монумент создан в память о великом подвиге советского народа – тружеников тыла – тамбовских колхозников.

Тамбовская энциклопедия. Администрация Тамбовской области, 2004. ООО «Издательство «Юлис». 708 с.;