Управление предприятием — тонкая и сложная наука, не имеющая ничего общего с мемами про эффективного менеджера. KPI придумали специально для того, чтобы оценить качество работы компании. Если хотите узнать, что это, вам сюда.
Что такое KPI и зачем он нужен
KPI (Key Performance Indicators) можно перевести на русский язык как «ключевые показатели деятельности». Они нужны для того, чтобы установить, насколько компания, подразделение или сотрудник были эффективны в конкретный промежуток времени.
Грубо говоря, KPI — это соотношение запланированной деятельности и выполненной работы.
Если вы сделали больше, чем запланировали, то ваш KPI больше единицы или выше 100%. Значит, вы перевыполнили план и можете рассчитывать на поощрение. KPI может быть высокого или низкого уровня: для оценки деятельности компании в целом или ее мелких структурных единиц. Индикаторы показывают на диаграммах или схемах всему рабочему коллективу, чтобы:
- мотивировать команду;
- вовремя обнаружить ошибки;
- объяснить, за что применили поощрения и взыскания;
- представить работу и ее результаты наглядно.
Показатели KPI
Показатели (или индикаторы) зависят от сферы бизнеса. Первоначально KPI применяли в сфере продаж. Большинство показателей в любом бизнесе будут так или иначе связаны с продажами и прибылью. У каждого показателя есть значение по степени важности для компании (его называют весом). Сумма всех весов показателей KPI равна 100%.
Показатели могут быть связаны с продуктом, персоналом, клиентами. Например:
- продажи,
- стоимость привлечения клиентов,
- затраты на продвижение в соцсетях,
- удовлетворенность клиентов,
- скорость замещения вакансий,
- объем прибыли и т. д.
Единого списка показателей не существует, они рассчитываются экспертным путем для нужд конкретного предприятия. Главное — чтобы они были сбалансированы и отражали работу компании со всех сторон.
М. М. Панов в книге «Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI» советует руководителям подразделений включать в расчеты не больше 15 индикаторов, чтобы не перегружать менеджеров планированием. Для всей компании их может быть гораздо больше.
Что учитывают KPI:
- результат, его качество и количество (сколько постов было выложено в соцсетях, какие собрали больше реакций подписчиков);
- затраты, то есть время и ресурсы, нужные для выполнения задачи (какова себестоимость одного торта, сколько времени уходит на доставку партии рулонов ткани и т. д.);
- производительность, то есть результат в единицу времени (сколько статей проверит редактор за месяц, сколько заявок обработает колл-центр в день);
- эффективность, то есть результат, разделенный на единицу ресурса (какой доход принесли компании потраченные средства).
Допустим, ваш бизнес — маленькая кондитерская «Леденецъ». Вам целесообразно складывать KPI продукта из объема продаваемого товара, количества сделок за период, конверсии продаж и т. д.
Формула расчета
Единой формулы для расчета KPI нет, каждый показатель считается отдельно. Для каждой области или сотрудника составляется своя матрица KPI.
Представим, что вы рассчитываете KPI продаж для продавца-кассира в кондитерской «Леденецъ» на февраль 2022 года. В матрицу вы решили включить:
- индекс недовольства клиентов,
- коэффициент охвата посетителей,
- выручку кондитерской,
- индекс корпоративных стандартов.