Найти тему
Совкомбанк бизнес

KPI для сотрудников простыми словами

Оглавление

Управление предприятием — тонкая и сложная наука, не имеющая ничего общего с мемами про эффективного менеджера. KPI придумали специально для того, чтобы оценить качество работы компании. Если хотите узнать, что это, вам сюда.

KPI можно составить как для всей компании, так и для одного сотрудника.  Источник: Unsplash.com
KPI можно составить как для всей компании, так и для одного сотрудника.  Источник: Unsplash.com

Что такое KPI и зачем он нужен

KPI (Key Performance Indicators) можно перевести на русский язык как «ключевые показатели деятельности». Они нужны для того, чтобы установить, насколько компания, подразделение или сотрудник были эффективны в конкретный промежуток времени.

Грубо говоря, KPI — это соотношение запланированной деятельности и выполненной работы.

Если вы сделали больше, чем запланировали, то ваш KPI больше единицы или выше 100%. Значит, вы перевыполнили план и можете рассчитывать на поощрение. KPI может быть высокого или низкого уровня: для оценки деятельности компании в целом или ее мелких структурных единиц. Индикаторы показывают на диаграммах или схемах всему рабочему коллективу, чтобы:

  • мотивировать команду;
  • вовремя обнаружить ошибки;
  • объяснить, за что применили поощрения и взыскания;
  • представить работу и ее результаты наглядно.

Показатели KPI

Показатели (или индикаторы) зависят от сферы бизнеса. Первоначально KPI применяли в сфере продаж. Большинство показателей в любом бизнесе будут так или иначе связаны с продажами и прибылью. У каждого показателя есть значение по степени важности для компании (его называют весом). Сумма всех весов показателей KPI равна 100%.

Показатели могут быть связаны с продуктом, персоналом, клиентами. Например:

  • продажи,
  • стоимость привлечения клиентов,
  • затраты на продвижение в соцсетях,
  • удовлетворенность клиентов,
  • скорость замещения вакансий,
  • объем прибыли и т. д.

Единого списка показателей не существует, они рассчитываются экспертным путем для нужд конкретного предприятия. Главное — чтобы они были сбалансированы и отражали работу компании со всех сторон.

М. М. Панов в книге «Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI» советует руководителям подразделений включать в расчеты не больше 15 индикаторов, чтобы не перегружать менеджеров планированием. Для всей компании их может быть гораздо больше.

Что учитывают KPI:

  • результат, его качество и количество (сколько постов было выложено в соцсетях, какие собрали больше реакций подписчиков);
  • затраты, то есть время и ресурсы, нужные для выполнения задачи (какова себестоимость одного торта, сколько времени уходит на доставку партии рулонов ткани и т. д.);
  • производительность, то есть результат в единицу времени (сколько статей проверит редактор за месяц, сколько заявок обработает колл-центр в день);
  • эффективность, то есть результат, разделенный на единицу ресурса (какой доход принесли компании потраченные средства).

Допустим, ваш бизнес — маленькая кондитерская «Леденецъ». Вам целесообразно складывать KPI продукта из объема продаваемого товара, количества сделок за период, конверсии продаж и т. д.

Формула расчета

Единой формулы для расчета KPI нет, каждый показатель считается отдельно. Для каждой области или сотрудника составляется своя матрица KPI.

матрица KPI – это таблица со сводными данными показателей. Источник: Unsplash.com
матрица KPI – это таблица со сводными данными показателей. Источник: Unsplash.com

Представим, что вы рассчитываете KPI продаж для продавца-кассира в кондитерской «Леденецъ» на февраль 2022 года. В матрицу вы решили включить:

  • индекс недовольства клиентов,
  • коэффициент охвата посетителей,
  • выручку кондитерской,
  • индекс корпоративных стандартов.

Читать далее